WorldClass

21 мая 2024, 06:38
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Миллиарды семьи Послухаевых: что будет с бизнесом «Мебели Черноземья», которую основатель передал наследникам?

22.04.2024 13:26
Автор:

Воронеж. 22.04.2024. ABIREG.RU – Аналитика – Когда-то основатель крупного воронежского производителя «Мебель Черноземья» Николай Послухаев хвалился, что обставляет интерьеры администрации президента. Но вот уже несколько лет про развитие этого бизнеса не слышно практически ничего, хотя, казалось бы, Николай Иванович, которому в июне исполнится 76 лет, воспитал достойных продолжателей своего дела. «Абирег» поговорил с участниками рынка и самой семьей Послухаевых, чтобы рассказать вам, каким был и каким стал холдинг, головное юрлицо которого теперь фиксирует убытки.

Утро эпохи

Большие корпорации большими не рождаются. Известную на всю страну воронежскую холдинговую компанию «Мебель Черноземья» тоже не придумали в одночасье. В «свидетельстве о рождении» от февраля 1943 года она записана как «райпромкомбинат Железнодорожного района», объединивший несколько небольших местных производств. Ни до того, ни долгое время после о производстве мебели и вообще о деревообработке там и не помышляли.

Заря «Мебели Черноземья» занялась в 1966 году, когда райпромкомбинат выпустил свое первое мебельное изделие – диван-кровать «Ладога». Чуть позже к нему добавились знаменитая «Малютка» и кресла-кровати, а в 1968 году на месте скромного районного комбината появляется полноценное профильное предприятие с гордым названием «Воронежская мебельная фабрика». В 1976-м фабрика снова становится комбинатом – Воронежским комбинатом мебельных деталей (ВКМД). Тем временем, начиная с 1971 года, в ПКБ «Воронежмебель» начинает свою трудовую деятельность инженером-конструктором выпускник Воронежского лестеха Николай Послухаев. С 1973-го будущий мебельный магнат трудится на Воронежской мебельной фабрике. Мастер, начальник цеха, затем начальник производства, в 1987-м он единогласно избирается генеральным директором объединения «Воронежмебель». Это уже не скромный райкомбинат – это 12 тыс. работников, 16 предприятий в пяти областях, огромные обороты, собственное сырье. В декабре 1997 года на базе объединения создается ОАО «Холдинговая компания «Мебель Черноземья», и Николай Послухаев садится уже в кресло председателя совета директоров.

Через тернии к звездам

Более 10 лет предприятие стремительно развивалось, совершенствовались технологии деревообработки, осваивались новые продуктовые линейки. К 2005 году под брендом «Мебель Черноземья» работают уже несколько производственных предприятий в Воронеже и 50 фирменных салонов в 20 регионах России. Именно в эти годы были завоеваны признание, репутация, престиж, огромное количество наград на федеральных и международных выставках, возникла даже мода на продукцию компании. Мебельный комплект от «МЧ» в рабочем кабинете руководителя говорил о солидности и вкусе его хозяина, а дома – о его достатке. В итоге предприятие заняло заметные позиции в бизнес-сообществе региона. Причем кое-кому его активы показались настолько «вкусными», что в 2007 году Николай Послухаев был вынужден обратиться за помощью к правоохранителям – отбиваться от попытки рейдерского захвата ему пришлось в брянском арбитраже.

Конечно, это общая заслуга всех «черноземовцев» – технологов, производственников и остальных. Но все единодушно отмечают, что главной объединяющей и направляющей силой был гендиректор. Николай Послухаев явил собой образ настоящего «отца-основателя», который растил своего «ребенка» и ревностно следил за его развитием. Он лично занимался технологией, изучал зарубежный опыт. При этом разработки новых конструкторских и технологических решений занимали втрое меньше времени, чем, например, у признанных лидеров отрасли – итальянцев. Последние тратят на разработку до года и более, в «МЧ» запускали новую модель в производство за 3-4 месяца. «Да, отец всегда был фанатично предан своему делу и отдавал ему всё свое время», – отмечает Сергей Послухаев.

