Воронеж. 30.06.2023. ABIREG.RU – Интервью – В регионах Черноземья есть большое количество компаний, о которых мало кто знает, или же тех, которые редко появляются в информационном поле. «Абирег» решил «вывести их из тени» и сделать серию публикаций о самых крупных и необычных предприятиях макрорегиона. Открывает рубрику интервью с управляющим ООО «Крокс Плюс» Ильей Сирадзе.
– Илья, расскажите, чем занимается ваше предприятие.
– Мы являемся разработчиками и производителями электроники. Делаем всё для связи – роутеры, репитеры, анализаторы спектра, скоро будем производить 3D-принтеры и программное обеспечение для этой техники
– Кому вы поставляете продукцию?
– Из крупных заказчиков у нас компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»), ПАО «Ростелеком», интернет-магазины «Все инструменты» и «Чип и Дип», оператор «Триколор». Также наша продукция продается в малой несетевой рознице («Антенна тут», «Мир Антенны»). У нас есть дилеры более чем в сотне городов России, а также в Казахстане, Киргизии, Белоруссии.
Мы делали поставки в Саудовскую Аравию несколько лет назад. Сейчас есть запрет на экспорт высокотехнологичной продукции.
– Это специализированные предприятия, которые пользуются вашей продукцией. А есть ли крупные непрофильные компании, которые делают у вас заказы?
– Нет, у нас потребительская электроника для физических лиц. У нас не промышленная продукция.
– Глава Департамента предпринимательства и торговли Сергей Корчевников в своих соцсетях рассказал об импортозамещающем потенциале вашего предприятия. Расскажите об этом подробнее.
– В прошлом году с российского рынка из-за санкций ушли иностранные поставщики, такие как латвийская компания по производству роутеров MikroTik. Следовательно, освободилась большая ниша. Мы в эту нишу пытаемся войти. Предлагаем заказчикам наше оборудование. Они были крупным поставщиком для корпоративных заказчиков.
– Вы планируете их полностью заместить?
– Да, там, где сумеем.
– Где вы покупаете сырье для своей электропродукции?
– Мы не используем компоненты российского производства, так как они очень дорогие. Все российские радиодетали заточены на оборонку с соответствующим качеством и приемкой. Мы используем дешевые компоненты массового рынка. Их можно купить только в дружественном Китае. И это современность не только России, но и французов, американцев и многих других.
Однако после COVID доставка стала очень дорогой. По моим ощущениям, цена выросла в четыре раза и до сих пор не опустилась.
– Немного поговорим об общих тенденциях. Как сегодня в целом поживает отрасль по производству электроники и программного обеспечения?
– Буду говорить в разрезе нашей компании. Мы заказываем прототипы – это первый и второй экземпляры устройства. То есть прежде чем делать 10 тыс. устройств, мы заказываем 1-2 штуки. В России их качественно и быстро делают только в Москве. Поэтому все электропроизводители бегут к ним, они сильно загружены. Из-за этого мы делаем наши товары не так быстро.
Второй момент – это уже запуск в серию нашего товара. И здесь мы как раз говорим о долгой доставке из Китая запчастей, которая, как правило, занимает до двух месяцев. Из-за этого страдает гибкость нашего производства. Клиенту надо получить какой-то товар, а мы не можем ему его предоставить, так как заказ еще едет.
Еще одна проблема воронежских компаний заключается в отсутствии кадров. Трудно найти инженеров, разработчиков высокого класса. Они либо уже где-то работают, либо же это студенты, которых надо доучивать. Сейчас есть и проблема с рабочим персоналом – монтажниками, слесарями... Скорее всего, это связано с отсутствием безработицы.
Из положительных моментов – это курс и спрос, последний в России вырос раза в два из-за ухода иностранных производителей электроники. Надеемся, что в этом году наша выручка вырастет в 1,5 раза.
– Пользуетесь ли вы таким механизмом, как параллельный импорт?
– Нет, не пользуемся, у нас нет таких компонентов, которые требовали бы этого.
