WorldClass

23 апреля 2024, 22:12
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

AbirеgTV - Владелица эстетик-центра «Княжна Дарья» Нина Бородина: «Бьюти-индустрия – это психологически и интеллектуально загруженный бизнес»

26.10.2011 16:29
Автор:

Воронеж. 26.10.2011. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) - Аналитика – Эстетик-центр «Княжна Дарья» - один из солидных представителей широкого рынка «услуг красоты» в Воронеже, в том числе и по продолжительности присутствия на этом рынке, – переживает сейчас новый этап своего развития. Сегодня AbirеgTV совместно с его владелицей Ниной Бородиной пытается проанализировать воронежский рынок «красивого» бизнеса и понять направления его движения.

Часть 1

Часть 2

- «АбирегТВ», как правило, встречается с мужчинами. Поскольку наша тема – бизнес, то по большей части приходится беседовать с представителями сильного пола, как традиционно называют наших мужчин. Ну а для них вопросы красоты стоят точно не на первом месте. Поэтому тем более приятно, что сегодня наша собеседница – бизнес-леди, и сегодня мы как раз будем говорить о бьюти-бизнесе, то есть о бизнесе красоты. Начнем с того, что, наверное, каждый воронежец может отметить тот факт, что чаще всего в городе открываются аптеки, стоматклиники и салоны красоты. Например, в Центральном районе Воронежа я вчера по поисковику нашла 60 салонов красоты. В Северном – около 10. Если проанализировать воронежский рынок бьюти-индустрии, то салоны каких типов сейчас превалируют и какие тенденции в последние 10 лет на этом рынке наблюдаются в нашем городе?

- Да, на самом деле это так и есть: мы, кто работает в этом бизнесе, считаем, что Воронеж «специализируется» на салонах красоты - их, по-моему, больше, чем в любом другом городе. И уж точно больше, чем в Москве. И вот этот бурный рост произошел как раз за последние 10 лет. Когда мы открывали свой центр, безусловно, понимали, что эта отрасль будет достаточно быстро развиваться, но такого не ожидали. Ну, такой бурный рост связан с тем, что достаточно низкий порог вхождения в бизнес – то есть не нужны огромные деньги, чтобы, допустим, открыть магазин или тем более какое-то производство. И если есть деньги на покупку помещения - такое мнение распространено, - достаточно его отделать и дело пойдет само собой

- Или взять в аренду – ведь такое тоже бывает?

- Бывает, но в аренду берут помещение все-таки более опытные люди, я бы сказала, в этом бизнесе. А иногда бывает, что люди просто идут от помещения: то есть есть какое-то помещение, которое не известно как использовать. А почему бы там не открыть салон красоты, если есть основа, база – помещение? Отремонтировать, сделать дизайн помещения, создать вид, найти работников и – зарабатывать деньги. Ну, на самом деле, конечно, это далеко не так. Салонный бизнес - бизнес очень сложный, жесткий бизнес. В нем очень сложно удержаться, на самом деле. По многим причинам. Во-первых, потому что он достаточно быстро развивается… Несмотря на, может быть, предвзятое мнение, это и психологически и интеллектуально загруженный бизнес. И он предполагает постоянную включенность в эту среду, информативность, постоянное обучение. Причем обучаться должен абсолютно весь персонал начиная с владельца бизнеса и – не заканчивая, а продолжая – каждым работником салона красоты.

- Я думаю, до вопросов образования мы еще дойдем, а пока давайте посмотрим по типам – по сегментации…

- Да, огромное количество воронежских салонов традиционно делится на салоны-люкс, бизнес-класса и салоны-эконом. Честно говоря, на мой взгляд, это во многом формальная сегментация. Но тем не менее она все же оправданна. На воронежском рынке примерно процентов пять – салоны класса люкс. Это те салоны, которые специализируются на абсолютно индивидуальном обслуживании VIP-клиентов - именно поэтому он и становится люкс-классом, а не потому что там красивое и очень дорого отделанное помещение и высокие цены. Но вот такой индивидуальный подход как раз и предполагает уровень клиентуры – они рассчитаны на VIP-клиентуру: людей состоятельных и достаточно продвинутых в этой сфере, чтобы получать дорогие услуги, дорогие процедуры и такое же дорогое обслуживание. Вот таких салонов в Воронеже около 5%. На слуху эти салоны. Это, допустим, «Идеал-лэйн», «Леди Эн»…- это яркие представители класса люкс. Вторая ниша – это салоны бизнес-класса. Вот, мы относимся к таким.

