Причиной, по мнению производителей, может стать маркировка этой продукции, пишут «Известия».
Граждане могут столкнуться с сокращением ассортимента мороженого или с ростом цен на него. Как заявляет бизнес, это произойдет, если в 2021 году введут маркировку мороженого весом менее 100 г. Компаниям придется нести серьезные дополнительные затраты, они не исключают, что дело дойдет до убытков, поэтому просят остановить процесс введения идентификации. C инициативой к министру сельского хозяйства РФ Дмитрию Патрушеву обратилась компания «Юнилевер», ее позицию поддержали в Союзе мороженщиков. Впрочем, оператор маркировки ЦРПТ считает, что для крупных производителей внедрение этой процедуры может быть сопоставимо с плановыми инвестициями в бизнес. Легальные же производители в результате получат дополнительные выгоды.
100 грамм как проблема
Участники рынка обратились в Минсельхоз с просьбой исключить мороженое весом до 100 г из периметра системы маркировки по экономическим и технологическим причинам. Об этом сказано в письме гендиректора компании «Юнилевер» Регины Кузьминой от 23 июля министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву («Известия» ознакомились с документом). Согласно проекту постановления правительства, который подготовил Минпромторг, этот товар попадет под идентификацию уже с 20 января 2021 года.
Маркировка потребительских товаров призвана минимизировать долю нелегальной продукции на рынке. Идентификация позволяет отслеживать товары в производстве и в обороте, оставляя в продаже лишь легальные.
В письме компании сказано: все стадии производства и отгрузки мороженого обеспечены низкотемпературным режимом, а технологический цикл включает в себя высокоскоростные автоматизированные линии. Сама продукция выпускается малыми порциями (80% ассортимента имеет вес не более 100 г), а норма прибыльности у нее предельно низкая (90% рынка приходится на товар стоимостью не выше 70 рублей). При этом уровень контрафакта в отрасли ничтожный, отмечено в письме.
По словам Регины Кузьминой, идентификация продукции потребует от компании единовременных капитальных затрат и инвестиций на уровне не менее 1,2 млрд рублей в первый год внедрения. А также 0,3 млрд рублей ежегодно. При этом такие расходы не смогут окупиться, речь идет об изготовлении низко- и среднеценовой продукции, отмечено в письме. Фактически это обернется прямыми убытками.
По словам главы отдела по корпоративным отношениям «Юнилевер» Ирины Бахтиной, сложно прогнозировать, что случится с ассортиментом мороженого или его ценой, если власти примут решение об обязательной маркировке продукции. Она подчеркнула, что компания уже является участником другой системы прослеживаемости «Меркурий».
– Температура закаливания готовой продукции может доходить до минус 40 градусов, в таких условиях простикерить продукцию, нанести код лазерной или иной печатью невозможно. Уже очевидно, что для этого понадобятся более щадящая температура и ручной труд, которые притормозят все процессы, – сказала она.
Сооснователь и соучредитель группы компаний «Чистая Линия» Тигран Матинян сказал «Известиям», что солидарен с оценкой коллег: внедрение цифровой маркировки на мороженое требует серьезных инвестиций в переоборудование производства и дополнительно повысит операционные расходы.
Плюс 30%
Отрасль поддерживает позицию компании, сообщил «Известиям» зампред правления Союза мороженщиков Геннадий Яшин. По оценкам организации, затраты индустрии на приобретение кодов за 50 копеек каждый приведут к повышению себестоимости продукции на 2,5-6%. С учетом средств для нанесение кодов, операционных и логистических расходов, а также затрат торговых сетей конечная стоимость мороженого увеличится на 25-30%. Об этом союз сообщил в письме вице-премьеру Виктории Абрамченко и Дмитрию Патрушеву 18 августа (есть у «Известий»). Организация попросила исключить из системы маркировки мороженое весом до 100 г.
В обращении организации сказано, что суммарные затраты компаний в первый год составят 9 млрд рублей. А увеличение дополнительных расходов от внедрения обязательной маркировки для индустрии дойдет до 2,5 млрд рублей в год. Это может превысить даже темпы роста объема всей индустрии в финансовом эквиваленте.
Дополнительная финансовая нагрузка на компании из-за маркировки подтолкнет их сократить ассортимент мороженого либо повысить цену на него, заявил «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев.
Скорее всего, маркировка приведет к тому, что небольшие региональные производители прекратят работу, высказала мнение замглавы комитета московской Торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова. Компании не смогут понести затраты такого уровня, даже для лидеров отрасли – это неподъемные деньги. Отрасль будет вынуждена отразить дополнительные расходы в стоимости продукции, которая вырастет в цене минимум на 10-15%, уверена она.
Легальность в цене
Но не все согласны с такой драматичной позицией. Например, представитель Центра развития перспективных технологий (оператор системы маркировки в РФ) сказал «Известиям», что большинство сложностей решается в процессе диалога и тестирования – для этого и проводится эксперимент. Для крупных производителей внедрение маркировки может обойтись примерно в 50 млн рублей, что соразмерно плановым инвестициям компаний в бизнес.
– Легальные производители в результате проекта получат выгоду, – сказал представитель ЦРПТ. Сокращается нелегальный оборот, что приносит дополнительную прибыль, а также создает стимул для снижения розничных цен.
В Минпромторге «Известиям» напомнили, что в РФ уже идет добровольный эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции.
– Вместе с представителями бизнеса оцениваются возможные затраты и определяются наиболее чувствительные группы участников рынка, – сказали в ведомстве. – Всё это позволяет обеспечить плавный и комфортный переход к обязательной маркировке.
В пресс-службе Минсельхоза на запрос «Известий» на момент публикации не ответили. В аппарате вице-премьера воздержались от комментариев.
Евгения Перцева
Газета «Известия», 00:01, 28.08.2020