Воронеж. 27.11.2012. ABIREG.RU – Аналитика – За всю многовековую историю Российского государства реформы Петра Аркадьевича Столыпина были, пожалуй, самыми удачными. Отличительными особенностями столыпинских реформ было глубочайшее понимание их инициаторами и исполнителями экономического и духовно-нравственного потенциала российского народа, постановка ясных целей, опора на внутренние ресурсы и мастерство администрирования. И что особенно важно, реформы Столыпина в соответствии с замыслом реформатора сразу привели к позитивным экономическим и социальным результатам, политической стабильности, а главное - к реальному улучшению жизни простых людей - главного субъекта реформы. Вспомним для сравнения реформы Петра I, Сталина или Гайдара и их многочисленные жертвы.
Прошло более ста лет после столыпинских реформ, а Россия всё ещё ждёт своего реформатора. Как никогда ранее, страна нуждается в реформах столыпинского типа, в столыпинских, если хотите, прорывах, способных в короткие исторические сроки без жертв, насилия и унижения реализовать потенциал российского общества, придушенного либеральными реформами.
О каких прорывах идёт речь?
Что бы предпринял Великий Реформатор, если бы ему чудесным образом вновь довелось стать у руля российских преобразований? Какие бы ответы на вызовы современного общества он предложил? Решение каких проблем и каким образом могло бы сплотить и консолидировать, по его мнению, раздираемое противоречиями российское общество?
Попробуем применить опыт столыпинских реформ к решению некоторых проблем современной России.
Первое - реформа доходов. Российскому государству, чтобы сохраниться в современном мире в качестве великой страны и не стать жертвой очередной революции, нужно найти ответ на главный вызов современности - запрос общества на справедливость, и прежде всего, экономическую справедливость, ибо разрыв между богатыми и бедными зашкаливает все разумные пределы, становится главным фактором социальной апатии, с одной стороны, и политической нестабильности - с другой. Ответ на данный вызов необходимо искать в справедливом распределении доходов в триаде участников, создающих новую стоимость, - это, во-первых, капитал, представленный работодателями, во-вторых, труд, представленный наёмными работниками, и, в-третьих, государство, являющееся собственником природных ресурсов.
Фактическое положение сегодня таково, что большая часть дохода присваивается собственниками капитала в виде предпринимательского дохода, дивидендов, многочисленных оффшор-ных, теневых схем и т. д. Примерно треть доходов достаётся государству в виде налогов, сборов и штрафов, и совсем немного остаётся на долю трудящихся, наёмных работников - фактически чуть более 20%.
Это несправедливо. Соотношение доходов между собственниками-работодателями и наёмными работниками необходимо существенно изменить в пользу последних, ибо труд как экономическая категория в современной экономике стоит выше капитала.
Все призывы к социальной ответственности бизнеса в лучшем случае заканчиваются благотворительными акциями, спонсорской помощью и прочими подачками, которые зачастую вызывают ещё большее раздражение в обществе, поскольку достаются лишь небольшой части населения.
Кроме того, непропорциональность в доходах между работодателями и наёмными работниками ведёт к потере престижа труда, нежеланию получать рабочую квалификацию, и более того, к перераспределению доходов между людьми незаконным (взятки, коррупция) и даже преступным путём (воровство, грабежи, мошенничество и т. д.) и, как следствие, к росту социального напряжения в обществе, потере авторитета власти.
Для снятия этого взрыво-опасного напряжения необходимо принять ряд законодательных актов, закрепляющих нормативное увеличение доходов трудовых коллективов до уровня, соответствующего понятию справедливости.
Среди таких мер было бы разумным закрепление одной третьей части собственности (активов) любого коммерческого предприятия, независимо от формы собственности, за трудовым коллективом - основным участником создания новой стоимости - со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями: и по участию в управлении предприятием, и распределению прибыли или доходов от продажи всего предприятия или его части другому собственнику и т. д. К каким последствиям приведёт принятие данных мер (как на добровольной основе по решению самих собственников, так и вынужденно, по закону)?
Во-первых, увеличится доля трудового коллектива в доходах предприятий не только за счёт зарплаты, но и дивидендов.
Во-вторых, экономическая и финансовая деятельность предприятий станет прозрачной, ибо никто не будет утаивать информацию о работе предприятия от собственника, владеющего одной третью предприятия.