Почему? Потому что мы ориентируемся на более широкий сегмент: он предполагает, конечно, более стандартизированный подход к обслуживанию. Поэтому мы очень много внимания уделяем стандартам: допустим, стандарт безопасности, стандарт качества, стандарт профессионализма и т.д. Но это не значит, что в бизнес-классе не любят обслуживаться VIP-персоны. Они тоже очень хорошо умеют сравнивать цены, очень хорошо разбираются в уровне сервиса и профессионализма, понимают, соответствует ли цена качеству… И салоны бизнес-класса ориентируются на свою постоянную клиентуру, которая создается в процессе работы. Известно правило Парето, когда 20% клиентов приносят 80% выручки. Вот это как раз обязательное условие существования салонов бизнес-класса. Ну, бизнес-класс – это примерно 30-35% салонов. И эконом-класс. Это подавляющее большинство салонов, их примерно 60-65%, а, может быть, даже 70%. Они ориентированы на широкий поток клиентов, на массовость. Ну и, естественно, на привлечение клиентов с помощью низких цен - это особая ценовая политика, именно эконом: когда маникюр от 100-150 рублей, стрижка тоже от 150 рублей, окрашивание самыми дешевыми красителями. Но это не значит, что там обязательно очень низкий профессиональный уровень. Главное, что отсутствует в салонах экономкласса – это, конечно, стремление развиваться, стремление повышать стандарт обслуживания.

- То есть такого не бывает, чтобы салон экономкласса через несколько лет превратился в салон бизнес-класса?

- Почему же? Бывает. Все зависит от владельца. Если он, допустим, ставит себе целью создать салон более высокого уровня - естественно. Он этим занимается и может этого добиться. Я такие примеры тоже знаю, и примеры очень удачные бывают.

- Можно их привести?

- Могу привести такой пример: на Ленинском проспекте была парикмахерская – советско-рассоветского типа. Появился у нее владелец опытный, из управляющих – то есть человек сначала был там управляющим, а затем решил свой салон там открыть. Вот она взялась за этот салон, «Арс» он называется, и сейчас это очень хороший салон по ассортименту и качеству услуг. Вот вам пример продвижения от эконом к бизнес-классу.

- Но это, как я поняла, исключение…

- Ну, может быть, такова и экономическая реальность, что им не нужно развиваться? Почему бизнес 30%, почему люкс 5%? Потому что это соответствует сегментации потребителей. С экономической точки зрения, я считаю, в современном состоянии рынка экономкласс востребован и будет востребован очень долго… Может быть, всегда. Потому что таково состояние потребностей населения.

- Вы как раз рассказали по сегментации и коснулись профессионализма. А что можно сказать о технологиях, которые предлагаются бьюти-бизнесом в Воронеже, о ценовой политике подробнее и о специализации – в последнее время, например, появилось много «ногтевых студий»…

- Ну, если вот так окинуть взором прошедшее десятилетие, то, собственно говоря, какой-то революции именно в технологиях в «красивом» бизнесе, на мой взгляд, не произошло. Вот я вспоминаю, что было раньше, например, в косметологии – это пилинги, индивидуализированные уходы, устранение мимических морщин с помощью ботокса, диспорта и другого, это контурная пластика… Если посмотрим, допустим, на парикмахерское искусство – все то же самое: форма, стиль, цвет. Маникюр-педикюр – тоже все это осталось, все это актуально. Но, на самом деле, происходит некое усложнение, интеллектуализация бизнеса, повышение материально-технической базы… Если раньше пределом мечтаний, допустим, в косметологии был для салона косметологический комбайн, то сейчас уже…

- Что такое косметологический комбайн?

- Ну, это такой аппарат, который осуществляет множество функций: ультразвук, электрофорез, гальваника, брашинги и т.д... То сейчас, конечно, сделан шаг вперед и мы говорим уже о сложной материально-технической базе косметологии. Хороший салон сегодня имеет в своем арсенале термаж, например, лазеры, аппараты для фотоэпиляции, фотоомоложения…Это очень сложная и очень дорогая техника, стоимость которой превышает миллион, доходит иногда и до двух, и до трех миллионов рублей. Естественно, не каждый салон может себе это позволить.

- Кстати, мы как-то обошли вопрос о специализации.

