WorldClass

27 апреля 2024, 05:46
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Директор Центра исследований региональной экономики Юрий Корчагин: Бюджеты Воронежа и городов ЦЧР усыхают вслед за областными

24.01.2011 17:25
Автор:

Воронеж. 24.01.2010. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика – Число жителей Воронежа, по статистике, существенно прибавилось в связи с официальным включением в состав городского округа пригородных поселков и сел, а бюджетная обеспеченность, соответственно, убавилась. Вслед за усыханием бюджетов регионов 2011 года по сравнению с 2010 годом снизились и плановые статьи доходов и расходов бюджетов 2011 года столиц областей ЦЧР.

Официальная статистическая численность населения городского округа Воронеж на 01.01.2010 г. выросла с 847 тыс. 620 человек в 2009 году до 928 тыс. 505 человек (городское — 890 тыс. 700, сельское – 37 тыс. 805). И это снижает все его душевые показатели при снижающемся пока прогнозном бюджете на 2011 год в реальном исчислении с учетом инфляции.

В завершившемся благополучном в бюджетном отношении 2010 году за счет роста собственных доходов и сохранившихся достаточно высоких поступлений из ФБ выросли и доходы, и расходы бюджета Воронежа (табл.1). Собственные доходы бюджета Воронежа выросли с 8 млрд 663 млн 211 тыс. рублей до 9 млрд 965 млн 286 тыс. рублей — на 1,3 млрд рублей (на 15%). Соответственно, выросли все расходы на развитие составляющих человеческого капитала — культуру, образование, здравоохранение, охрану окружающей среды. И только расходы на социальную политику были в 2010 году совершенно недостаточными — в разы меньшими, чем у соседей. Но в бюджете на 2011 год ситуация по этой статье исправлена - расходы на социальную политику увеличены в 7,4 раза.

В 2010 году были снижены расходы на «общегосударственные расходы» - читай: на содержание чиновников. Но «недолго музыка играла...». В бюджете 2011 года расходы по этой статье выросли более чем в 1,5 раза.

Ситуация с бюджетом Воронежа 2011 года значительно хуже. Области снизили трансферты из ФБ; соответственно, снизилась их доля и в бюджете Воронежа с 2,9 до 1,92 млрд рублей — примерно на 1 млрд рублей. Рост прогнозных доходов бюджета Воронежа 2011 года (табл.1) составляет всего 0,1%. Т.е. бюджет остался по доходам на прежнем уровне. А в реальном исчислении с учетом инфляции доходы снизятся на 9-10%. Будут, конечно, дополнительные безвозмездные целевые поступления в связи с юбилеем Воронежа на его праздничное «обустройство», но они пройдут мимо обсуждаемых выше и ниже ключевых статей бюджетных расходов.

Расходы бюджета 2011 года увеличились на 4,2% в текущий ценах и снизятся в реальном исчислении на 5-6% с учетом инфляции, прогноз которой на 2011 год составляет около 10% (только в январе - 2%). Прогнозный рост расходов бюджета в 2011 году по сравнению с 2010 годом осуществлен за счет увеличения более чем вдвое дефицита бюджета с 435 млн 030 тыс. рублей (4,4% от собственных доходов) до 983 млн 706 тыс. рублей (9% от собственных доходов). Безвозмездные трансферты из вышестоящих бюджетов снизились на 49,5%. Компенсировали разработчики бюджета эти потери доходов за счет увеличения собственных прогнозных налоговых и неналоговых поступлений в 2011 году примерно на 1 млрд рублей (табл.1).

Из-за нехватки средств финансистам Воронежа при составлении бюджета на 2011 год пришлось делить «тришкин кафтан». За счет перераспределения расходов по статьям бюджета Воронежа инвестиции в составляющие человеческого капитала немного выросли в текущих ценах (в основном за счет сокращения расходов по статье «ЖКХ» с 3 млрд 153 млн 966 тыс. рублей до 1 млрд 788 млн 652 тыс. рублей — на 43%). Как уже отмечалось, в 7,4 раза выросли расходы на социальную политику, однако здесь было ликвидировано прошлое отставание от соседей и других городов. И это не компенсирует снижения с учетом инфляции расходов по статье «здравоохранение»: запланированный рост составляет 2%, но с учетом инфляции будет иметь место снижение реального финансирования на 7-8%. Лучше обстоит положение с финансированием образования: прогнозный рост на 14,5%, реальный рост с учетом инфляции - на 4,5%. Но тоже не бог весть что, учитывая нижеизложенные сравнения с другими странами. На культуру запланированное увеличение расходов — 14%, с учетом инфляции — около 4%.

Табл. 1. Бюджеты городского округа Воронеж 2009-2011гг., тыс руб.

