WorldClass

18 мая 2024, 05:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Берег // ОАО «ТМП»: успехи, перспективы, потребности

03.11.2011 18:26

Лучший российский экспортер работает в Воронеже

Несмотря на позднюю осень, в цехах Воронежского завода по выпуску тяжелых механических прессов «жарко»: здесь в напряженном темпе идет изготовление целого ряда крупных заказов. В их числе — первый в мире пресс-гигант усилием 16500 тонна-сил (тс). В связи с этим масштабным событием проводится модернизация производства. Согласитесь, ТМП является редким исключением из общего для сегодняшнего машиностроения правила, ведь отрасль переживает не лучшие времена.

Расспросим обо всем подробнее Мераби Отаровича Мерабишвили, генерального директора ОАО «Тяжмехпресс», председателя Воронежской региональной организации Союза машиностроителей России, члена политсовета регионального отделения партии «Единая Россия».

— Мераби Отарович, в советские времена завод ТМП называли «флагманом отечественного прессостроения». Обоснованно ли такое выражение сейчас, когда в бурных волнах рынка многом предприятиям «держаться на плаву» нелегко...

— И нам трудно в нестабильной экономической ситуации, существующей в мире, однако то, что ТМП является одним из лидеров мирового, а не только отечественного прессостроения, — это факт. Два года подряд ОАО «Тяжмех-пресс» получает от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации звание «Лучший российский экспортер» в сфере поставок машиностроительного оборудования.

Предприятие занимает более половины мирового рынка тяжелых горячештамповочных прессов усилием от 8000 тс. В данном сегменте ситуация непростая, конкуренция высока. Приходится соперничать за контракты. Именно поэтому к продукции завода в последние
годы все чаще бывают применимы слова «первый», «впервые».

В июне этого года первый в мире пресс с маркой ТМП усилием 14000 тс был сдан в эксплуатацию на фирме «Фуда» в Китае. Недавно отправлен заказчику — другой китайской компании — второй такой же пресс. Они входят в состав автоматизированных линий для штамповки поковок коленчатых валов и балок передней оси автомобилей весом до 210 кг, являются уникальным оборудованием и первенствуют на рынке тяжелого кузнечно-прессового оборудования (КПО). Разработанный недавно калибровочный пресс усилием 2100 тс сразу стал востребованным — мы получили несколько контрактов на изготовление таких машин.

Это — лишь некоторые примеры того, что завод ТМП постоянно развивается.

От Европы до Азии

— Какова же «география» ваших поставок?

— Предметом нашей гордости является тот факт, что продукция ТМП работает в 56 странах мира. Сегодня главными деловыми партнерами предприятия являются компании Китая. Тому есть объяснение. ОАО «Тяжмехпресс» позиционируется на рынке как производитель КПО прежде всего для автопрома, а более 23% производства автомобилей в мире обеспечил в прошлом году Китай. В этом году мы выпускаем для китайских заказчиков 11 различных прессов. Делаем машину для индийской компании, подписан новый контракт на производство пресса усилием 12500 тс. Среди заказчиков — Бразилия, а точнее, отделение концерна ТиссенКрупп. Комплект оборудования заказан французской фирмой. Во Франции работает одна из лучших кузниц мира, и сделать для нее оборудование — честь для нас.

— Сотрудничает ли ТМП с российскими предприятиями?

— Мы бы хотели работать на внутреннем рынке так, как раньше, когда нашими прессами оснащались автогиганты («КамАЗ», «ГАЗ», «ВАЗ»), предприятия сельскохозяйственного и энергетического машиностроения и другие. К сожалению, пока здесь рынок пассивен. Надеемся, что курс на модернизацию вызовет к жизни стремление предприятий обновить производственную базу. Тогда наша основная продукция будет востребована. Сейчас же это единичные случаи. К примеру, выпущен пресс для завода, входящего в ЗАО «Трансмашхолдинг», которое является одним из мировых лидеров железнодорожного машиностроения.

Кстати, о железной дороге. Мы наладили выпуск полностью автоматизированного, высокопроизводительного оборудования для ремонта колесных пар железнодорожных вагонов. Освоен выпуск кранов и крупногабаритных металлоконструкций, оборудования для строительной индустрии. Отмечу оборудование для производства изделий из ячеистого бетона. Недавно по заказу Воронежского комбината строительных материалов изготовлена такая автоматическая линия, сейчас производится ее монтаж. А предыдущая линия работает в Беларуси, отзывы самые лучшие. Кроме того, выпускается широкая номенклатура общемашиностроительной продукции.

Готовим кадры, сохраняем традиции

— Звучит оптимистично. Почему же в начале нашей беседы вы сказали: «И нам трудно»?

— Потому что это действительно так. Цикл изготовления продукции у нас составляет от года до трех лет. За это время происходит значительный рост стоимости энергоносителей, железнодорожных тарифов. С января 2011 г. возросли налоговые выплаты и страховые взносы. Так что пока мы получим деньги за свою продукцию, много воды утечет. Наша отрасль остается одной из самых низкорентабельных, а ведь мы не ресурсы за границу отправляем, а результат труда ума и рук людей.

С этой проблемой тесно связана другая — кадровая. В 90-е годы фактически не стало системы подготовки квалифицированных рабочих. Нам приходится обучать их на заводе. Чтобы они оставались работать, нужен определенный уровень зарплаты. Машиностроению трудно конкурировать с торговлей или сферой услуг. Но ведь на торговле современную экономику не выстроишь! Далее — зарплата в конвертах. Сколько организаций, где средняя зарплата—5-6 тысяч рублей! У нас — свыше 18 тысяч. Налоги, страховые взносы платятся из фонда заработной платы. В результате мы оказываемся в неравных условиях.

Вот почему Союз машиностроителей России вступил в Общероссийский народный фронт, внес свои предложения. Мы надеемся повлиять на отношение государства к сердцу промышленности — машиностроению.
Модернизация, освоение новых технологий жизненно необходимы. Но без инвестиций они невозможны. Завод выделяет на эти цели ежегодно от 70 до 100 миллионов рублей, не говоря о затратах на содержание ремонтных служб. Но это—капля в море по сравнению с потребностями. Со ставками рефинансирования и займов — 12-15 процентов, которые существуют у нас в стране, провести модернизацию будет сложновато. В странах Запада они колеблются от 0,25 до 3,4 процентов! На мой взгляд, надо адресно, только под модернизацию выделить определенный фонд, чтобы предприятия получали займы с низкими процентами на длительные сроки (10-15 лет). В противном случае, боюсь, лет через десять в машиностроении возникнут серьезные проблемы, и будет поздно.

— На многих предприятиях из-за существующих трудностей отказываются от социальных программ...

— Мы сохраняем коллектив и его лучшие традиции. Недавно отметили профессиональный праздник, наградили передовиков. Каждый год встречаемся с ветеранами Великой Отечественной войны на День Победы. Говорят, что ТМП остался одним из немногих заводов, где этот обычай сохраняется.

Работает ветеранская организация, действует коллективный договор, организован бесплатный проезд работников на служебных автобусах.

Екатерина Андреева
Берег, №122, 3 ноября 2011 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0