WorldClass

10 мая 2024, 02:06
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Lipetskcity.ru // Владимир Мигита: «Надеемся, здравый смысл победит, и депутаты примут важные для липчан поправки в бюджет»

26.03.2012 17:38

На февральской сессии Липецкого горсовета депутаты отклонили ряд предложений администрации, связанных с корректировкой бюджета. В результате не приняты поправки о дополнительном финансировании муниципального пассажирского транспорта, о погашении небалансов в сфере ЖКХ, о выделении средств на создание технопарка в рамках особой экономической зоны технико-внедренческого типа. Чем это чревато для города, корреспондент «Комсомольской правды» попросил прокомментировать первого заместителя главы администрации Липецка Владимира Мигиту.

- Трудно выбрать, какая из трёх отклоненных поправок важнее, поэтому начнем в порядке очередности – с проблем городского транспорта.

- Тогда сделаем это классически – с истории вопроса. Как известно, в 2003 году в Липецке отказались от бесплатного проезда в общественном транспорте. Конечно, эта мера была вынужденной, потому что городской бюджет не мог финансировать абсолютно все пассажирские перевозки. Муниципальный транспорт был обескровлен и попросту погибал. С момента введения платы за проезд мы активно обновляли подвижной состав, работали над реструктуризацией автотранспортных предприятий. Сначала у нас их было несколько, после оптимизации осталось одно – «Липецкпассажиртранс». Всё это позволило существенно снизить издержки. Однако возможности муниципалитета небезграничны. Хочу напомнить, что за последние три года стоимость проезда в транспорте не повышалась. Чего нельзя сказать о ценах на ГСМ, электроэнергию, запчасти. Не могла остаться прежней и зарплата водителей. Как и у сотрудников других отраслей, она, естественно, повысилась. В то же время дотация из бюджета все эти годы практически оставалась неизменной, порядка 450-480 миллионов рублей в год. В результате с 2009 года у муниципальных предприятий стали возникать трудности с расчетами за топливо и энергоресурсы, появилась кредиторская задолженность перед поставщиками.

Доходы от социальных перевозок покрыть этих затрат были не в состоянии. Во-первых, у многих липчан появился личный автотранспорт, и они перестали пользоваться услугами общественного. Во-вторых, увеличилось количество частных перевозчиков, которые «забрали» часть пассажиров у муниципалов. Нельзя сбрасывать со счетов и рост числа льготников – с каждым годом их становится больше, а гарантированно предоставление льгот им обеспечивают опять-таки только муниципальные предприятия. Этими обстоятельствами продиктована необходимость дополнительных ассигнований на городской транспорт. И мы доказываем в горсовете очевидное: деньги нужны для поддержания качества работы отрасли, ставшего для горожан привычным за последние 10 лет.

- Что ждёт липчан, если депутатское вето все же не будет преодолено?

- Надеюсь, здравый смысл победит, вопрос будет решен положительно, что позволит закрыть кредиторскую задолженность. Если этого не произойдёт, первое что мы будем вынуждены сделать – пересмотреть суточный график движения пассажирского транспорта. Известно, что муниципальные автобусы, троллейбусы и трамваи начинают работать с 5 часов утра и заканчивают в час ночи. Заметьте, никто из частных перевозчиков такого режима не придерживается. Почему? Ответ прост - доходы от перевозок с 5 до 7 утра, а также с 10 часов вечера до часу ночи – минимальны. Они убыточны.

Затем придётся определяться и по видам транспорта, избавляться от наиболее затратных, а к ним, несмотря на свою экологичность, прежде всего, относится трамвай. Может пострадать география транспортной сети. Сейчас она вся социально ориентирована. Муниципальным транспортом можно добраться практически в любую точку города. Если не будет хватать средств, мы вынуждены будем, либо уменьшать количество маршрутов, либо увеличивать интервал движения.

- Вряд ли кого-то в наши дни может оставить равнодушным тема ЖКХ. Есть какие-то прогнозы развития ситуации в коммунальной сфере, если долги энергетикам не начнут возвращаться?

Прогнозы всегда дело неблагодарное. Не стоит раньше времени сгущать краски, нужно отчётливо понимать, откуда взялись эти долги перед энергетиками. Сегодня их общая сумма более миллиарда рублей. Из них только небалансов по холодной и горячей воде, теплоснабжению и электроэнергии почти 500 млн. рублей. Это израсходованные многоквартирными домами ресурсы, которые по ряду причин невозможно расписать конкретным потребителям: кто-то живет не по счетчику, а по нормативу, пока безнаказанно тот самый норматив превышая, у кого-то неверные показания дает прибор учета. Если тенденция к росту небалансов сохранится, это может привести к банкротству управляющих компаний и дестабилизации обстановки в этом специфическом секторе рынка.