Доходы и расходы

2011

2010

2009

Всего доходов, тыс. рублей

12851578

12 837 263,5

12109297

Налоговые и неналоговые доходы

10930071

9965286

8663211

Безвозмездные поступления

1921507

2 871 977,5

3446086

Всего расходов

13835284

13 272 293,5

12063980

Общегосударственные расходы

2918114,7

1887509,9

2056541

Национальная безопасность

и правоохранительная деятельность

386488,1

378087

313551

Национальная экономика

74076

115233,5

645773

ЖКХ

1788652

3153966

2780722

Охрана окружающей среды

26477

24829

17814

Образование

5855666,6

5112920,5

4311909

Культура, кинематография

212680,7

186844,3

121863

Здравоохранение

1654242

1620460,6

1171731

Социальная политика

687886,1

92935,7

136054

Физическая культура и спорт

65652

84192

141437

Обслуживание гос.

и муниципального долга

165349

-

-

Дефицит (-), профицит (+)

-983706

-435 030

+45317

Источник: ФСГС, сайт Воронежской гордумы.

Табл.2. Расходы бюджета Воронежа на образование, здравоохранение, социальную политику и культуру

Расходы бюджета

2007

2008

2009

2010

2011

Всего

8276098

11306303

12063980

13 272 293,5

13835284

Образование

2954584

3781955

4311909

5112920.5

5855666.6

Образование, % к итогу

35.7

33.4

35.7

38.5

42.3

Культура, кинематография

95474

116671

121863

186844.3

212680.7

% к итогу

1.15

1.03

1.0

1.41

1.54

Здравоохранение

1108187

1277372

1171731

1620460.6

1654242

% к итогу

11.5

11.3

9.7

12.2

12.0

Социальная политика

64592

103681

136054

92935.7

687886.1

% к итогу

0.78

0.92

1.13

0.7

5.0

Источник: ФСГС, сайт Воронежской гордумы, расчеты автора.

Расходы бюджета Воронежа на образование, здравоохранение, социальную политику и культуру в абсолютных цифрах и долях от общих расходов бюджета Воронежа приведены в табл. 2. Доля расходов на образование, пусть и недостаточно быстро, но росла по годам, в то время как расходы на здравоохранение, то есть на здоровье людей, топтались и топчутся на месте, несмотря на все красивые лозунги, заявления, программы и проекты высших и местных чиновников.

Следует также подчеркнуть, что сам бюджет Воронежа (при губернаторе Владимире Кулакове) и других средних и крупных городов наполовину был уменьшен в 2001-05 годах во время реформ межбюджетных отношений - были забраны у городов почти все налоги с их территорий и снижена доля НДФЛ с 70% до 40% (табл.3). И соответственно снизились инвестиции во все составляющие человеческого капитала, что ускорило деградацию российского человеческого капитала как основного фактора развития современной экономики и общества. Фактически под российский человеческий капитал, под процессы его развития была заложена мина замедленного действия. И ситуация не улучшилась существенно до сих пор. Налоги с территории Воронежа большей частью уходили и уходят мимо него в другие МО, а город все эти 10 лет саморазрушался.

Табл.3. Динамика доходной части бюджета Воронежа в 1999-2011 гг. в % от областного бюджета

Год

1999

2000

01

02

03

04

05

% от обл. бюджета

103,1

102,9

63,1

41,0

36,4

37,4

29,5

Год

06

07

08

09

2010

2011

% от обл. бюджета

28,6

27,8

26,0

26,5

28,0

29,4

Источник: ФСГС, расчеты автора.

Ситуация в других городах — близкая. Недаром Воронеж с его-то полуразрушенной инфраструктурой и пригородами-свалками, с разбитыми дорогами и плохой водой, которой и то не хватает, попал в список лучших городов РФ по инфраструктуре. Бюджетная обеспеченность на душу населения в 2010 году по расходам в городах ЦЧР разительно не отличается (табл. 4). Заслуживает уважения позиция тамбовского губернатора Олега Бетина, который, пока имел возможности, ежегодно (вплоть до 2011 года) возвращал Тамбову его же налоги в виде безвозмездных поступлений из областного бюджета. Тамбов по бюджетной обеспеченности 2010 года обошел богатейший Липецк и стоит рядом с Белгородом. Воронеж по этому показателю — предпоследний в ЦЧР в 2010 году.

Однако прогнозный бюджет Тамбова обвалился вместе с трансфертами из ФБ в область в новом 2011 году. Его доходы снизились на 31,7%, расходы - на 31%. У бюджета Курска снижение на 13,3% и 16,6%, Орла - на 8,4% и 4,5%, Белгорода — на 17% и13,3%, Липецка — на 6% и 3,5% соответственно.