«Николай Иванович вникал в каждую мелочь и добивался максимального результата, – вспоминает директор краснодарского филиала Влада Басалко. – Он приходил раньше всех и уходил позже всех. Но, главное, он учил всех своих людей – и конструировать, и работать на станке, и продавать. Практически всех знал по именам. Кстати, несмотря на известную жесткость и исключительную требовательность, его уважали все, кто с ним работал». Нужно сказать, это не лесть подчиненного – буквально на днях краснодарский филиал... был закрыт спустя 12 лет работы.

В итоге семья Послухаевых стала одной из богатейших в предпринимательской элите Воронежской области. В 2015 году ОАО «Мебель Черноземья» было преобразовано в ООО. Год назад, 17 апреля 2023 года, общество избавилось от последнего «лишнего» совладельца. Из состава учредителей был выведен Ваграм Хачатрян (собственник АО «Евродорстрой»), а еще раньше, в 2019 году, по решению суда был исключен миноритарий Владимир Новичихин. «Этого потребовали условия ведения бизнеса. В какой-то период эти участники были необходимы, потом необходимость в них отпала», – прокомментировал Сергей Послухаев.

Сегодня ООО ХК «Мебель Черноземья» владеют:

  • ООО ТЦ «Мебель Черноземья» с долей 53,83%;
  • ООО «Центральный дом мебели» с долей 17,82%;
  • ООО «Мебель Черноземья и К» с долей 17,75%;
  • сын Николая Ивановича – Сергей Послухаев с долей в 8,68%.

Однако Сергей – отнюдь не единственный Послухаев в этой компании. Сегодня ему же принадлежит 50,45% уставного капитала «Мебель Черноземья и К». Он же владеет 51% ООО «Центральный дом мебели» (48% имеет Ольга Сергеевна Послухаева) и т. д. Можно сказать, что семья Послухаевых – рублевые миллиардеры, чей бизнес эксперты оценивали в 2-4 млрд рублей.

А на небе тучи...

В конце нулевых на небосводе компании случилось первое солнечное затмение. Во втором квартале 2009 года «МЧ» настиг резкий спад: по рознице – на 18%, по оптовому направлению – на 38%. Общий объем продаж в апреле-мае сократился тогда на 40-60% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. По оценкам экспертов, совокупный оборот холдинга упал примерно с 2 млрд в 2008 году до 1,5 млрд рублей в 2009-м.

Как подтвердил в сентябре 2009 года сам Николай Послухаев, с января из компании ушло больше 400 человек. По его мнению, сокращение кадрового состава стало реакцией руководителей подразделений «Мебели Черноземья» на новую систему мотивации: «Мы структурно реорганизовали компанию. Раньше начальники цехов постоянно жаловались на кадровый голод, а теперь сами стали избавляться от лишних людей».

В тот период руководством холдинга рассматривались не только варианты сокращения штата, но и проекты продажи некоторых активов для пополнения оборотных средств. По слухам, речь тогда шла о 4 га земли в Белгороде, где Николай Послухаев собирался реализовать девелоперский проект, либо о торговом центре Invago в Уфе. К началу 2012 года ситуация изменилась. Выручка компании выросла на 53% – с 606 млн до 928 млн рублей, однако показатель чистой прибыли упал более чем втрое – с 1,5 млн до 453 тыс. рублей. Скорее всего, влияние оказала возросшая кредитная нагрузка. Впрочем, холдинг представлен на рынке целым рядом юрлиц, так что официальные отчеты штаб-квартиры лишь отчасти свидетельствуют о реальных финансовых результатах.

Так или иначе, но благодаря жестким мерам Послухаеву удалось удержать корабль на плаву. В течение следующих нескольких лет расширялся ассортимент, постоянно обновлялись классические позиции и появлялись новые, усиливался контроль качества на всех этапах производства. «Он регулярно вызывал директоров регионов к себе и приезжал сам, беседовал с консультантами, давал советы», – говорит директор недавно закрытого старооскольского филиала Галина Курочкина.