В-третьих, факт распределения одной трети капитала среди работников приведёт к капитализации не только всего трудового коллектива, но и каждого его члена. Причём распределение капитала среди членов трудового коллектива произойдёт не равномерно, а в зависимости от вклада каждого в общие итоги работы предприятия, при котором будут учитываться стаж работы, квалификация, должность и многое другое, что, в свою очередь, явится мощным стимулом:
а) повышения трудовой и технологической дисциплины;
б) карьерного роста и повышения квалификации работников;
в) общей, всего коллектива и каждого его члена, заинтересованности в повышении эффективности и конкурентоспособности предприятия.
В-четвёртых, повысится престиж рабочих профессий, закрепление их на конкретном предприятии, появление семейных династий.
В-пятых, и это самое важное, существенно снизится градус напряжения между трудовым коллективом и работодателями на конкретном предприятии и в обществе в целом.
О преимуществах введения данных мер можно говорить и дальше, но и перечисленных достаточно, чтобы понять, что, реализовав их, мы фактически переходим на новую экономическую модель развития, которая, во-первых, даст ответ на главный вызов современного общества - необходимость справедливого распределения дохода между теми, кто его создаёт и аккумулирует, во-вторых, снимет главное противоречие рыночной экономики - противоречие между трудом и капиталом.
С принятием этих исторических решений перед обществом раскрывается новая, практически бесконфликтная перспектива социально-политического развития.
Второе. Сдерживающим фактором развития экономики России является инфраструктурная отсталость. За 100 лет протяжённость железных дорог практически не изменилась, автомобильные как были рассчитаны на ширину двух конных повозок, такими, за редким исключением, и остались.
Эксперты подсчитали, что Россия ежегодно теряет 6% ВВП из-за плохого качества автомобильных дорог, что составляет почти три триллиона рублей. Плюс один триллион мы теряем из-за гибели 35-40 тыс. человек в год в ДТП и нескольких сотен тысяч человек, которые становятся инвалидами. Общие потери от российского бездорожья, таким образом, оцениваются в 4 трлн рублей в год.
Чтобы соединить все областные и районные центры Российской Федерации современными, высокоскоростными, как минимум, 4-полосными автобанами, требуется построить около 100 тыс. км дорог. При стоимости одного километра такой дороги, равной 150 млн рублей (что, кстати, почти в 2 раза дороже, чем в Китае), потребуется 15 триллионов рублей.
Для финансирования столь масштабного дорожного строительства необходимо внести следующие изменения в Налоговый кодекс: снизить на 8% налог на добавленную стоимость (с 18% до 10%) и одновременно ввести налог с оборота, равный 3%.
Поскольку по своей нагрузке на бизнес 1% налога с оборота равен 2% НДС, то субъекты бизнеса дополнительного налогового давления не почувствуют, а даже наоборот, оно станет чуть слабее.
Все средства от налога с оборота, которые составят не менее 2,5 трлн рублей, необходимо направлять в региональные дорожные фонды, не исключая при этом консолидации небольшой части средств в федеральном дорожном фонде.
Потери федерального бюджета от снижения ставки НДС на 8 пунктов, как показывает анализ, составят немногим более 500 млрд рублей, что объясняется низкой собираемостью налога на добавленную стоимость из-за его высокой криминализации и коррупциогенности.
Таким образом, до 2020 года в России представляется возможным построить сеть современных, безопасных дорог. Легко также подсчитать, что затраты на строительство автобанов окупятся к концу срока строительства за счёт дополнительного получения ВВП, а также за счёт уменьшения в разы жертв в ДТП. А морально-психологическое состояние жителей страны от дорожной обустроенности России вообще трудно переоценить.
Третье - решение жилищной проблемы, которое следует совместить с решением крайне запущенных, десятилетиями не решаемых в стране градостроительных, расселенческих и демографических проблем, и в первую очередь проблемы проблем - вымирания коренного русского народа (темпы убыли русского этноса катастрофические - около 1 млн человек в год).
Механизм реализации данного проекта видится следующим образом. Всем гражданам России, кто желает строить и жить в собственном индивидуальном доме, предоставляется государственным фондом кредит до 5 млн рублей на срок до 25 лет, земельный участок до 1 гектара с обустроенной инженерной инфраструктурой, включая дорогу.