Табл.4. Бюджетная обеспеченность городов ЦЧР в 2010 году

Население

Бюджет 2010, расходы, тыс. рублей

Бюджетная обеспеченность
на душу населения
в 2010 году по расходам

Воронеж

924062

13 272 293,5

14,36

Липецк

502 015

8839308,6

17,61

Курск

413528

6338918,8

15,33

Белгород

362832

7 604 284

20,96

Орел

316838

3802012,4

12,0

Тамбов

277503

5357200

19,31

Источник: ФСГС, расчеты автора.

Сравнение расходов консолидированных бюджетов областей ЦЧР за 2009 год на душу населения и их рейтинги по этому показателю показывает, насколько обижены сейчас города России, столицы регионов по бюджетной обеспеченности (табл.5). А ведь качественный человеческий капитал выращивается и формируется именно в столицах регионов, как и основные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Средняя бюджетная обеспеченность в регионах примерно вдвое выше, чем в главных налоговых донорах субъектов РФ — их столицах.

Низкие инвестиции в составляющие российского человеческого капитала — следствие двух основных факторов: низкого бюджетного финансирования городов России (оставляется низкая доля налогов с их территорий - ниже 30%) и общего низкого бюджетного финансирования ЧК в России в долях ее ВВП.

Табл.5. Рейтинг. Расходы консолидированных бюджетов областей ЦЧР в 2009 году на душу населения

Область

Рейтинг среди
регионов РФ

Бюджетная
обеспеченность на душу
населения в 2009 г., тыс. рублей

Белгородская

25

39.8

Липецкая

38

34.0

Тамбовская

61

27.8

Курская

65

27.6

Воронежская

66

27.2

Орловская

79

25.2

Источник: ФСГС, расчеты автора.

На протяжении уже 20 лет инвестиции в культуру, образование и науку в России - одни из самых низких в мире среди сопоставимых по потенциалам стран, а коррупция и криминализация — самые высокие.

В рейтинге расходов на образование в долях ВВП (3,8-4% ВВП в последние годы) Россия в 2009 году на 109 месте из 186 стран. Для сравнения: в США — 5,5% ВВП; в Швеции и Норвегии – 6,7%; Словении — 5,2%; Франции — 5,6%, Канаде — 4,9%.

Неблагополучно в России и с инвестициями в здравоохранение, т.е. в здоровье населения. Если, по данным ВОЗ, в среднем по странам в мире расходы на здравоохранение составили в 2009 году 8,7% ВВП, то в РФ — 5,3% ВВП. В рейтинге у России по этому показателю невысокое 115-е место. А лидеры по инвестициям в здоровье людей — США (как и по инвестициям в образование, науку и в целом в ЧК) — 15,3% ВВП. К тому же надо учесть, что и ВВП США в 6,7 раз больше российского ВВП (по ППС). Высокие инвестиции в образование, здравоохранение и в науку определяют лидерство США в качестве жизни, в качестве ЧК, в экономике знаний и высоких технологиях.

Низкие инвестиции в здоровье людей, недоступность для большинства населения качественного медицинского обслуживания, особенно профилактического, определяют повышенную смертность и низкую рождаемость в РФ. В рейтинге по продолжительности жизни в 2010 году Россия расположилась на 161-м месте из 224. В рейтинге рождаемости детей на одну женщину - на 200-м месте из 225. А по смертности на душу населения — на неблагополучно высоком 7-м месте в мире. Выше только Чад, Лесото, Украина, Гвинея- Бисау, ЦАР и Сомали. По приросту же населения РФ - на очень низком 222-м месте из 233.

В результате по недавно опубликованному индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) Россия по итогам 2010 года расположилась на низком для себя 65-м месте. Хотя в 1991 году занимала 31-е место. Инвестиции в образование, здравоохранение, в науку, в культуру резко снизились, а затем так и держались в течение 20 лет на низких уровнях в сравнении с другими странами. Подняться выше России в рейтинге ИРЧП не дает высокая детская смертность (7,5 человек на 1000 новорожденных) и низкая продолжительность жизни. Россия находится на 161-м месте из 224 стран (68,7 лет). Качество образования не растет, а смертность среди взрослых снижается медленно. Тем более что по числу убийств и покушений на убийство Россия - один из мировых лидеров.

В культуру, религию и отдых бюджетные российские инвестиции в благополучном 2008 году составили всего 1,6% от расходов консолидированного бюджета (для сравнения: во Франции — 2,9%; в Казахстане — 3,8%; в Великобритании — 2,4%).

Для сравнения: в рейтинге расходов на оборону в долях ВВП Россия на высоком 28-м месте среди 174 стран. А в рейтинге стран по инфляции в 2009 году - на неблагополучно низком 201-м месте из 212.

