Воронеж. 16.05.2018. ABIREG.RU – Аналитика – С кем в Воронеже можно приятно поговорить по душам за чашкой чая и о воспитании детей, и о бизнесе, и о достижении гармонии между этими вещами? Конечно, с руководителем группы компаний «Чемпион», членом ГС «Лидер», а также мамой пятерых детей Наталией Хван. Она знает, что большая семья – это не повод забывать о своих интересах и быть домохозяйкой за спиной успешного мужа. Ничто не расскажет о бизнес-леди как о руководителе более красноречиво, чем ее поведение дома с близкими людьми и взгляд на мир в целом.
– Поделитесь секретом, как вам удается везде успевать – и карьерой заниматься и воспитывать пятерых детей? Есть помощники?
– Подстраиваем с мужем свои графики, договариваемся с родителями. К тому же мы живем в том же районе, в котором и работаем. Секции и кружки расположены недалеко. Высчитано все по минутам – куда и во сколько надо успеть. Старшему – Даниилу – уже 14 лет, он у нас самостоятельный. Среднего – Виталика – возим на дополнительные занятия, в школу ходит сам, она около дома. Он учится во вторую смену, почти все дополнительные занятия у него утром. Это удобно. Отвели Алису в сад, заодно и Виталика подбросили на занятие. За полтора часа, пока длится занятие, можно успеть решить свои дела – и в банк заехать, и провести встречу. Младшие – Валера и Матвей – пока дома. Если вдруг мне или мужу нужно уехать в командировку, обращаемся за помощью к бабушкам.
– Ваши дети занимаются во многих секциях, уроки успевают делать?
– Мы особо не делаем с ними домашнюю работу, не проверяем тетрадки. Но всегда интересуемся – нужна ли наша помощь. При этом, если она необходима, важно не дать сесть на шею и не сделать за детей задание целиком. Учатся они хорошо. Если нужен компьютер, разрешаю полчаса поискать нужную информацию. Этого вполне достаточно. У нас строгие взгляды на пользование Интернетом. Если успеет скачать музыку, молодец. Большая занятость детей дает возможность понять разные направления в жизни, найти то, что им по душе, раскрыть способности.
– Когда детям все надоедает, что делаете?
– Сейчас весна, и секции посещать нет большого желания. К тому же конец учебного года. Ребята устают. Шестилетняя Алиса первый год занимается танцами и делает большие успехи – уже садится на шпагат. Когда капризничает, не хочет идти, провожу беседу, нахожу обоснование, почему идти все-таки необходимо. Стараюсь рассказать, о том как важно соблюдать дисциплину и регулярно заниматься. Виталик обожает рисовать – у него хорошее цветоощущение, и он не боится экспериментировать, также увлеченно занимается в «Кванториуме». У старшего тоже художественные способности, но школьные учителя смогли вбить в голову, что он рисует не так, как следует. Поэтому желание рисовать у него пока пропало. Даниил занимается плаванием, робототехникой и углубленно изучает английский язык.
– Вы всегда мечтали о большой семье?
– Мы никогда не обсуждали с мужем, сколько у нас будет детей, не ставили никаких задач. Все получилось спонтанно. Иметь двое детей – это нормально и естественно. Потом мне захотелось, чтобы была дочка. И она появилась. А крайние сыновья – Валера и Матвей – стали для нас приятными сюрпризами. Когда уже есть трое детей, вопрос – рожать или нет, в принципе, не стоит. Но ошибочно думать, что после трех детей уже не важно сколько их. Большая семья – это огромный труд!
– Но все члены семьи требуют к себе любви и заботы. Большая семья – это огромный труд...
– С появлением последующего ребенка нагрузка на родителей увеличивается. С каждым нужно поговорить, понять и услышать, обнять, пожалеть. У нас есть правило: если ребенок вечером все сделал, выполнил поставленные задачи, помог с домашними делами, тогда, он выбирает, что делать перед сном, вне конкуренции у нас личная беседа с папой, у папы для каждого припасена интересная притча, история из жизни или обсуждение актуальной темы. На втором месте, чтение книг мамой, ложимся на кровать с кучей подушек и читаем. Я очень тщательно подхожу к выбору книг, стараюсь найти книги интересные для детей. Третье место у мультиков.
– Чем больше детей, тем шумнее и конфликтнее атмосфера, не так ли?
– Случается и напряжение. Сейчас у старшего подростковый период, но я этого не чувствую. Чего не скажешь о среднем. Несмотря на то, что ему десятый год, все признаки переходного возраста налицо. У папы много терпения, и во многих ситуациях он более уравновешен. Я – требовательный человек. Если у меня не получается найти взаимопонимание, папа выступает в роли буфера.
– Обычно женщине приходится быть буфером. Вы ролями поменялись?
– У нас по всем проявлениям семья не стандартная. Поэтому мы не пытаемся навязывать друг другу типичные роли. Например, папа у нас готовит еду, так как делает это быстро, вкусно и легко.
– Отдыхаете все вместе, как любите путешествовать?