Размеры кредита, сроки его предоставления, величина процентной ставки, а также размер и условия предоставления земельного участка дифференцируются в зависимости от региона, а в регионе - в зависимости от района. Например, на востоке страны - в Сибири, на Дальнем Востоке, в северных регионах, откуда идёт отток населения, условия кредита могут быть самыми льготными, а земля предоставляться бесплатно и размером по желанию до 1 гектара, а в Московской агломерации, южных регионах, где наблюдается перенаселение, можно вообще не предоставлять кредитов, стимулируя таким образом отток населения в другие регионы.
С другой стороны, в традиционно русских и других регионах, где наблюдается вымирание коренного населения, Реформатор наверняка бы ввёл стимулирующие меры по рождаемости. Например, при рождении третьего и каждого последующего ребёнка в семье размер кредита, подлежащий возврату, уменьшается на 1/3. Таким образом, семья, имеющая 5 и более детей, вообще освобождается от обязательств по возврату кредита.
Каким видится масштаб жилищного индивидуального строительства? Не менее 500 тыс. усадебных домов в год общей площадью около 100 млн м2. Источником финансирования могли бы стать займы ЦБ России - примерно по 1,5 трлн рублей в год. В течение 20 лет около 50 млн россиян переселились бы в собственные усадебные дома, прекратилась бы депопуляция народа, и прежде всего славянского этноса, укрепилось бы физическое и нравственное состояние общества. И всё это в совокупности с дорожным строительством привело бы к колоссальному экономическому подъёму страны, духовному сплочению нации, раскрепощению творческого потенциала народа, а это и есть главная задача модернизации.
Человеческая жизнь, безусловно, бесценна, но у неё есть и экономическое измерение. Прагматичные американцы подсчитали стоимость жизни среднестатистического американца. Она равна 3 млн долларов. Подсчёт прост: 75 лет - средняя продолжительность жизни - умножается на среднегодовое душевое производство ВВП - 40 тыс. $. Аналогичный подсчёт по России показывает, что одна человеческая жизнь стоит 20 млн рублей, а семьи из 5 человек, соответственно, 100 млн рублей. Именно во столько оценивается вклад среднестатистической российской семьи в ВВП страны в условиях нынешней микроэкономической ситуации в течение своей жизни. А для того, чтобы такая семья состоялась, нужно сегодня государству вложить всего 5 млн рублей. Сравните: 5 млн и 100 млн рублей.
Вот куда нужно сегодня вкладывать нефтяные деньги - наше тленное богатство, и тогда они превратятся в нетленное богатство народа - миллионы усадебных домов россиян и десятки миллионов дополнительных человеческих жизней.
Безусловно, это должны понимать государственные деятели масштаба Петра Аркадьевича Столыпина.
Четвёртое. Сельское хозяйство и экология.
Потенциал российского АПК огромен. На территории России можно производить столько зерна, мяса, молока и других продуктов, чтобы прокормить 500 млн человек.
В денежном выражении экспортный потенциал российского сельхозсырья и продуктов его переработки оценивается примерно в 150 млрд долларов США и вполне может быть сопоставим со стоимостью экспорта углеводородов.
Сделать российское продовольствие на внутреннем и внешних рынках абсолютно конкурентоспособным позволит перевод земледелия на биологическую основу, которая подразумевает разработку и внедрение соответствующих экологических стандартов, технологических регламентов, сертификатов качества и т. п.
В общем виде биологизация земледелия предусматривает:
а) широкое внедрение травосеяния - до 25% пашни;
б) массовое освоение бинарных посевов, сидеральных культур;
в) сохранение пожнивных остатков на полях, внесение на поля всех органических удобрений;
г) отказ от глубокой обработки почвы и освоение нулевой, в крайнем случае, минимальной;
д) минимизация применения минеральных удобрений и пестицидов.
За счет реализации этих мероприятий представится возможным получать положительный баланс сухого вещества в почве при выращивании сельскохозяйственных культур, что является главным фактором сохранения и умножения плодородия почвы, а следовательно, и перевода сельского хозяйства на новые экологические стандарты.
