Воронеж. 19.02.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Ситуация в коммунальной сфере Воронежской области уже не выглядит столь удручающей, как несколько лет назад. Однако конфликты все равно пока неизбежны. О том, как можно сделать ЖКХ понятным каждому, а также о необходимости усовершенствовать законодательство в этой сфере рассказал «Абирегу» директор Единого расчетного центра Руслан Кочетов.
– ЕПСС работает над тем, чтобы платежи и расчеты были все более и более прозрачными. К примеру, недавно вышли новые платежки. В чем суть нововведений и какого результата планируете достичь?
– Вы сами назвали тот самый результат, к которому мы стремимся и который ставился перед нами правительством области в самом начале создания Единого расчетного центра. Это обеспечение максимальной прозрачности прохождения платежей. Создание системы, абсолютно понятной каждому жителю города и области.
Мы на протяжении двух лет работали над темами расщепления и прямых расчетов. На самом деле, квитанции – это только отражение тех глубинных процессов, которые происходят в Единой процессинг-сервисной системе. В основании же – огромный пласт работы наших программистов, юристов, экономистов.
Что касается видимых изменений – новых квитанций. Есть обязательные требования, которые выставляют надзорные ведомства, в том числе и Минстрой РФ. Все эти рекомендации на сегодняшний день отражены в нашем платежном документе. Но есть и ряд изменений – из квитанции исчезло упоминание о ЕПСС как о получателе платежа и даже как об организаторе взаимодействия.
– А в чем причина?
– Объяснение простое: ЕПСС исключена из финансовой цепочки – деньги не попадают на расчетный счет центра, а напрямую на уровне банка расщепляются и перечисляются исполнителям коммунальных услуг. В платежке указаны основные реквизиты всех поставщиков, вплоть до электронной почты. Кроме того, появилась новая строка с датой и суммой последнего платежа, которая повышает доверие ко всей системе в целом.
До недавнего времени не существовало алгоритма, который бы позволял обеспечить расщепление платежей на уровне банка. Поэтому для этих целей мы использовали свой транзитный расчетный счет. Кстати, прежде чем принять такое решение, мы рассматривали различные варианты. К примеру, в некоторых регионах страны в ходу платежки, где напротив каждого исполнителя коммунальной услуги имеется отдельный штрих код. Однако, как показывает практика, квитанции такого вида приводят к многочисленным ошибкам при оплате. Ведь при большом количестве штрих-кодов на одной квитанции считывать их корректно довольно сложно. И от этой, как и от многих других идей, пришлось отказаться. Новая квитанция в этом плане обеспечила полный баланс для всей системы оплаты.
– И все равно найдутся те, кто будет недоволен новой платежкой…
– Безусловно, именно поэтому мы собираем сейчас предложения от общественных организаций и жителей по поводу вида нового платежного документа. И если они окажутся конструктивными, то внесем изменения в квитанции. В числе первых таких рекомендаций – сделать крупнее шрифт. Хочу сказать, что мы уже увеличили размер самой важной информации. Остальные данные сохранили в прежнем виде. Это то, что не слишком интересно большинству плательщиков, но необходимо, например, старшим по домам, которые привыкли контролировать корректность расчетов. Поскольку мы все-таки ограничены размером самой квитанции и не можем убрать значения и параметры, необходимые для проверки начислений самими потребителями, надеемся, что вид платежного документа в итоге устроит всех. Также хочу напомнить, что увеличение самой квитанции в размере неизбежно приведет к удорожанию выпуска платежного документа. А наша цель – все-таки затраты на производство платежки сохранить оптимальными.
– Надзорные ведомства должны быть довольны?