– Последние несколько лет разделяемся. Папа с тремя детьми уезжает в один тур, а я с двумя – в другой, а потом едем вдвоем или со старшими детьми. В разное время, естественно. Ведь приходится считаться с интересами разновозрастных детей. Смешивать отдых 14-летнего и четырехлетнего – это издевательство над кем-то из них. У нас с Даниилом и малышом планируется познавательная поездка. Грудничок у нас очень спокойный, хорошо переносит переезды, и Даня с ним прекрасно справляется.
Недавно я ездила на учебу в Москву. Три недели Даниил помогал мне, присматривая за Матвеем. Он готовил, кормил, гулял с ним. Между братьями появился очень тесный контакт. Поездка показала, насколько у меня взрослый и ответственный сын.
– Какими бы вы хотели видеть своих детей во взрослой жизни?
– Если серьезно подумать, отбросив лишнее, то моя цель – вырастить детей, которые будут способны в большой жизни самостоятельно справляться с решением любых задач. Думаю, это возможно, если дать им больше независимости и ответственности в детстве.
Еще в прошлом веке, дети в 14 лет могли полком руководить, а в девять лет часто шли работать и помогали содержать семью. Почему мы считаем, что современные дети, которые более развиты, не способны контролировать свою учебу и задания?
– Вы считаете, дети дошкольного возраста тоже нуждаются в минимуме контроля?
– Да, просто надо знать что действительно нужно контролировать. Проблема в том, что родители часто отнимают у маленьких детей возможность что-то сделать самим. Ведь проще и быстрее сделать самому. Нужно давать задание, с которым ребенок точно справится и которое будет для него безопасно. С тем, чтобы накрыть на стол, вполне способен справиться четырехлетний ребенок. Зато он себя чувствует при этом ответственным. Например, моя дочь сама может собраться в сад и гордится этим. Она сама просыпается, убирает постель, умывается, одевается. Наша задача не создавать для детей «тепличные» условия, а дать возможность приносить семье и обществу пользу в любом возрасте.
– Вы красивая женщина, у которой большая семья и много домашних хлопот. Зачем вам еще бизнесом заниматься? Одного бизнесмена в семье – мужа – не достаточно?
– Мы все многогранные личности. Бизнес и доход от него позволяет мне заниматься интересным делом, собственным развитием и самостоятельно планировать финансовое будущее. Работа по найму не дала бы столько свободы и возможностей как предпринимательство.
– Кем вы работали по найму?
– У меня технологическое образование. Я инженер-технолог хлебопекарного, кондитерского и макаронного производства. Работала в большой федеральной компании, которая занималась продажей высокотехнологичного сырья для пищевого производства.
– Как вы оказались в «Лидере», ведь объемы вашего бизнеса меньше тех, которые есть у большинства представителей гражданского собрания?
– В «Лидер» меня порекомендовал Гордеев Алексей Васильевич.
– Между тем, вы являетесь членом мужского «Лидера». Не было никогда желания «перекочевать» в женсовет клуба бизнесменов?
– Гражданское собрание и женсовет – это не чаепитие с баранками, а огромная работа и желание приносить пользу городу и области. Тратить не заработанные лично средства – большая ответственность. За каждым успешным мужчиной всегда стоит уникальная женщина. Все участницы женсовета «Лидера» – индивидуальности. Они посетили по много раз районы по всей области, знают проблемы социальных учреждений на селе, составляют карту оказания помощи. Большая работа проводится с профильными департаментами. Ведь важно учесть и соединить пожелания и сверху, и снизу. Благодаря этому умению, многие специализированные школы в районах области оснащены музыкальными инструментами, восстановлены творческие коллективы, действуют секции робототехники, клубы юннатов. То, что воронежские ребята стали учувствовать во многих конкурсах, в том числе и всероссийских – огромная заслуга женсовета. Женсовет делает огромную социальную работу. Просто так сложилось, что в информационном пространстве ярче светит звезда мужа.
Я общаюсь с членами женсовета. Я с радостью буду стараться принимать участие во всем, что делает женсовет.
– А бизнесмены «клуба миллионеров» воспринимают вас на равных или тоже делают скидку на материнскую нагрузку и принадлежность к слабому полу?
– Не уверена, что хочу, чтобы меня воспринимали на равных. Мне нравится, когда мужчины относятся к дамам с нежностью и заботой. Я воспитываю своих мальчиков с таким посылом, что у женщин свое важное и особое предназначение – в частности, являться поддержкой и украшением их жизни.
– Как получилось, что вы возглавили оргкомитет премии Столля?
– Изначально договорились, что руководители оргкомитета будут каждый год меняться. Первый форум был самый сложный, вся ответственность лежала на Владимире Маслове (учредителе ГК «Агроэко» – прим. ред). Несколько членов «Лидера», включая меня, Евгения Хамина, входили в возглавляемый Владимиром оргкомитет. Мне было интересно наблюдать, как мыслят люди такого масштаба.
– Как вы относитесь к критике? Вас критикуют вообще?