Такого массового производства экологически чистой продукции сельского хозяйства не может позволить себе ни одна страна в мире, за исключением России.
Однако только сельским хозяйством экологизация российской территории не должна ограничиваться. Чрезвычайно важным является состояние пойменных земель больших и малых рек, овражно-балочной сети, то, что мы привыкли называть естественными сенокосами и пастбищами. Их десятки миллионов гектаров. Они наряду с лесами, болотами играют исключительно важную экологическую роль, в частности, переводят атмосферные осадки, поверхностные воды в подземные грунтовые воды, которые питают родники, ручьи, реки, водозаборные скважины и выполняют роль экологических резервуаров.
Но по причине деградации сельхозугодий, лесов, болот из-за беспорядочного хозяйственного использования, ежегодного пала сухих растительных остатков, лесов с ролью экологического резервуара они уже не справляются. Отсюда повсеместное понижение грунтовых вод, паводки, наводнения, заиление русел рек, их обмеление и исчезновение.
Чтобы справиться с последствиями, по сути, уже наступившей экологической катастрофы, нужно немедленно объявить эти земли экологическими заповедниками, запретить сжигание растительных остатков, ограничить хозяйственную деятельность, заняться облесением и дать возможность восстановить их естественное состояние. И тогда по прошествии 20-25 лет мы будем жить в совершенно здоровой экологической среде.
Расчёты показывают, что если на европейской части России создать условия, при которых ежегодно, как и прежде, четвёртая часть выпадающих осадков будет переходить в подземные горизонты, то это составит более 300 кубических километров воды, что превышает суммарный объём стоков всех протекающих на этой территории рек. А это значит, что уровень грунтовых вод со временем начнёт повышаться. Восстановятся родники, ручьи, реки и т. д.
Важнейшей проблемой для России является утилизация отходов жизнедеятельности, а это не только отходы сельского хозяйства, но и перерабатывающей, деревообрабатывающей промышленности, бытовые отходы, канализационные стоки и т. п. Общий объём их составляет около 1 млрд тонн. Если их переработать на биогаз, то можно получить свыше 30 млрд м3 газа, из которого можно произвести электроэнергии и тепла, достаточных для обеспечения 50 млн человек. Кроме того, получается высококачественное органическое удобрение.
Для стимулирования переработки органических отходов в биотопливо необходимо принять на законодательном уровне так называемые «зелёные» тарифы на электроэнергию, что сделано уже во многих странах.
Таким образом, будущее России в глобальном мире представляется как огромный экологический резервуар, в существенной мере стабилизирующий с каждым годом обостряющуюся продовольственную и экологическую ситуацию на земном шаре.
Пятое. Реформа профессионального образования.
Сложившаяся в стране система профессионального образования разбалансирована. У всех её участников - студентов, учащихся образовательных учреждений, государства, общества, работодателей - интересы разобщены или не сформированы вовсе. К сожалению, профессиональное образование так и не стало объектом стратегического планирования.
Государством как самым ответственным субъектом системы профессионального образования не сформирована конечная цель, а задачи неконкретны и очень размыты. По существу, образование как отрасль развивается сама в себе, выстраивая правила игры в собственных интересах. Коммерциализация образования практически исключила из процесса принятия решений двух ключевых игроков: государство и работодателя. Система профессионального образования упростилась до примитивизма, где взаимодействуют между собой два субъекта - с одной стороны учебное заведение, с другой - учащийся, студент, чьи родители, в большинстве своём, оплачивают так называемые образовательные услуги. Учебное заведение заинтересовано в оплате учёбы, а студент - в получении диплома. И в результате мы имеем низкое качество подготовки выпускников, отсутствие ориентации на рынок труда, невостребованность многих выпускников по специальности.
Верхом расточительства существующей системы образования является выезд наиболее активной и одарённой молодёжи за рубеж или, в лучшем случае, трудоустройство в иностранных компаниях на территории страны.
Продолжение существующей ситуации приведёт в ближайшие годы к полной дискредитации профессионального образования и, как следствие, к дальнейшей деградации экономики страны. Выход из ситуации видится в существенной перестройке взаимоотношений между всеми участниками системы образования. Другими словами, в рыночной экономике образование призвано стать равноправным субъектом рынка, а действия государства должны быть направлены на:
а) обеспечение доступа всех желающих учиться для получения профессии, независимо от их материального положения и статуса;
б) создание конкуренции среди учебных заведений за качество образовательных услуг;
в) выработку алгоритма взаимоотношений между выпускниками, учебными учреждениями и работодателями, направленного на достижение единой цели - обеспечение экономики, бюджетной сферы прочих государственных структур высокопрофессиональными кадрами.