– Действительно, претензии со стороны УФАС были, но хочу отметить, что такие же требования были предъявлены и другим расчетным центрам Воронежа. Более того, подобная ситуация сложилась и во многих других регионах страны. Напомню еще раз: вопросы к нам возникали из-за того, что деньги заходили на наш расчетный счет и мы от этого сегодня ушли. При этом, на мой взгляд, важно отметить, что модель, которая действовала в нашем регионе ранее, была полностью продумана и удобна для работы на коммунальном рынке. Суть ее заключалась в том, что средства приходили на наш расчетный счет, где впоследствии расщеплялись по получателям платежей. Заметьте, счет был транзитный, а это значит, что вся полученная от населения сумма до копейки перечислялась поставщикам ресурсов. Если вы следите за новостями, то должны были заметить, что в последние два года если у РСО еще остались претензии к управляющим организациям в части взаиморасчетов, то они не касаются тех УК и ТСЖ, которые работают с нами по системе расщепления платежей. У наших клиентов не осталось никаких финансовых разногласий. Вопросы есть только к тем управляющим организациям, которые продолжают действовать по старинке: через свои мелкие расчетные центры заводить средства жителей на свои расчетные счета без расщепления и использовать их на собственные нужды.
– То есть проработанная вами модель может стать примером и для других расчетных центров?
– Можно сказать, мы стали в определенном смысле ледоколом. Мы же работали над новой моделью платежей в течение последнего года, вели переговоры с банками, почтой, разными ведомствами и службами. Еще до предписаний УФАС мы просто четко следовали как требованиям закона, так и пожеланиям наших клиентов. Я думаю, что другие расчетные центры пойдут по проторенному нами пути, в том числе используя наши наработки при взаимодействии с банками. И мы этому рады.
– Вопрос как от обывателя: насколько ваша новая модель расщепления средств защищена от ошибок?
– В мире нет ничего абсолютного, но вероятность сбоя минимизируется при профессиональном подходе к делу. Во-первых, мы пользуемся только сертифицированным программным продуктом, который обычный небольшой расчетный центр позволить себе не может. Во-вторых, ведем постоянную программную поддержку – выясняем слабые места, дорабатываем модули. Недавно наша техническая служба разработала модуль, который позволяет автоматически выявлять должников за ЖКУ в течение короткого периода. То есть одним касанием мы можем увидеть список неплательщиков и сформировать пакет документов для взыскания задолженности. Эта опция очень упрощает работу с должниками поставщикам ресурсов. Как следствие, мы помогаем восстановить справедливость в тех случаях, когда из-за неплательщиков в МКД образуются гигантские общедомовые нужды и страдают добросовестные жильцы.
– По новой модели вы работаете со всеми ключевыми ресурсоснабжающими организациями Воронежа?
– Из крупных РСО мы работаем с ООО «РВК-Воронеж», ПАО «ТНС энерго Воронеж», МКП «Воронежтеплосеть». Также взаимодействуем с УК и ТСЖ города. Это порядка 150 контрагентов. И нам есть что предложить новым партнерам.
– Законодательство в сфере ЖКХ считают одним из самых туманных и противоречивых. Можно ли как-то внести окончательное понимание в данную сферу?
– Я бы назвал законодательство в сфере ЖКХ не окончательным. И об этом сегодня открыто говорят как представители профильного министерства, так и депутаты всех уровней. Пробелы и нестыковки в системе за последние пять лет привели к банкротствам управляющих организаций, к долгам перед ресурсоснабжающими компаниями, к хаосу на рынке, который в нашем регионе мы уже два года пытаемся упорядочить и систематизировать.
К примеру, в самом начале работы на нас как на центр компетенций в сфере ЖКХ правительством области была возложена миссия провести сверку взаиморасчетов крупных РСО и УК Воронежа. Сегодня в финансовом плане между всеми участниками той сверки – здоровые и конструктивные отношения. Кроме того, совместно с Государственной жилищной инспекцией пытаемся решить проблему «двойных платежек», которая до сих пор остается одной из самых острых в регионе. Также принимаем активное участие в деятельности по лицензированию управляющих компаний, что в итоге должно повлиять на очищение рынка от недобросовестных организаций. Ну и, конечно, вводим новые и удобные сервисы для наших клиентов – жителей Воронежа и участников коммунального рынка.
Хотя противоречия в законодательной сфере все равно остаются: Жилищный кодекс, постановления правительства РФ, рекомендации и разъяснения Минстроя, решения судов в некоторых моментах не единообразны. Мы все-таки стараемся рассматривать нормативную базу вкупе, не выдергивая факты из контекста. Именно такой подход позволяет нам делать свою работу четко, ясно и сбалансированно.