Отметим, что инвестиции в культуру, образование и науку были стабильно низкими в долях ВВП и при высоких, и при низких ценах на нефть. Низкое качество жизни, низкие инвестиции в ЧК, морально-нравственное разложение общества, деградация ЧК, коррупция и криминализация экономики и жизни определяют базовые механизмы торможения процессов модернизации экономики, ее роста и развития, создания эффективной инновационной системы, активизации научного и инновационного процесса. Духовная деградация проявляется, в частности, и в том, что в рейтинге частной благотворительности в 2010 году Россия заняла лишь 138-е место среди 153 стран мира.

Русский народ фактически уничтожается захлестнувшей страну наркоманией. Директор ФСКН России Виктор Иванов утверждает: «К сожалению, сейчас Россия переживает настоящую наркотрагедию. Ежегодно в стране умирают более 100 тысяч человек от 15 до 30 лет. Причиной большинства смертей является злоупотребление наркотиками. Более 10 тысяч из них умерли в результате употребления дезоморфина, так называемого наркотика для бедных».

Только на этих преждевременных смертях общество теряет ежегодно около 10 млрд долларов своих инвестиций в воспитание и образование. Если еще приплюсовать упущенные выгоды общества от недоработанных лет умершими молодыми людьми на благо семьи и Отечества, то ответ на вопрос «Почему Россия так богата ресурсами и так бедна людьми?» становится прозрачным.

Воронеж в силу своего географического расположения и величины — лидер по числу наркоманов в ЦЧР и ЦФО (после Москвы). И их число ежегодно растет. По данным УФСКН, за 2010 год количество человек, состоящих на учете в наркодиспансерах Воронежской области, увеличилось на 10%. И их общее число достигло 60 тыс. человек. В целом по России, по оценкам ФСКН, число наркоманов лежит в пределах 3,5-5,5 млн человек. Принята стратегия РФ по борьбе с этим злом, но она почти не финансируется. Около 100 млрд долларов страна выделила на различные помпезные мероприятия, а на борьбу с наркоманией и наркодельцами денег нет. И эта проблема постоянно игнорируется в выступлениях и Президента РФ, и премьера, и лидеров правящей партии ЕР. А средств необходимо немало — по моим оценкам около 30 млрд долларов на всю программу. Но тут уже отступать некуда. Проблема вконец запущена и давно уже представляет угрозу национальной безопасности. К тому ежегодные потери от наркоманов превышают необходимые затраты для решения их проблем и соответственно, страны и общества

Города и агломерации России стали заложниками межбюджетных отношений. Они являются налоговыми донорами субъектов РФ, но сами находятся в очень тяжелом положении в части бюджетной обеспеченности. Под разговоры о развитии и финансировании агломераций власть осуществила в 2011 году очередное обрезание бюджетов столиц субъектов РФ.

Процессы деградации ЧК «поддерживаются» и сверху — крайне низким бюджетным финансированием из ФБ в долях ВВП, и снизу, со стороны МО - крайне недостаточным финансированием образования, здравоохранения и культуры из бюджетов городов в силу их острой бюджетной недостаточности и общей деградации. Однако корни негативного отношения к развитию ЧК растут из федерального центра, который мало отпускает средств на эти цели и задачи в сравнении с другими странами.

Положение с качеством российского человеческого капитала и с ИРЧП будет оставаться безнадежным при тех мизерных долях инвестиций в культуру, образование, здравоохранение, науку по сравнению с другими странами мира. И при существующих бесполезных тратах огромных средств на популистские проекты, без которых вполне можно было бы обойтись. Только на одну олимпиаду уйдет порядка 30-50 млрд долларов, по разным оценкам. Можно было бы на эти деньги обустроить все крупнейшие города России, включая Воронеж — центры агломераций.

Если в СССР крупные города были под пристальным вниманием высшего руководства страны, то сейчас их развитие полностью пущено на самотек, точнее - на усмотрения глав администраций субъектов РФ, что на деле оказалось равнозначно самотеку.

В последнее время интенсивно обсуждается, в том числе на уровнях Правительства РФ и Кремля, необходимость ускорения развития России через развитие агломераций, одной из самых перспективных из который является Воронежско-Липецкая агломерация с численностью населения около 2 млн. человек. Однако на практике пока все делается с точностью до наоборот - для углубления деградации инфраструктур и ЧК агломераций. Пока слова высших чиновников и их идеологов категорически расходятся с делами, а процессы деградации российского человеческого капитала ускоряются. Так теряются последние научные, образовательные и культурные школы. А немногочисленные оставшиеся в стране моральные и нравственные авторитеты и ориентиры повсюду заменяются на криминальные.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0