- Да, салоны бывают двух видов: салоны глобального сервиса (это уже наш жаргонизм), универсальные и специализированные. Это может быть студия причесок или студия маникюра, которая называется ногтевая студия. По опыту я знаю, что когда ты занимаешься чем-то одним, ты занимаешься этим более глубоко. Например, в ногтевых студиях должны быть представлено не только то, что востребовано большинством, но и какие-то уникальные, редко востребованные, но тем не менее нужные процедуры.

- То есть это именно глубина какого-то сервиса и широта.

- В идеале – да. Но иногда это бывает и не так на практике. Бывает, что если занимаются маникюром и стоит только одно место – то это уже называется ногтевой студией.

- Хотя, в принципе, сервис может не отличаться от парикмахерской экономкласса, в которой делают только маникюр.

- Совершенно верно. Это не прямо коррелируется, понимаете? Это все тоже зависит от подхода. А почему появляются, например (я по опыту знаю), ногтевые студии? Обычно их открывают мастера ногтевого сервиса, которые захотели развиваться и иметь свой бизнес. Для них это удобнее и понятнее. И это хорошо. Чем больше разнообразия на рынке, тем быстрее рынок, в том числе бьюти, развивается. Конкуренция нужна на рынке. Это – двигатель. И салоны универсального типа – они тоже очень нужны, потому что клиенты хотят и имеют право получить пакет услуг, а не одну, и не ходить в разные места: это я пойду сделаю моделирование ногтей в ногтевой студии…

- Я на 10 записалась на левый берег на ногти, потом в Юго-Западный еще на что-то…

- Да, а живу я в Северном… Главный дефицит нашего времени – это не дефицит денег даже, а дефицит времени прежде всего.

- Вот такой каламбур получился: главный дефицит нашего времени – это дефицит времени.

- Совершенно верно. Поэтому универсальные салоны должны предоставлять широкие услуги по ассортименту и, конечно, высоко профессиональные.

- Давайте вернемся к бизнесу: если взять, выражаясь вашим языком, средний салон с глобальным сервисом – какой ежемесячный доход он должен иметь, чтобы он был рентабельным, чтобы не терялся смысл его существования?

- На самом деле, если салон, допустим, работает в убыток даже, но – работает, то это дело владельца.

- Но, видимо, владелец не слишком рад такому положению дел…

- Я - не эксперт, тем более – не эксперт-экономист. Но приблизительно я могу сказать. Вот возьмем средний универсальный салон из парикмахерского зала на 3-4 места, кабинета маникюра-педикюра, косметического кабинета, солярия и кабинета по работе с телом. Вот наш глобальный сервис, который все включает от кончиков волос до кончиков ногтей. Минимум здесь не определяется. Максимум можно только очень условно посчитать. Да, он занимает, допустим, 100 кв. метров. Максимум – это где-то 1,5-2 млн. Но - выручки, не прибыли. А прибыль если вычленить, посмотреть – это 150-200 тысяч ежемесячно, и это будет очень хорошо. Но развитие - понятие сложное. Особенно в салонном бизнесе. Это такое дело – оно, как трясина, затягивает, на него можно пускать все до копейки. И все будет мало, мало и мало.

- Но ведь развитие может быть не только в плане технологий, закупки какой-то аппаратуры и т.д., но и, наверное, меняются и сами препараты, на которых работают салоны?

- Очень многие пробую на себе: я считаю, - наверное, как любой владелец салона, - что лучше пусть это негативно (вдруг) проявится на мне, чем на клиентах. А вот когда ты это испробовал на себе, тогда ты уже точно знаешь: соответствует это заявленному или не соответствует. И тогда уже можно говорить о внедрении. Тем более что процесс внедрения очень сложный, дорогой и сложный, потому что в современном «красивом» бизнесе нужно все время обучаться, обучаться и обучаться. Это альфа и омега «красивого» бизнеса.

- Вот мы и подошли к системе обучения… И еще: насколько важно для вас участие в выставках, конкурсах, семинарах?