Росла и региональная розничная сеть. К 2015 году «Мебель Черноземья» была представлена уже не только в собственных фирменных магазинах в различных городах России, но и в мультибрендовых мебельных салонах в 75 регионах страны. Наряду с собственными инвестициями компания активно привлекала кредиты. С 2012 по 2016 год объем займов вырос почти на 400 млн рублей. Впрочем, эти издержки были отнесены на счет самих филиалов. Хотя в 2016 году большая их часть сработала в убыток, это принесло свою пользу. В августе 2017 года число покупателей региональной сети «Мебель Черноземья» превысило 3 млн человек. Сегодня, по словам гендиректора Сергея Послухаева, эта цифра составляет около 5 млн человек.

В 2018 году совокупные чистые активы холдинга составили около 2,9 млрд рублей (без учета структур с отрицательными данными по чистым активам), а с учетом поправочных коэффициентов – порядка 3,5-4,5 млрд рублей. 2019 год холдинг прожил в ожидании перемен. Николай Послухаев, до этого времени крепко державший не только имперский жезл, но и лично контролировавший практически все бизнес-процессы, в силу проблем со здоровьем был вынужден уступить дорогу молодым членам своей семьи. В зону ответственности Сергея Послухаева вошли контроль производства, технологии и развитие бизнеса. Кроме того, Николай Послухаев делегировал сыну формирование новой команды. На Максима Послухаева семья возложила обязанности и надежды на рост продаж в метрополии и в регионах.

В 2020 год холдинг вошел с грандиозными планами по развитию регсети. Сергей Послухаев усилил команду новыми топ-менеджерами – директором по развитию, финансовым директором, руководителем отдела обучения и развития персонала, руководителем отдела маркетинга. Были разработаны планы продаж и маркетинговой поддержки, план обучения директоров и консультантов регсети и других мероприятий. Штатная численность только головного предприятия выросла в 2,4 раза, достигнув 600 человек.

Никогда не было, и вот опять

Однако уже к лету 2020 года стало очевидным: для того чтобы управлять мебельной империей, император должен иметь не только фамилию Послухаев, но и имя Николай. Новый директор по развитию Ирина Скорикова не нашла ничего лучшего, как провести реорганизацию внутренней структуры по типу той, что в «МЧ» пережили в 2009-м. Первыми под топор «эффективного менеджера» попали руководители воронежских салонов, работу которых признали неэффективной. Вслед за ними голову на плаху экономии ФОТ положили несколько руководителей ведущих региональных филиалов. А к осени одного за другим без выходного пособия «ушли» всех новых «топов». Под конец их участь разделили и сама Скорикова, и коммерческий директор Александр Коробов, и даже... Максим Послухаев. «Мы достаточно быстро пришли к выводу, что принятый персонал не вписывается в классическую структуру холдинга, а их коммерческие идеи и предложения противоречат нашей корпоративной культуре. Часть специалистов просто не оправдала надежд в профессиональном плане», – прокомментировал Сергей Послухаев.

Однако даже беспощадная экономия не спасла «Титаник Черноземья». Очевидно, в обновленном руководстве холдинга так и не поняли, что «избавляться от лишних людей» и «сбрасывать балласт» – это про разное. Впрочем, ни сокращение линейного персонала, ни кадровые чистки, ни попытки оптимизации фонда оплаты труда не помогли. В начале 2024 года «крупнейший федеральный производитель мебели, имеющий сеть салонов по всей России» – как позиционируют компанию ее маркетологи на корпоративном сайте – решил пустить под нож собственную сеть салонов. Как объяснил Сергей Послухаев: «Было принято решение об экономической нецелесообразности работы большей части филиалов. Успешные регионы, которые стабильно приносят прибыль, по-прежнему работают».

