«План оздоровления воронежской «коммуналки» поможет преодолеть одну из главных проблем отрасли — недоверие всех ко всем
Максимально представительное совещание по проблемам регионального жилищно-коммунального комплекса прошло в этот вторник в Правительстве области. Собрались депутаты областной Думы и прокуроры, главы муниципальных образований и представители ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, товариществ собственников жилья; лидеры общественных организаций, выражающих интересы жителей, и руководители надзорных ведомств, работающих в этой сфере.
В общем, были, кажется, все, кто может высказать компетентное мнение о плане наведения порядка в сфере ЖКХ.
500 жалоб и одна надежда
И такой план, как оказалось, есть! Его проект, разработанный управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики области, был представлен участникам совещания.
— То, что эта тема самая острая, мы видим в том числе по соцопросам, — сказал, открывая совещание, губернатор Алексей Гордеев. — Жилищно-коммунальная сфера входит в число первых тем, вызывающих раздражение и неудовольствие наших граждан. В текущем году в Правительство области поступило порядка 500 жалоб, касающихся ЖКХ. По сравнению с прошлым годом их количество увеличилось на 60 процентов. С одной стороны, тенденция настораживает. С другой — это означает, что жители Воронежской области продолжают верить, что власть способна навести порядок в этой сфере…
Руководитель областного управления жилищно-коммунального хозяйства Вадим Кстенин, главный докладчик на совещании, рассказал, что в тематической структуре упомянутых 500 обращений от граждан почти треть — это жалобы на качество услуг, и почти пятая часть — на «двойное управление».
Алексей Гордеев добавил навскидку немного статистики из собственных наблюдений:
— Процентов 90 всех проблем сосредоточено в областном центре, пять — в Нововоронеже, остальное рассредоточено по области. И нельзя сказать, чтобы дело было в высоких тарифах. Мы сравнивали с другими регионами. В Воронеже действительно они ниже порой не на проценты — в разы. Но проблема в том, что люди не верят, что повышение цен приведет к реальному улучшению качества услуги. Наоборот: убеждены, что их деньги будут присвоены и «уведены». Дело усугубляется низким уровнем квалификации персонала, работающего в сфере ЖКХ, хамством, грубостью по отношению к тем клиентам, которых они бы должны, по идее, холить и лелеять…
Замкнутые круги
— В Воронеже уникальная ситуация, — рассказал директор СРО «Воронежская коммунальная палата» Владислав Ландсберг. — Четвертый год работаем без утвержденных тарифов на содержание и ремонт жилых домов. Единственное, что удалось сделать за пять лет, — проиндексировать тарифы 2007 года.
Однако отрасль и при такой социальной зарегулированности остается привлекательной для проходимцев. Прокурор Воронежской области Николай Шишкин доложил, что несколько дел о злоупотреблениях управляющих компаний находится в судах, еще три дела — расследуются.
Как ни странно, эта борьба имеет и обратный эффект.
С собственниками 90 многоквартирных домов «Коммунальной палате» удалось достигнуть договоренности о сверхтарифном софинансировании — чтобы их дома обслуживались по более высшему разряду, что ли. Немного приблизились к цивилизованным нормам. Но после того, как волна негатива прошла в СМИ и по «сарафанному радио», люди стали отказываться от едва обретенного комфорта. Пусть нам хуже, зато наши деньги не украли — такая была примерно логика «отступников».
Так что же было раньше? Курица или яйцо? Недоверие или нарушения?
На совещании прозвучал рассказ о практике одной управляющей компании, в квитанции которой до восьми раз упоминается слово «вода»: «вода холодная», «вода горячая», «вода холодная для приготовления горячей воды», «вода горячая для приготовления горячей воды» и т. д. Даже если все это законно и укладывается в рамки официальных тарифов, все равно не может не зародить сомнений. Конечно, даже в формулировках нужны единые стандарты.
Слава ЕПСС!
«План мероприятий по совершенствованию функционирования жилищно-коммунального комплекса на территории Воронежской области» — основательный документ, состоящий из нескольких тематических блоков. Первый направлен на совершенствование деятельности управляющих организаций. Будут приняты правовые акты, определяющие важнейшие стандарты, которых так не хватает сегодня этой сфере: единообразный договор управления многоквартирным домом; перечень обязательных работ и услуг; порядок расчета платы за содержание и ремонт дома и т. п.
Еще один блок плана включает в себя мероприятия по обеспечению прозрачности финансовых потоков. Главное из них — создание в ЖКХ единой платежной сервисной системы (ЕПСС). Система, включающая в себя и Расчетный банк, и Расчетный центр, и программно-аппаратный комплекс, заработает уже в мае будущего года. И превзойдет угасающий МИВЦ уже по одному тому, что сможет самостоятельно сортировать и производить максимально «расщепленные», без посреднических этапов, платежи.