Для решения этих задач необходимо:
1. Освободить учащихся, студентов от оплаты за услуги образования. Нести расходы на образование должны государственный бюджет и заказчики, т. е. работодатели. Соотношение между государственным финансированием и заказчиками-работодателями, а также величина оплаты должны устанавливаться расчётным путём в зависимости от профессии, вида образовательного учреждения и других факторов. Оно должно быть близким к паритету 50x50. Причём работодатель должен свою долю заплатить не сразу после принятия выпускника на работу, а через некоторое время, скажем, через год после того, как убедится в качественной подготовке выпускника.
2. Представляется целесообразным через год работы вручать и диплом выпускнику. После совместной оценки его работы на предприятии специальной комиссией, состоящей из представителей учебного заведения, которое он окончил, предприятия и органов власти.
3. Региональные и федеральные органы власти должны сформировать перед учебными заведениями всех форм собственности долгосрочный (на 7-10 лет) заказ на подготовку специалистов и гарантировать их трудоустройство. Заказ готовится на основе, прежде всего, заявок работодателей, а также на основе прогноза и тенденций развития экономики, общества и государства.
Что произойдёт на рынке образовательных услуг с принятием данных решений?
Во-первых, поднимается ответственность за качество образования со стороны учебного учреждения, ибо оно может не получить оплату от работодателя за плохо подготовленного специалиста.
Во-вторых, выпускники учебного заведения будут намного серьёзнее относиться к учёбе, ибо они могут не получить диплом через год после работы на предприятии.
В-третьих, вся сфера профессионального образования будет готовить специалистов ровно столько, сколько нужно, и только тех, кто нужен. Очевидно, что многие учебные заведения в этой ситуации окажутся просто невостребованными. Но это куда меньшее зло, чем наводнение рынка труда ненужными специалистами.
В-четвёртых, работодатели, включая и государственных заказчиков, будут ответственно относиться к формированию заказа на подготовку специалистов.
В-пятых, все выпускники вузов и других учебных заведений будут гарантированно обеспечены работой.
Безусловно, данные предложения носят общий характер и не дают ответы на массу вопросов, которые возникнут после их принятия, но важно понимать, что они носят второстепенный характер и обязательно найдут правильное, сбалансированное решение после принятия основополагающих решений.
Однако в этой схеме есть одно слабое звено: многие работодатели какое-то время могут экономить на заказе выпускников учебных заведений, рассчитывая на приём готовых специалистов на рынке труда или переманивание их с других предприятий.
Для того чтобы решить эту проблему, необходимо законодательно закрепить количество принимаемых на работу на том или ином предприятии, учреждении выпускников вузов, ссузов, ПТУ - например, не менее 3% от численности работающих.
Шестое. Реформа здравоохранения.
Существующая система здравоохранения, несмотря на значительное в последние годы улучшение финансирования, остаётся неэффективной, затратной, громоздкой и коррупционноёмкой. Страховые компании практически не повлияли на качество медицинских услуг. Главная причина сложившейся ситуации заключается в отсутствии внутренней мотивации лечебных учреждений в предоставлении качественных услуг, а пациентов - в нежелании заниматься профилактикой заболеваний и вести здоровый образ жизни ввиду того, что, по их мнению, медицина у нас бесплатная, так как сами они не платят за медицинские услуги.
Государство из всех источников финансирования на здравоохранение расходует в расчёте на одного жителя примерно 15 тыс. руб. в год, а всего почти 2,5 трлн рублей.
Для решения вышеназванных проблем предлагается изменить порядок финансирования медицинских услуг, для чего необходимо на специальный лицевой счёт каждого гражданина РФ перечислять в начале года по 15 тыс. руб. (Сумму можно дифференцировать в зависимости от возраста.)
