WorldClass

26 апреля 2024, 10:52
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Известия // Банки поглощают финтех

17.11.2017 12:57

Традиционные финансовые организации включились в гонку за внимание и деньги клиентов наравне с финтехкомпаниями, да так активно, что вполне могут обогнать современные сервисы, перекупив их решения или создав аналогичные.

Ассоциация «Финтех», созданная под эгидой ЦБ РФ и объединяющая Национальную систему платежных карт (НСПК) и крупнейшие отечественные банки, разрабатывает платформу моментальных розничных платежей, которая позволит физлицам совершать любые платежи и переводы между банками по номеру мобильного телефона, адресу электронной почты и даже аккаунту в соцсети. Этот пример наглядно показывает: разговоры о том, что финтех отодвинет банки на задний план, оказались преждевременными. Банки сами активно включились в разработку новых финансовых технологий и совершенно не собираются сдавать позиции.

Цифровой банк вместо обычного

На пороге совершеннолетия сейчас находятся люди, родившиеся в начале 2000-х годов, они не мыслят жизни без интернета и смартфона и привыкли все вопросы решать с их помощью. Чем больше этих людей будет вступать во взрослую жизнь, тем активнее банкам придется перестраивать свой бизнес, те, кто не сумеет удовлетворить ожидания молодежи, в перспективе окажутся не у дел. Банки это понимают и уже сейчас активно включаются в финтехгонку. В современных условиях у кредитных организаций есть несколько путей развития. Проще всего тем, кто создает банк с нуля, – сегодня они могут получить серьезнейшее преимущество перед конкурентами, просто выстраивая изначально программное обеспечение под задачи нового времени – онлайн-платежи и другие услуги и сопутствующие сервисы – и не тратя денег на офисы. На Западе такие игроки финансового рынка уже получили название необанков – к ним относятся американский Moven, британские Atom и Monzo, континентальные ING Direct, EVO Banco, bancopopular-e, Lunarway и т.д. Эти организации объединяет именно подход к общению с клиентами – работа с ними выстроена полностью онлайн, через мобильные приложения. При этом необанк может как обладать банковской лицензией, так и работать в симбиозе с традиционным банком или на его основе. Собственно, построение цифрового банка с нуля классическим банком – второй путь развития в современном мире финтеха. И третий путь – кооперация с финтехсервисами или же их покупка и встраивание в существующий банковский бизнес.

В России активно используются все три модели. Так, настоящим нео­банком в нашей стране является Тинькофф Банк – он изначально развивается как банк без отделений, выстраивающий исключительно дистанционное обслуживание, а теперь превращается в многофункциональную платформу по продаже как финансовых, так и нефинансовых сервисов и услуг.

По второму пути – создание с нуля цифрового банка классическим традиционным игроком – готовятся пойти несколько отечественных банковских структур.

– Время показало, что банки начали воплощать стратегию выделения диджитал-направления из отдельных «классических структур». Связано это прежде всего с тем, что большим банкам очень непросто менять свои бизнес-процессы и системы, а именно это требуется для выстраивания современной цифровой организации, – объясняет Андрей Овсянников, вице-президент по информационным технологиям Промсвязьбанка. – Безусловно, такие «надстройки» не смогут полностью существовать автономно и будут использовать уже созданную годами инфраструктуру, которую невозможно быстро воссоздать с нуля. Что касается финтех-«надстроек», это тоже довольно перспективное направление, которое будет продолжать развиваться. Агрегаторы типа «Яндекс.Маркет» и «Яндекс.Такси» тому реальный пример.

Сколько традиционные игроки будут тратить на создание цифровых банков – пока неясно, сами банки суммы вложений не раскрывают, эксперты также затрудняются с оценками.

– Сложно оценить затраты, поскольку под «цифровым банком» каждый имеет в виду что-то свое, – говорит Антон Арнаутов, генеральный директор акселератора «ФинтехЛаб». – Затраты на платформу, разработку, сотрудников – это миллионы долларов. Но основные затраты сегодня – на маркетинг в онлайне. Там очень высококонкурентное поле. Годовые затраты на маркетинг вполне могут оказаться выше, чем затраты на создание платформы для цифрового банка.

Финтехкооперация

Этой осенью на финтехрынке состоялась важная сделка – компания Qiwi приобрела Рокетбанк и «Точку». Рокетбанк и «Точка» – виртуальные банки, один – для физических, другой – для юридических лиц. В некотором роде это тоже необанки, но в отличие от Тинькофф Банка они банковской лицензии не имеют и предоставляли услуги других банков – с лицензией. Qiwi купила программное обеспечение и бренды обоих проектов. Фактически это финтехсервисы, работающие в кооперации с классическими институтами, пока в связи с особенностями регулирования в российских условиях для финтеха это оптимальный путь.

– Кейсы Рокетбанка и «Точки» говорят скорее о том, что отдельно стоящие необанки не слишком жизнеспособны в российских условиях, – полагает Антон Арнаутов. – Оба банка вошли в состав крупной «классической» банковской группы, хоть и с сохранением определенной автономии. Я верю в развитие платформ/экосис­тем вокруг крупных банков, в орбиту которых будут входить небольшие «надстроечные» компании. Изменить ландшафт сможет только изменение регуляторного режима – если в стране будут созданы регуляторные условия для «открытого банкинга» (Open API). Без этого основной объем услуг будет оказываться крупнейшими игроками, а финтехкомпаниям будут доставаться только крохи.

