WorldClass

16 апреля 2024, 23:18
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Газета «Известия» // Рабочим – класс

03.07.2019 18:16

Депутат Виктор Зубарев специально для «Известий» – о будущем профессионального образования и ажиотажном спросе на «синих воротничков».

Новейшее время в мировой истории называют академическим. Это определение не связано с поголовным стремлением в академики. Оно отражает социальное самочувствие человека информационного века, который вынужден постоянно обновлять свои знания. И вместе с ними – культурные оценки, ставшие неприменимо консервативными. Однако российская система школьного воспитания при всех преобразованиях продолжает превращать наших детей в «прекурсоры» университетов.

При этом трудиться дипломникам особо негде. Согласно апрельскому опросу ВЦИОМа, по профилю не работают 47% молодежи с высшим образованием. 30% респондентов определяют проблему отсутствием такой работы. Зато из отчета HeadHunter следует, что в истекшем году колоссальные 205% составил прирост вакансий для рабочего персонала. Сам спрос на «синих воротничков» был таким, что на одно предложение приходилось одно резюме. Круг замкнулся на недостатке рук в нужной локации.

Сознательный императив вузов не только перенасытил отечественный рынок. Он создал собственный социальный фильтр. Любой коуч сегодня учит эффективному менеджменту, а не любви к доменным печам. Поэтому и претензии к качеству, допустим, строительных работ обсуждаются с участием переводчиков. И проблема не в заводах или трудовой миграции. А в обществе, где растворился статус рабочего человека. Опять мы со своим ментальным максимализмом отринули прошлое и полюбили, по Станиславскому, «себя в искусстве, а не искусство в себе». Но взгляды постепенно меняются.

В 2010 году лишь 8% школьников выбирали среднее специальное образование. Сегодня, по данным SuperJob, более 25% выпускников планируют учиться в ссузах. Цифры с тенденцией, только без гарантии. Во-первых, мы носили «культурные очки» абсолютного престижа «вышки» слишком долго. Во-вторых, многие семьи и сейчас склонились бы к вузам, но обучение по контракту недешевое. Поэтому пока рано строить долгосрочные прогнозы с позитивной динамикой.

Между тем к 2020 году в стране должно быть занято 25 млн высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ). Эта часть майских указов-2012 казалась неосуществимой. Но к концу 2018 года показатель составил 19,5 млн (Росстат). Общей популяризации рабочих и инженерных профессий послужили федеральные программы мероприятий: чемпионат WorldSkills Russia, конкурсы мастерства, форум рабочей молодежи.

И это правильные формы поддержки и социальной рекламы. Но здесь не следует смещать акценты в сторону госаппарата. Нужно, чтобы люди поверили в потенциал профобразования. Для этого техникумы и колледжи должны войти в экономику своего региона не в качестве статьи бюджетных расходов. А в ранге «золотого резерва». Стать частью делового трека местных предприятий, более того – условием развития бизнеса и производства.

Поэтому важно актуализировать состояние образовательных программ и методик их преподавания, удовлетворить зарплатные запросы педагогов, включая привлечение инвестиций.

Председатель правительства недавно сказал, что бедность граждан не является поводом к популизму. Всё верно, только нужны конкретные практики содействия стабилизации классовой структуры общества. И реабилитация ссузов – прямая часть этих мер. Начинаться она должна в системе школьного образования. С моральных ступенек – повышения количества встреч школьников, родителей, учителей с представителями местных колледжей и предприятий. С прямой производственной практики учащихся старших классов.

Техникумам нужна обширная коммерческая дипломатия, реорганизация договорных отношений в «текучие» кафедры как с вузами, так и с бизнес-пулом региона. В случае областных трудностей – экстерриториальный выход на работодателей, открытие онлайн-кафедр. Укрепление экосистемы в рамочной (по-своему) среде возможно за счет расширения института цифрового наставничества, использования вебинаров и электронных практикумов, инструментов геймификации и моделирования.

Стратегическим шагом станет распределение квот (целевого обучения) от предприятий на всю сеть региональных ссузов. В эту же шеренгу встраивается рейтинг заведений по мнению работодателей, формирующий независимую классификацию и индикатор подготовки студентов. Создание национального шорт-листа дефицитных профессий и обучение таких специалистов за субсидии от предприятий или по схеме возмещения затрат. Должны поднять планку и здоровые пиар-технологии, а то у нас в искусстве и медиа рабочие выглядят «мамонтами», но никак не «фронтменами» заводов, комбинатов и фабрик.

Мы можем прыгнуть выше среднего. Объединить, наконец, специальное образование со специальностью. Как это произошло в Германии, Южной Корее, Японии, странах Латинской Америки. И тогда уже говорить о полнокровном среднем классе, в котором не будет проблем ни с получением профессии, ни с ее признанием в обществе. Чтобы девушки писали в соцсетях фразу из фильма «Весна на Заречной улице»: «Недавно я видела человека, который умеет работать так, что приятно смотреть на его работу».

Автор – депутат Государственной думы РФ.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Виктор Зубарев
Газета «Известия», 08:00, 02.07.2019

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0