Любой пациент, обращаясь в медицинское учреждение и получая качественную услугу, рассчитывается средствами на специальном лицевом счёте. В случае несогласия пациента с объёмом и качеством услуг он обращается в специально организованные инспекции по оценке качества медицинских услуг, которые за фиксированную плату (например, 2% от стоимости услуги с пациента и 10% от подтверждённой переплаты с медицинского учреждения) делают проверку полученной услуги на соответствие её объёму и качеству.
В том случае, если стоимость медицинской услуги превышает наличие средств на специальном лицевом счёте пациента, за него могут рассчитаться родные и близкие со своих специальных счетов или за счёт личных средств.
На другие цели, кроме медицинских услуг, тратить деньги с данных счетов запрещено. Однако по истечении календарного года неиспользованные средства на счёте могут быть использованы на оплату мероприятий, связанных с укреплением здоровья по определённому перечню (например, санаторное лечение, оплату фитнес-клубов, спортивных кружков и т. д.), или будут зачтены для оказания медицинских услуг в следующем году.
Что касается редких заболеваний с высокой стоимостью лечения, то по ним государство может принять решение о консолидации части средств для их оплаты напрямую медучреждению, минуя пациента.
Что даст данная реформа в здравоохранении?
1. Появится реальная конкуренция среди лечебных учреждений независимо от формы собственности, ибо все они будут работать по единым утверждённым рыночным ценам.
2. Число медучреждений и медперсонала уменьшится. Оставшиеся будут за хороший труд получать достойную оплату, т. е. появится и реальная конкуренция среди персонала.
3. У населения появится реальная мотивация следить за своим здоровьем, ибо дальше лечиться за счёт здоровых не получится, а если и получится, то только с их согласия. Со стороны семьи, родственников усилится контроль и спрос за соблюдением здоровья отдельных членов, нарушающих здоровый образ жизни (курение, пьянство и т. д.), что приведёт в целом к укреплению института семьи.
4. В целях сохранения здоровья люди начнут больше уделять внимания профилактике заболеваний и самостоятельно объединяться по месту жительства вокруг участкового врача, педиатра. В случае плохой работы будут инициировать их замену.
Ежегодно средства, зачисляемые на лицевые счета населения, должны индексироваться на величину инфляции.
Седьмое. Развитие инноваций.
Во всём мире более половины научных исследований финансируется корпорациями, а в развитых странах 60-70 и более процентов. В этом и заключается причина их успеха.
В России наука, НИОКР финансируются за счёт бюджета, возможности которого в этой сфере сопоставимы с бюджетом одного крупного американского университета.
Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо законодательно закрепить норму, в соответствии с которой направлять не менее 5% чистой прибыли предприятий на финансирование инновационных исследований по самостоятельным программам или в кооперации с научными учреждениями, вузами, с другими предприятиями.
По предварительным расчётам, ежегодный объём финансирования корпоративных НИР составит не менее 500 млрд руб., что в несколько раз превышает существующий бюджетный уровень финансирования.
При этом произойдут и другие позитивные качественные изменения.
Во-первых, будет востребовано множество молодых талантливых людей, в том числе и те, которые успели выехать за границу. Расчёты показывают, что численность занятых в стране инноваторов может возрасти на 250-300 тыс. человек.
Во-вторых, возрастут конкурентность и капитализация российского бизнеса за счёт отражения на их балансах нематериальных активов.
В-третьих, в стране будет формироваться спрос на инновационную отечественную продукцию, отсутствие которого сегодня является сдерживающим фактором в развитии инновационной экономики.
В-четвёртых, возрастёт конкуренция между вузами за получение и формирование корпоративных инновационных заказов, что обеспечит развитие вузовской науки.
Восьмое. Жилищно-коммунальная реформа.
Главные проблемы ЖКХ заключаются, прежде всего, в высокой энергоёмкости городского многоэтажного жилья, его ветхости и неприглядности в связи с отсутствием средств на проведение капитального ремонта. Именно на решение этих задач и был сориентирован созданный несколько лет назад Фонд реформирования ЖКХ. За годы его работы удалось, пожалуй, только вскрыть масштаб проблемы, решив при этом её не более чем на 10%.
Главным сдерживающим фактором является отсутствие стабильного источника финансирования. Что здесь следует предпринять?