– Я понимаю, что нельзя провести ту же премию Столля идеально. Многие считают, что «Лидер» – это собрание людей, которые всего достигли и все знают. На самом деле мы беремся за многие новые проекты, проведение которых не входит в круг наших прямых задач. Стараемся экспериментировать и искать новые решения. Стоять на пьедестале и говорить, что все знаешь и умеешь, – прямой путь к деградации.
– С кем вы себя ассоциируете из столичных знаменитостей и вообще?
– Вообще не было такой мысли проводить параллель с кем-то, сравнивать заслуги. То, что я состоялась и в семье, и в бизнесе – просто результат гармоничного состояния, и большой поддержки близких людей. Между тем, в моей жизни появляются люди, которые восхищают. Например, спикер премии Столля 2017 года Ксения Безуглова. Она попала в аварию и врачи сказали, что вряд ли она сможет иметь детей. В октябре прошлого года у нее появился третий ребенок. Несмотря на то, что Ксения передвигается в коляске, она социально активный человек, без всяких «но» и условностей. Красивая женщина с потрясающим жизнелюбием и упорством! Другой пример: у Евгении Уваркиной шестеро детей, при этом она руководит огромным агрохолдингом (ГК «Трио» – прим. ред.), участвует в активе российской деловой жизни, ведет социальные проекты. Уверена, что они точно себя ни с кем не сравнивают.
– Что вам в жизни приносит радость?
– Возможность вести полноценную жизнь – иметь большую семью, заниматься любимой работой.
– Вы считает себя сильной женщиной? Чего еще не успели достичь?
– Я сильна тем, что у меня есть любимый муж, родители, дети. Мы все – большая семья. В этом году у нас будет 17 лет совместной супружеской жизни. Что касается работы, есть замечательный коллектив, интересные проекты. Вообще, трудно сказать, насколько ты силен, пока все достаточно хорошо и стабильно. Обычные неприятности мне удается решать и извлекать из них ценный опыт. Сказать, что я сильная, не могу. При этом не жду от жизни сплошного позитива. Я готова сама делать свою жизнь лучше. Рада, что имею возможность видеть достижения детей и участвовать в этом. Хочу много внуков. Интересно дождаться общения со своими уже взрослыми детьми.
– Поговорим о бизнесе. Что интересного создала Ваша компания за последнее время?
– Почти за десять лет мы построили около пяти тысяч площадок – большая часть из них расположена в Воронеже, а также в Липецке и немного – в Курске, Белгороде и Тамбове. Я сторонник подготовленного развития. Чем хороша женщина в бизнесе? Она проявляет такую же гибкость, как и в семейной жизни – сегодня так, а завтра, если что-то изменилось, значит, перестроится.
– В год в среднем сколько создаете детских площадок?
– Около 500 площадок различного объема. Сюда входят как крупные проекты такие, как «Городской парк отдыха», так и универсальные площадки для занятий определенными видами спорта. Например, универсальные спортивные площадки для волейбола, баскетбола, хоккея, футбола. Многие подобные проекты будут закончены к концу лета. Кроме того, у нас есть собственная сервисная команда, и если заказчики хотят получать послегарантийное обслуживание, то мы готовы долгое время нести ответственность за свою площадку и ее обслуживать.
– На чьи средства вы устанавливаете площадки?
– Сейчас муниципальных и федеральных контрактов по предоплате нет. Поэтому мы обладаем определенным финансовым запасом. Помимо этого у компании хорошая репутация, поэтому при необходимости нам дают материалы с отсрочкой платежа. Но мы этой «опцией» почти не пользуемся.
– Сколько стоит среднестатистическая дворовая площадка?
– Небольшая площадка, предполагающая песочницу, горку и качели, может обойтись в 100 тысяч рублей. Если говорить о крупных парках – пожалуй, в несколько миллионов. Но каждый проект это поиск оптимального решения.
– В относительно свежих жилых комплексах не редко можно встретить «советскую» модель детской площадки, которая не пользуется популярностью. Как воронежцы могут поменять ее на новую, современную?
– Все жилые объекты, как и застройщики разные. Одни при сдаче комплекса создают качественное благоустройство, другие стараются сэкономить на дворовой территории. Здесь должна быть активная позиция самих жителей. Есть управляющая компания, есть ТСЖ – это реально работающие инструменты, с которыми можно и нужно работать. Через эти организации воронежцы могут участвовать, например, в программе «Комфортная среда», куда подают заявки любые дворовые территории. Конечно, результат может быть не сразу, потребуется время и желание жителей участвовать в создании хорошего двора. Но в итоге дом получает полное благоустройство по предварительно составленному проекту.
– Что бы вы изменили в облике Воронеже?
– Хочется улучшать среду для отдыха, чтобы было больше парков и площадок для отдыха. Еще не все территории застроили многоквартирными домами и есть свободные «пятаки». Также можно делать небольшие оазисы среди застроек, как у европейцев. Но люди должны до этого сами дойти и созреть. И начать хотя бы с того, что перестать парковаться на газонах и активнее собираться на субботниках. Чтобы красиво жить, нужно начать что-то делать, а не ждать подарков от власти и чиновников, соседей.