Алексей Панферов, зампредправления ПАО «Совкомбанк» полагает, что гармоничное сочетание классического банкинга и продвинутых финтехрешений будет ключом к успеху на финансовом рынке.

– Банковский бизнес по своей сути требует разумного консерватизма. Но при этом всё, что могут предоставить клиентам передовые финтехи, будет приобретаться и интегрироваться банками в собственные процессы. Важно, что многие клиенты хотят видеть в банковском сервисе не только инновационные технологии, но и определенный элемент «классики»: надежность, проверенное качество, долгосрочность отношений, – говорит Алексей Панферов. – Мы с большим уважением относимся к инициативам наших коллег из других банков. Внимательно изучаем их подходы к диджитализации бизнеса. Кому-то удается создать «цифровой банк» внутри себя, кому-то приходится делать это на отдельной лицензии. В будущем необанки будут иметь разветвленные сети, а классические банки делать всю возможную «цифру». Уже сегодня даже передовые онлайн-банки вынуждены держать многие тысячи сотрудников в регионах и развивать сети собственных банкоматов. И эта тенденция будет только нарастать.

Заглянуть в будущее

Впрочем, в ближайшие годы ландшафт на финансовом рынке может снова поменяться. Вопрос в банковском регулировании и готовности самих финансовых институтов двигаться в направлении кооперации и сотрудничества. То, чего ожидает финтех­индустрия, – открытые API, но банки со скрипом принимают эту технологию, ведь тогда придется пустить других игроков финансового рынка к клиентским данным и платежам – то есть отдать в пользование неограниченному кругу финансовых организаций с таким трудом накопленные ценные данные.

Тем не менее, по мнению Алексея Панферова, в банковском финтехе в ближайшие 2–3 года открытые API все же будут активно развиваться, как и возможность удаленной идентификации.

– Удаленная идентификация изменит подход к маркетингу банковских продуктов, а открытый банковский API позволит финтехстартапам цепляться к данным клиентов, хранящимся в банках, и в дальнейшем предлагать совершение операций через этот канал, – говорит Алексей Панферов.

– При наличии стандартизированных API-интерфейсов можно будет быстро настраивать интеграции с любым банком. Соответственно увеличится конкуренция среди банков за такое взаимодействие и, как следствие, вырастет качество предоставляемых услуг. Побеждать будут более технологичные банки, которые смогут быстро расширять свои интерфейсы и поддерживать качество сервисов на высоком уровне, – комментирует Андрей Овсянников.

– Нам нужно дождаться, когда в России в полную силу заработают законодательные нормы, позволяющие идентифицировать клиента удаленно. Вот тогда мы увидим быстрое внедрение многих инновационных технологий и сервисов. Возможно появление принципиально новых игроков на рынке, – добавляет Антон Арнаутов.

Что же касается блокчейна, с которым сейчас экспериментируют многие банки, то его внедрение в финансовой сфере – вопрос более отдаленного будущего.

– Интерес [к технологии блокчейна] обусловлен прежде всего невозможностью внесения изменений в историю и скоростью движения информации, а также отсутствием централизованного регулирования. Однако блокчейн без криптовалюты – не совсем понятный инструмент. Система работает эффективно и прозрачно, когда независимые операторы за вознаграждение верифицируют совершаемые в ней трансакции. На сегодня в связи с тем, что статус частных цифровых валют в России пока не определен, мы занимаем выжидательную позицию, – рассуждает Алексей Панферов.

Антон Арнаутов еще более скептичен по отношению к блокчейну.

– Сегодня все ведущие эксперты признают, что технология распределенных реестров (так будет точнее) еще слишком сырая для использования в серьезных финансовых сервисах, – говорит глава «ФинтехЛаб». – Однако ведущие игроки рынка вкладывают серьезные (на Западе – огромные) средства в разработки в этой области. Этот парадокс объясняется тем, что если/когда будут разрешены технологические проб­лемы блокчейна, выгоды от его применения будут очень существенными. Когда-нибудь блокчейн может существенно преобразить весь рынок финансовых услуг. Но это произойдет не завтра.

По словам Антона Арнаутова, направление, которое уже сегодня развивается гораздо активнее (если не принимать во внимание информационный шум), чем блокчейн, – это искусственный интеллект, машинное обучение.

– Уже сегодня эта технология приносит существенный экономический эффект банкам. А в будущем речь идет об экономии до 30% на затратах на персонал, занятый рутинными операциями. Плюс технологии искусственного интеллекта позволяют персонализировать финансовые услуги, существенно повысить уровень сервиса. В силу растущих киберугроз востребованным становится всё, что связано с кибербезопасностью, биомет­рия. Многое сулят технологии IoT (интернета вещей), – добавляет эксперт.

– Встраивание [финтеха в банковскую индустрию] будет последовательным, по мере создания компаниями новых сервисов, интересных банку, – резюмирует Андрей Овсянников из Промсвязьбанка. – Данная модель хороша тем, что банки смогут быстро создавать новые продукты за счет переиспользования сервисов, разработанных другими организациями. Это поднимет конкуренцию между банками на новый уровень. Банки будут вынуждены искать на рынках новые финтехпроекты, что приведет к их бурному развитию в будущем».

Елена Фролова
Известия, 00:01, 17.11.2017

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0