В итоге более 150 человек в десятке городов за пару месяцев потеряли работу. В число «лишних людей» попали и руководители региональных филиалов, отработавшие в компании по многу лет – те, кто развивал, и даже те, кто стоял у истоков региональной сети, открывал первые салоны в городах присутствия. Речь о людях, кто все эти годы обеспечивал миллиардные доходы компании. Выручка региональных филиалов составляла от 30 млн до 50 млн рублей в зависимости от города. В Рязани и Волгограде – более 80 млн рублей, в Ульяновске и Краснодаре – около 60 млн рублей. Совокупные же продажи региональной сети составляли более 1,4 млрд рублей. Конечно, ни о каком «золотом парашюте» уволенным сотрудникам говорить не приходится. Как горько отметил теперь уже экс-директор одного из закрытых филиалов: «Больше 20 лет – верой и правдой, строили по кирпичику, но даже доброго слова никто не сказал!»

Николай Послухаев за два десятилетия превратил умирающий Воронежский комбинат мебельных деталей в настоящую империю. Уставный капитал одной только «метрополии» – ООО ХК «Мебель Черноземья» – составляет 155 млн рублей. А кроме нее в состав в качестве связанных лиц входят еще 42 компании. Однако, к сожалению, здоровье не позволяет Николаю Послухаеву по-прежнему руководить холдингом, а наследники, судя по всему, взяли другой курс. Итогом работы за 2023 год стала выручка в сумме 352 млн, совокупные активы организации составили 421 млн рублей, что на 10,6% меньше, чем годом ранее. При этом чистые активы ООО ХК «Мебель Черноземья» к началу 2024 года составили всего 15,4 млн рублей. Главный результат работы компании за 2023 год – это убыток в 670 тыс. рублей, баланс предприятия упал на 34,9%.

Остальные производственные активы клана Послухаевых также вряд ли смогут поддержать империю. Например, ООО «Сомово-мебель» с его почти 100-летней историей и 15 филиалами в московском регионе под номинальным руководством Ивана Послухаева получило в 2023 году выручку в сумме 175 млн рублей – на 19,8% меньше, чем годом ранее, в итоге заработав за 2023 год убыток в размере 6,4 млн рублей. А на Деревообрабатывающий завод № 1, известный в народе как «лесопилка», которым владеет и управляет Максим Послухаев, уж точно рассчитывать не приходится. В 2022 году выручки от продаж у завода не было вообще, в 2023 году она составила 10,2 млн рублей, принеся прибыль в размере 3,5 млн рублей. Конечно, оценить реальную доходность холдинга в условиях распределенных финансовых потоков более чем полусотни бизнес-единиц можно лишь на основе управленческой отчетности. Но она доступна только высшему руководству холдинга.

В конце 2012 года Николай Послухаев признался: «Я хочу научить своих детей, чтобы они продолжили мое дело. Я хочу, чтобы они были лучше, чем я. Потому что я думаю, что я стал лучше, чем мой отец. Я хочу, чтобы мои дети превзошли меня и мои ожидания».

На сегодня уничтожена половина региональной розничной сети ХК «Мебель Черноземья». Еще работают фирменные магазины в Липецке, Белгороде и Рязани, но уже закрыты филиалы в Астрахани, Ростове, Краснодаре, Брянске, Курске, Старом Осколе, Санкт-Петербурге. Судя по всему, вскоре их судьбу разделит и Тула. Как подтвердил Сергей Послухаев в интервью «Абирегу», компания переориентируется с розничного рынка на работу с девелоперами в формате «Дом под ключ». За последние 5-7 лет этот тренд набрал популярность. Спрос на готовую квартиру с качественной отделкой, встроенным оборудованием, техникой и меблировкой постоянно растет. Конечно, позволить себе квартиру, меблированную элитной классикой от «МЧ», может далеко не каждый. И хотя по контракту с московским застройщиком «МЧ» будет поставлять мебель и эконом-, и бизнес-, и элит-класса, доля продукции эконом-сегмента в производстве значительно вырастет. Тем более что речь пока идет только о поставках кухонных комплектов. Но это будет уже совсем другая «Мебель Черноземья».

«Хотя у нас [с отцом] и были разногласия во взглядах на бизнес, на управление, стыдиться нет причин», – считает гендиректор «МЧ» и сын Николая Ивановича Сергей Послухаев.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 3