Возможно, в атмосфере всеобщей подозрительности люди хоть машине начнут верить?
Третий блок плана посвящен просвещению и информированию граждан.
И в пунктах самого плана, и в репликах обсуждавших его людей четко прослеживалась центростремительная идея. Представители Нововоронежа объявили о намерении создать единую на весь город управляющую компанию. Губернатор высказался за расширение «Воронежской коммунальной палаты», укрепление ее взаимодействия с областной Торгово-промышленной палатой и ведение общими усилиями реестра управляющих компаний по степени доверия граждан и количеству поступивших жалоб.
В общем, рынок, который «все отрегулирует», в отечественной сфере ЖКХ не состоялся. И, обжегшись на кипятке дикой рыночной стихии, мы в чем-то возвращаемся назад, объединяя операторов, регламентируя их работу, ставя ее под более жесткий контроль. В том числе, и общественный.
Остановить «печатные станки»
Дать дополнительные разъяснения по сути обсужденных вопросов мы попросили участника совещания, председателя наблюдательного совета СРО € Воронежская коммунальная палата» Вадима ИШУТИНА.
— Во-первых, как нам кажется, в дополнительной популяризации нуждается термин «расщепление», перекочевавший в «коммуналку» чуть ли не из ядерной физики. Как «расщепление» платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги будет сочетаться с идеей единого расчетного центра? Что зто в конечном счете даст горожанам?
— Раньше монополию на этом рынке дер-тал муниципальный информационно-вычислительный центр. Сейчас в одном только Воронеже работают минимум пять расчетных центров разного калибра: у компаний «Бульвар Победы», «Ава-кров», «Северный», у поставщиков ресурсов — «Квадра»,«В оронежтеп л о энергосервис» и других. МИВЦ также остается на рынке, но с ним работают лишь несколько УН и ТСЖ.
На определенном этапе эта децентрализация сыграла даже положительную роль. МИВЦ перестал справляться со своими функциями. При высоких расценках за услуги муниципального центра многие жаловались на задержку перечислений, было несколько громких скандалов.
Ног да от услуг МИВЦ отказалась «Квадра». дававшая муниципальному центру около 40 процентов оборота, стало ясно: подобный центр может работать эффективнее. Собираемость платежей у энергетиков повысилась, а себестоимость услуги снизилась в полтора раза.
Но после того, как технологию «печатания денег» освоили управляющие компании среднего и даже малого масштаба, появилась и возможность злоупотреблений, когда жилец получал две-три платежки от разных компаний. Это мы тоже проходили. Множественность платежных документов подрывает платежную дисциплину, развращает потребителя. У него появляется ощущение права выбора: вот эту квитанцию я считаю справедливой и буду ее оплачивать, а вот эту выброшу.
Однако недавно было подписано соглашение о проекте по созданию в регионе единого расчетно-кассового центра между областным «Агентством по инновациям и развитию», Центрально-Черноземным банком Сбербанка России и НП «Воронежская коммунальная палата». Все участники проекта не сомневаются, что ЕРЦ повысит качество обслуживания населения, исключит возможные злоупотребления со стороны жилищных организаций. Я вижу еще один плюс — именно при такой организации может быть создан наблюдательный орган, который будет контролировать переход жилфонда из одной управляющей компании в другую. Потому что именно при таком переходе и рождаются двойные платежки.
Через полгода к вам действительно придет единый лист платежной квитанции, и он действительно будет «расщепленным». То есть каждая строчка будет содержать прямой счет от поставщика услуг. И деньги по этой строчке пойдут поставщику — той же «Квадре» — напрямую. ЕРЦ лишь возьмет минимальную (будем надеяться) плату за услугу платежной системы. Для членов «Коммунальной палаты» огромный плюс такой централизации в том, что создание Единой платежной системы позволит снять вечную подозрительность между партнерами и покончить со спекуляциями на тему, что, мол, коммунальные компании забирают себе львиную часть денег, которые должны идти . поставщикам.
Но надо быть готовым к тому, что прямые расчеты имеют и оборотную сторону медали. В частности, управляющие компании лишаются инструмента воздействия на поставщиков ресурсов в случае некачественного предоставления услуги. Теперь мы строим систему, при которой покупатель хлеба в магазине оплачивает деньги за хлеб не в магазин, а напрямую в колхоз, где пшеницу выращивают. А если пшеница некачественная, то покупатель все равно заплатит. До Бога высоко, до поставщика далеко. При прямых отношениях платеж оторван от приемки ресурса и подтверждения его по количеству и качеству. Но. будем надеяться, механизмы такого контроля тоже будут выработаны.
Александр Саубанов
Молодой коммунар, №120, 27 октября 2011.