Сейчас отсрочкой могут воспользоваться не все компании, снимающие помещения на базе федерального имущества, уточняют «Известия».
Правительство попросили изменить условия предоставления арендных каникул малому и среднему бизнесу. Сейчас мера поддержки не распространяется на федеральное имущество, находящееся в хозведении или в оперативном управлении. Поэтому, например, общепиты и другие компании на базе вузов не могут воспользоваться помощью. Письмо с просьбой устранить правовую коллизию направили в кабмин сенаторы Андрей Кутепов и Дмитрий Шатохин. Эксперты подтвердили, что распоряжение действительно требуется юридически доработать, чтобы помочь тем, кто терпит убытки из-за ограничительных мер.
Правовая коллизия
В начале апреля правительство предоставило отсрочку по договорам аренды федерального имущества на три месяца – с апреля по июнь. Однако распоряжение формально не распространяется на недвижимость, если она находится в хозведении и в оперативном управлении.
Согласно Гражданскому кодексу, эти виды организационно-правовых форм различаются объемами полномочий по контролю. Зачастую хозведение относится к имуществу государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП), а оперативное управление – казенных.
Из-за правового упущения без поддержки оказались многие организации. Например, все объекты общепита и другие компании, расположенные в вузах, не могут воспользоваться отсрочкой. Это связано с тем, что университеты получают имущество из федеральной казны на праве оперативного управления.
На это обратили внимание председатель комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов и член комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин. Сенаторы написали обращение в правительство с просьбой устранить коллизию (есть в распоряжении «Известий»).
– В этом документе мы предлагаем конкретизировать, что предприятия, которые располагаются в имуществе, переданном в оперативное управление и хозяйственное ведение, тоже имеет право на отсрочку, – сказал «Известиям» Андрей Кутепов.
Вопреки тому, что правительство планировало помочь бизнесменам в период действия ограничительных мер, фактически многие предприятия оказались вне правового поля. Это юридическое упущение требуется устранить как можно скорее, потому что сейчас компании не получают доход и терпят убытки.
– Мы столкнулись в своем регионе (Республике Коми. – «Известия») с тем, что предприятиям и даже владельцам вендинговых аппаратов, если ориентироваться на букву закона, поддержка не предусмотрена. Хотя они арендуют федеральное имущество, как и указано в документе правительства. Это определенно правовая коллизия, и своим обращением мы просим ее убрать, – заявил «Известиям» Дмитрий Шатохин.
В правительстве «Известиям» отказались комментировать детали служебной переписки. Минэкономразвития не смогло предоставить оперативный ответ.
В своем обращении в кабмин сенаторы также указали на то, что в распоряжении есть определенный перечень наиболее пострадавших отраслей, которые могут воспользоваться арендными каникулами. Однако, по мнению сенаторов, целесообразнее было бы сделать прямую отсылку на постоянно изменяющийся список тех, кто попадает в эту категорию. К этому призыву кабинет министров уже прислушался и ввел соответствующие изменения 28 апреля.
Всем, но не каждому
Инициатива решит проблемы части компаний, однако особое внимание следует обратить на помощь бизнесу, который арендует недвижимость в частном секторе, заявил «Известиям» заместитель руководителя общественной приемной Московской ассоциации предпринимателей Константин Иванов.
– Хорошо, что сенаторы увидели некий пробел в распоряжении и установили, что определенный вид имущества не попадает под меры поддержки. Но те, кто работает за пределами федеральной недвижимости, столкнутся с проблемами, потому что всё основано на добровольных основах и договорных началах. Например, остается нерешенной проблема по уменьшению платы за съем. Вроде бы предприниматель может потребовать это в сложившейся ситуации, но станет ли это обязанностью для арендатора – большой вопрос, – отметил эксперт.
Предложенная инициатива призвана устранить юридический «недостаток», объяснил «Известиям» адвокат Александр Малахов. Аренда федеральной недвижимости, находящейся в хозведении или оперативном управлении, – частое явление.
– В случае утверждения данных изменений перечень имущества, по договорам аренды которого будет предоставляться отсрочка по перечислению платежей, будет расширен, – сказал он. – Речь идет об организациях, арендующих недвижимость у государственных унитарных предприятий, например больниц и музеев.
Распространение поддержки на все компании на базе федерального имущества может помочь организациям, которые сейчас несут убытки, заявил «Известиям» адвокат, доктор юридических наук Андрей Шугаев.
– В распоряжении действительно есть небольшая несостыковка. В документе прописана возможность воспользоваться арендными каникулами, однако многим это недоступно, – уверен эксперт.
Ранее президент РФ заявил, что в стране начнет действовать общенациональный план действий по восстановлению экономики и доходов граждан. Программа стартует синхронно с поэтапным выходом из эпидемиологических ограничений.
Правительство приняло несколько пакетов мер поддержки бизнеса и населения. Уже сейчас малые и средние предприятия из списка наиболее пострадавших отраслей экономики получают отсрочку арендных и налоговых платежей, за исключением НДС. Кроме того, им могут предоставить выплаты на зарплаты сотрудникам и льготные кредиты.
Однако и глава государства, и премьер-министр неоднократно заявляли: компании жалуются на то, что не могут воспользоваться госпрограммами. Ведомствам и местным властям поручили проследить, чтобы необходимая помощь оказывалась оперативно и без бюрократических проволочек.
Как ранее писали «Известия», ущерб для наиболее пострадавших от пандемии коронавируса отраслей экономики может составить 17,9 трлн рублей, а потенциально невостребованными на рынке труда могут оказаться до 15,5 млн человек. Такие оценки приводились в макроэкономическом обзоре Национального рейтингового агентства (НРА). По мнению аналитиков, в наибольшей степени от кризиса пострадает сфера услуг, меньше всего он затронет производство продуктов питания, сельское, рыбное и лесное хозяйства.
Любовь Лежнева
Газета «Известия», 00:01, 07.05.2020