Долги ставят под угрозу срыва инвестпроекты по восстановлению инженерных сетей и развитию коммунальной инфраструктуры. Есть два выхода из ситуации: первый – погашение небалансов из городского бюджета и проведение комплекса мероприятий по энергосбережению и энергоэффективности, второй – включение в действие в полном объеме 307 постановления, которое обязывает граждан жилищно-коммунальные услуги оплачивать полностью.

Начиная с 2006 года, когда вступили в силу новые законодательные акты – Жилищный Кодекс, постановление правительства №307 и 185-ФЗ, определившие необходимость стопроцентной оплаты ЖКУ населением – муниципалитет компенсировал небалансы из бюджета. При этом и в мэрии, и в горсовете прекрасно понимали, что компенсация имеет не столько экономически обоснованную, сколько социальную направленность, поскольку снимает часть финансовой нагрузки с населения.

Для снижения потерь администрация форсировала реализацию городской программы по установке общедомовых приборов учета. За шесть лет количество узлов учета увеличилось в 10 раз и к 1 января 2012 года составило от 80 теплу до 99% по электроэнергии. В дело активно включились и жители: число индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды постоянно росло. Проводилась системная работа по энергосбережению, уменьшению потерь. Все это позволило не только сдержать рост небалансов, но и привело к некоторому сокращению потребления энергоресурсов. И хотя в натуральных величинах небалансы снижаются, в рублях сумма долга продолжает увеличиваться, что связано с ежегодным ростом тарифов, на формирование которых муниципалитет влиять не может.

Подготовка к применению 354 постановления требует определенных финансовых затрат. Начиная компанию, в администрации рассчитывали использовать для этого средства, полученные от продажи в конце прошлого года ООО «Квадра» участка теплотрассы по улице Ворошилова. Однако на февральской сессии городского Совета решение о выделении дополнительно привлеченных в бюджет 94 млн. рублей на погашение небалансов не было принято. «Мы намерены вновь поднять этот вопрос в конце марта. Он крайне важен для липчан. Если аргументы мэрии не будут приняты депутатами, в апреле, возможно, придется возвращаться к действовавшей до нового года схеме распределения затрат на потребленную электроэнергию. Надеюсь, этого не произойдет».

- Одна из отклонённых поправок касается возможности создания технопарка. Для чего он нужен в структуре особой экономической зоны?

- Мы постоянно ищем пути ухода от понятия моногород и декларируем курс на диверсификацию экономики Липецка. Один из вариантов – формирование на территории областного центра ОЭЗ технико-внедренческого типа, в структуре которой предполагается наличие технопарка. Основное требование, которое предъявляется к последнему – выпуск инновационной продукции. Этому направлению в стране сегодня отдается приоритет. Причём на федеральном уровне действует очень мощная программа поддержки технопарков. На условиях софинансирования в город можно привлечь значительные денежные средства. Посудите сами, мы просили из городского бюджета 6,5 миллионов рублей на создание управляющей компании ОЭЗ и технопарка. Есть договоренность с руководством областью, что из регионального бюджета для становления зоны будет выделено порядка 20 миллионов. Затем консолидированными средствами – это 26,5 миллионов - мы могли бы обратиться с заявкой в Минэкономразвития и получить больше 50 миллионов средств на развитие технопарка.

Подведём итог: 6,5 миллионов городских средств привлекают больше 80 миллионов рублей областных и федеральных. Чем плохо?

Обычно ОЭЗ технико-внедренческого типа используется, как место только лишь разработки инновационных технологий и опытных образцов. Создавая технопарк, мы решили пойти дальше: на одной территории разрабатывать технологии, опытные образцы и внедрять их в мелкосерийное или крупносерийное производство.

В целом у депутатского корпуса есть понимание этих проблем. К сожалению, у администрации, очевидно, не получилось донести эту информацию до отдельных парламентариев, которые блокируют принятие решения. Но мы намерены вернуться к рассмотрению этого вопроса и повторно выйти на городской совет с обоснованием нашей позиции.

P.S. В минувший вторник профильная комиссия горсовета, с рядом определенных условий приняла положительное решение по всем вопросам уточнения бюджета Липецка. Однако считать это успехом пока преждевременно: аналогичное предыдущее решение комиссии по экономике, бюджету и муниципальной собственности сессией не было подтверждено.

Беседовал Олег Пересветов
Lipetskcity.ru, 23.03.2012.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0