Во-первых, надо заморозить рост цен для населения на услуги ЖКХ, для чего не поднимать цены на электроэнергию, газ, воду для предприятий, оказывающих эти услуги;
во-вторых, на весь жилой фонд установить единый инвестиционный сбор из расчёта 5 руб. на 1 м общей площади дома или квартиры в месяц.
Расчёты показывают, что ежегодный сбор составит более 150 млрд рублей. Все средства через Фонд реформирования ЖКХ должны направляться на ремонт многоэтажного жилья, благоустройство придомовых территорий и выполнение мероприятий по энергосбережению. Ежегодно капитально ремонтироваться и благоустраиваться будет 25-30 млн м2 многоэтажного жилого фонда, в которых проживают около 1,5 млн человек.
Что касается сноса ветхого жилья, то данную проблему можно решить во взаимодействии с вышеназванной программой по обеспечению россиян индивидуальным жильем. В соответствии с данным проектом примерно 300 тыс. семей, или 1 млн человек, будут переселяться из городского многоэтажного жилья в индивидуальное, освобождая при этом 15-20 млн м2 жилья в многоэтажных домах. Спрос на это жильё будет небольшим, и цены на него резко упадут. Можно ввести на данное жильё и другие ограничения. Например, в нём можно поселить только близкого родственника или продать только государству. Таким образом, регионы будут иметь возможность приобретать данное жильё по низким ценам и предоставлять на условиях Фонда тем, кто проживает в ветхом и аварийном жилье. Это и будет вклад регионов в софинансирование данной программы. За 15 лет при ежегодном софинансировании регионов 70 млрд рублей будет выкуплено около 100 млн м2, в которые можно переселить всех граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье.
Одновременно регионы будут иметь возможность сносить ветхое и выработавшее свой ресурс многоэтажное (панельное) жильё для реализации новых градостроительных решений.
Со временем у регионов появится огромный ресурс собственного жилья, которое они могут сдавать в аренду всем желающим по доступным ценам, регулируя таким образом, с одной стороны, плату за съём квартир на рынке арендного жилья, а с другой стороны, стимулируя мобильность населения, особенно трудовую.
И в заключение несколько слов о революции.
Да, в нашем обществе назрела революция, но только в сфере духовно-нравственных отношений, их оздоровления. Моральная деградация общества за последние годы зашла так далеко, что ставит под угрозу само существование государства.
Движущими силами духовно-нравственной революции в России должны стать власть, традиционные религии и интеллигенция.
Дорожная карта нравственного оздоровления общества должна включать следующие мероприятия:
1. Повышение роли традиционных религиозных конфессий, и в первую очередь Русской Православной Церкви, в воспитании подрастающего поколения (делегировать эту функцию можно по специальному соглашению).
В этой связи представляется целесообразным направить часть подоходного налога на финансовую поддержку традиционных религиозных конфессий (как это делается в некоторых европейских странах).
2. Закрепление в общественном сознании всех народов, населяющих Россию, понимания роли русского этноса как государствообразующего и государствоудерживающего.
3. Организация общественного контроля за средствами массовой информации и Интернетом.
4. Широкое развитие и поддержка общественных форм местного самоуправления (земства, ТОСы, общины, религиозные приходы и т. д.)
5. Организация единого образовательного пространства с переводом финансирования сферы школьного образования на федеральный бюджет. Рост престижа учителя, денежное довольствие учителя должно в 2 раза превышать зарплату в экономике.
6. Укрепление института семьи, разрешение абортов только по медицинским показаниям.
7. Усиление административных мер наказания за нарушение этических норм поведения, национальную нетерпимость, сквернословие и т. д.
На этом можно и завершить, хотя предложенными идеями далеко не исчерпывается перечень повестки дня по обустройству России.
При всём том, что у власти всегда много текущих и стратегических задач, однако государственные мужи всех уровней никогда не должны забывать о Миссии власти, которая заключается в том, чтобы раскрывать духовный, нравственный, интеллектуальный, творческий, созидательный потенциал народа. А для этого постоянно нужны свежие, хорошо продуманные, объединяющие людей идеи и, главное, эффективные действия по их реализации.
Душа российского народа истосковалась по большому общему делу столыпинского масштаба.
Евгений Савченко,
губернатор Белгородской области,
доктор экономических наук
Наш современник, №4, 2012 г.