- Для салона это жизненно необходимо. И в своей жизнедеятельности салон должен использовать все названные вами формы участия. Прежде всего, должна быть хорошая фундаментальная подготовка мастеров, потому что современный бизнес требует не выпускников на уровне ПТУ, а выпускников на уровне университета – в своей сфере. Кстати, где-то прозвучало: по-моему, на Украине требуют, чтобы стилист имел высшее образование. И это имеет свой смысл, я считаю, что это важно. Потому что он должен разбираться в современных тенденциях, формировать этетический облик, у него должен быть высокий культурный уровень. И меня очень радует – это можно назвать тенденцией в современном «красивом» бизнесе, – когда, допустим, мастера маникюра, педикюра, парикмахеры (называю по старинке) – они сейчас в основном с высшим образованием. И это очень ощущается. Но когда я говорю о фундаментальной подготовке, то, конечно, кроме общего развития я имею в виду серьезную профессиональную подготовку. У нас в Воронеже есть хорошие школы. Они достаточно дорогие, кстати сказать, но они обеспечивают реально начальный уровень. Но этого тоже недостаточно.

- Можете ли вы назвать эти школы?

- Конечно, почему нет? Это, возможно, тоже субъективно, но, на мой взгляд, лучшие школы – это Майи Алпатовой и «Профиль» Уксусова. Это базовые, давно работающие, зарекомендовавшие себя школы. А дальше уже начинается процесс, который идет в салонах. Даже по стандарту любой салон бизнес-класса обязан два раза в год повышать квалификацию мастеров. Но жизнь заставляет это делать чаще, гораздо чаще.

- Я знаю, что вчера-позавчера в салоне «Княжна Дарья» проходило обучение. Который раз в этом году?

- По-моему, уже раз пятый в этом, 2011 году.

- Кого и чему вы учили?

- Вот, допустим, появилась не так давно новая технология, она Nanokeratin System называется. Она позволяет укрепить волосы изнутри. Это система процедур, достаточно сложных по выполнению, и система профессиональных средств, которые нужно использовать. Мы, например, приглашали топ-стилиста, ведущего специалиста, который обучает мастеров навыкам этой работы во всем мире. Мы его специально сюда приглашали, оплачивали, и он у нас поводил такой семинар.

- Это россиянин?

- Он россиянин, но давно уже вышел на международный уровень.

- Имя можно услышать?

- Можно. Это Сергей Вакарчук.

- А то вдруг он станет таким человеком, которым Россия будет гордиться, а мы не будем знать…

- Возможно. Он очень амбициозный. Вот, мы вначале прошли здесь обучение, потом, когда я увидела, что нам этого маловато, я отправляла своих специалистов в Москву на это обучение. И мы его еще раз пригласим – планируем на декабрь. У нас все стилисты прошли обучение в академии «Долорес», академии Toni&Guy в Москве, в учебной студии Александра Тодчука… Вот, с 14 октября у меня там два специалиста обучаются. Я на это не жалею ни времени, ни средств. Это жизненно необходимо.

В пошлом году мы участвовали в региональном чемпионате по косметологии и получили грамоту за продвижение передовых технологий. Наш мастер занял 4-е место. Ну, вы понимаете, что 4-е место – это хороший результат. А первые 3 от 4-го отличаются не значительно.

- А салоны какого сегмента участвовали?

- Естественно, все, кто подготовился. Но салоны экономкласса обычно не растрачиваются на такие мероприятия, потому что это нужно деньги затратить, освободить человека, нужно ему помочь в обучении. Но – это важно. Во всем этом надо участвовать. У нас работают стилисты не только те, которые обучались в академиях, но и которые сами преподают, – и в «Лике», и в «Профиле»… И участвуют и в выставках, и в чемпионатах…Это жизненно необходимо, иначе салон погибнет.

- Ну а поскольку салон работает на потребителя - значит, это жизненно необходимо нашим гражданам, для того чтобы быть красивыми.

- Да! И необходимо, и востребовано!

- Нина, мне еще хотелось бы услышать ваше мнение по поводу частной практики. Вчера Yandex в рубрике «Лучшие мастера Воронежа» из области индустрии красоты выдал мне имена и адреса (и даже интервью) людей, занимающихся частной практикой, то есть на дому; хотя, например, я знаю, что в вашем салоне работает, и это общепризнанно, один из лучших мастеров региона по татуажу. Как вы относитесь к такому виду бизнеса?

- Все относительно. А что касается Интернета – это же понятно: если человек продает как бы сам себя, то он и старается внедрить эту мысль. Это реклама. И она, может быть, наиболее экономически выгодна по сравнению с другими видами рекламы. Но с другой стороны, Интернет - это тоже не факт, не истина в какой-то инстанции. Ну, я против этого, против надомничества.

- Они представляют для вас какую-то конкуренцию или по каким-то другим причинам?