– Из-за того что многие иностранные компании перестали сотрудничать с Россией, производители электроники начали испытывать трудности, так как российские производители просто не могут заменить сырье в таком объеме, о чем вы уже сказали. Какие тенденции в отрасли на фоне этого вы видите?
– Многие компании просто-напросто перенесли свое производство в Китай. Но для нас в этом есть выгода при заказе компонентов. Например, наш роутер может состоять из 100-200 деталей. На все размеры пошлина разная. А если в Китае «сваять» цельное устройство, то в номенклатуру мы вносим не 100 деталей, а одну, поэтому на это изделие пошлина будет фиксированная. Соответственно, себестоимость падает, и от этого мы только выигрываем.
– Вы сотрудничали уже по такой схеме?
– Конечно. Но мы стараемся быть гибкими и делать устройства так, как нужно людям именно здесь. Те компании, которые находятся в Китае, они очень большие и ради маленького рынка не готовы меняться.
– А по цене ваши изделия дороже, чем у ушедших в Китай производителей?
– Трудно сказать, всё зависит от изделия.
– В конце декабря прошлого года ходила информация о том, что Россия испытывает дефицит полупроводников (чипов). Ощутили ли вы это на себе?
– Дефицит есть во всем мире. Он случился из-за пандемии и удаленки, которая за ним последовала. Людям потребовалось больше техники. То есть покупатели больше приобретают, компании больше производят, а фабрики получают уйму заказов. По щелчку пальцев последние не могут сделать товара в два раза больше, ведь, как правило, у них план расписан на несколько лет вперед. Поэтому до сих пор не везде восполнились складские остатки.
Как бы это грустно ни звучало, но когда люди садятся по домам – это то, что нужно для производителей электроники.
– Есть вероятность того, что наши власти захотят построить подобный завод?
– Пока Россия не будет думать, как экспортировать товары, этого не произойдет. Экономику двигает только спрос. Если будет устойчивый спрос, а также отсутствие преград для экспорта продукции за рубеж, то заводы сами появятся.
– Есть ли для вашего производства господдержка, субсидии?
– Мы в прошлом году воспользовались городской поддержкой. Субсидировали часть затрат на покупку оборудования. Эти деньги символические, но всё равно приятно. В этом году хотим получить субсидию – сниженную процентную ставку на покупку промышленного оборудования. Это уже федеральная программа.
Хотел бы отметить, что в целом господдержка – это очень непонятный механизм. Необходимо заполнять слишком много документов, система защищает сама себя. Поэтому получить какую-то господдержку – это очень сложно, дорого и рискованно.
– Какое оборудование на своем производстве вы используете?
– Мы используем либо корейское, либо китайское. Российского просто нет. Нет, мы не злые. Мы в первую очередь смотрим на всё российское, ведь это гораздо удобнее. Но чаще всего иностранные компании выигрывают в качестве и цене у российских.
Мы же работаем на рынке массмаркета. В Воронеже есть много разработчиков, которые трудятся на оборонку и используют только российское оборудование, но у них и объем другой. У нас же быстро сделал – быстро продал.
– Есть ли у вас планы по расширению завода в связи с большим спросом?
– Мы планируем сделать новую линию SMD-монтажа за 100 млн рублей. Она очень дорогая. Либо мы будем брать субсидированный кредит с пониженной ставкой, либо привлекать инвесторов. Это линия из 15 станков, туда загружаются печатные платы. На них наносится паяльная паста, потом робот хватает мелкие компоненты и пневмозахватом ставит в нужное место сотню, две или три сотни компонентов. Мы хотим запустить ее в течение этого года.
Хотел бы еще сказать такую вещь: инновации в России особо не нужны, так как у нас конкуренция низкая, если мы говорим про электронику. У нас порог входа высокий. Это же надо взять инженеров, разработать продукт, а потом рискнуть, ведь может и не получиться.
ООО «Крокс Плюс» зарегистрировано в 2013 году. Владельцем и генеральным директором компании является Виктор Дахин. В 2022 году выручка компании составила 181,9 млн, чистая прибыль – 19,7 млн рублей.