- По многим причинам. Как владелец салона, предприятия достаточно затратного, в том числе и в области уплаты налогов и обеспечения безопасности клиентов, я естественно против того, чтобы люди создавали недостаточно честную конкуренцию. Они на это деньги не расходуют, а расходуют их на рекламу в Интернете, например. Конечно, я отношусь к этому негативно, но это факт нашей жизни. Чем это опасно? Тем, что когда человек старается экономить на всем, он в том числе экономит и на собственном профессиональном росте. Обычно экономия идет и на материалах, и на средствах: чем дешевле, тем лучше. По Воронежу я могу сказать: уходом за волосами, кожей рук частники вообще не занимаются. Если мы вспомним эти громкие процессы, скандалы, в том числе с Оксаной Пушкиной – вспомните, где она делала это? На дому, частным образом. Система безопасности – это очень существенно. И я очень-очень сомневаюсь, что на дому соблюдается тройная система безопасности клиентов, как в салоне. Это дезинфекция, предстерилизационная обработка, стерилизация, одноразовые материалы и т.д.

- Я так понимаю, что сейчас в салонах внедряется, видимо, как элемент системы безопасности, еще и договор – в последнее время я столкнулась с такими вещами, когда приходишь в салон, а тебе говорят: «Заполните, пожалуйста, договор на услугу».

- Да, конечно, это один из элементов системы безопасности для клиентов. Это – в интересах клиентов. Естественно, что при работе на дому не только какие-то договоры не составляются или соглашения, не только не информируется человек о каких-то последствиях, но даже и чеки не выдаются. И доказать факт, что ты обслуживался у этого мастера на дому, совершенно невозможно.

- Нина, и у меня такой вот, может быть, полусветский вопрос: определяется ли как-то рейтинг салонов по посещению ими статусных персон, и распространяется ли в вашей среде такая информация: кто из VIP-персон или статусных лиц какой салон посещает?

- Конечно, распространяется. Безусловно, рейтинг от этого растет, но вот экономическая целесообразность… С коммерческой стороной вопроса, это, конечно, не связано. Основную прибыль приносят не VIP-персоны, а обычные люди, которые хотят красиво, ухоженно выглядеть.

- То есть вы знаете, в каком салоне обслуживаются мэр, губернатор, глава какого-нибудь банка…

- Я знаю, что у нас обслуживаются и президенты банков, и вообще такие люди, которые ходят с охраной…

- В вашем салоне?

- Именно у нас.

- То есть, в вашем салоне таки обслуживаются банкиры?

- Обслуживаются, безусловно. Но какие салоны посещает губернатор или его супруга – я не знаю, честно говоря.

- Но вы смогли бы им достойные услуги предложить?

- Конечно. Мы можем предложить очень хороший уровень, достойный уровень и для такой персоны, как наш губернатор.

- В том числе и напоить зеленым чаем?..

- И даже не одним сортом. У нас хороший кофе… Но это не главное, а главное – качество услуг.

- Нина, и, наверное, последний вопрос: пару лет назад, по-моему, в журнале Forbеs я читала о beauty-турах. Тогда эта тема была актуальна для финнов, которые ездили в Эстонию, чтобы получить beauty-услуги. Вы обмолвились о том, что в Воронеже на душу населения или на 100 тысяч населения – не важно – салонов больше, чем в Москве. И сейчас, я знаю, очень многие мои знакомые едут именно в Воронеж, чтобы получить услуги стоматолога, постричься, привести в порядок волосы. Лицо и тело… Возможно, вам стоит взяться за официальную организацию таких туров из Москвы и Санкт-Петербурга в Воронеж?

- Ну, это отдельная сфера, она требует специальной работы. Я не могу за это сейчас взяться. Да, у нас тоже обслуживаются москвичи, которые родом из Воронежа. Они приходят, мы их очень любим, потому что вот они-то на самом деле ценят, говорят, что в Москве редки услуги такого уровня. Даже не о ценах речь, потому что цены там тоже разные. Имеет ли смысл в принципе этим заниматься? Да, имеет. Будет ли это иметь успех? Не знаю.

- Вы представляете, это пустая ниша! Ее еще никто не занял в Воронеже.

- Но она не такая простая, как кажется.

- Как вы думаете, в ближайшие 10 лет такой бизнес может появиться?

- За следующие 10 лет может вообще все измениться. Мы этого знать не можем. Но – стремимся к лучшему. Сейчас нельзя стоять на месте, надо изо всех сил «бежать», чтобы хотя бы не отставать.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0