Воронеж. 20.08.2015. ABIREG.RU – На минувшей неделе стало известно, что прокуратура по поручению областного ведомства с привлечением специалиста санитарного управления местного Роспотребнадзора проверила торговый центр «Галерея Чижова» и выявила ряд нарушений санитарно-эпидемиологических норм на территории ТРЦ.
В частности, в ходе проверки выяснилось, что в ТРЦ не соблюдены условия работы сотрудников: в гардеробной для персонала отсутствует вентиляция, не проведено отопление, нет умывальника, а шкафчики для хранения одежды настолько малы, что работникам приходится оставлять обувь снаружи. Нарушения коснулись и служебных помещений. Например, в одном из них беспорядочно навалены стройматериалы, а в другом с потолка сочатся сточные воды из расположенного выше общепита. Помещение для мойки транспортных тележек не организовано, а мусоросборники моются там же, где хранится инвентарь. Более того, дезинфекция этой подсобки «не проводится в связи с отсутствием дезинфицирующих средств», а «стены и панели с трещинами, грязные, полы не промыты».
На основании всех выявленных нарушений в июне воронежский Роспотребнадзор привлек «Галерею Чижова» к административной ответственности в виде штрафа на 10 тыс. рублей. Компания с этим не согласилась и попробовала оспорить решение надзорного органа в арбитражном суде. Но арбитраж не стал разбираться с ее претензиями, поскольку вопросы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения не относятся к подведомственности арбитражного суда.
«Абирег» решил узнать мнение экспертов данной области и оценить это событие. Прокомментировать решение Роспотребнадзора согласилась директор макрорегиона Юг компании HeadHunter Ирина Веретенникова.
- Ирина, как вы оцениваете претензии Роспотребнадзора по отношению к «Галерее Чижова»?
- Я считаю, что Роспотребнадзор выявил ситуацию, которая наблюдается во многих компаниях, когда российский бизнес в погоне за обслуживанием клиента забывает о собственных сотрудниках. И это, конечно, не совсем правильно, потому что многие исследования показывают, что чем выше удовлетворенность сотрудников, тем выше удовлетворенность клиента. «Галерея Чижова» — прекрасный торговый центр, клиенты всегда довольны, для них есть большие площади с отличной вентиляцией, кондиционированием. А сотрудники сравнивают это с отношением к себе и видят, что их система пребывания на работе не продумана, выражают свою неудовлетворенность в тех недочетах, которые выявил Роспотребнадзор. Грязные полы, не очень аккуратное хранение материала в подсобках — все это следствие неудовлетворенности сотрудников, когда они видят, что им некуда сложить вещи, у них недостаточного размера шкафчики, которые вынуждают хранить собственную одежду в беспорядке.
Ситуация непростая, но ее достаточно легко исправить, причем в большей степени силами самих сотрудников. Если чуть-чуть направить на них взгляд, если с ними поговорить и провести опрос. Узнать, чего им не хватает на рабочем месте и что изменить, и потом эти изменения внедрить, то сотрудники включатся в процесс – и полы будут промыты, и стройматериалы будут уложены как нужно, и сотрудники будут ходить с улыбкой, а не недовольным лицом. Это, в свою очередь, привлечет и новых клиентов на территорию торгового центра, потому что мы знаем, что в Воронеже много торговых центров и за клиентов нужно бороться.
- Вы сказали, что такая проблема характерна для российского бизнеса. Как вы считаете, в чем причина?
- Проблема эта давняя и связана с тем, что российские бизнесмены зачастую не ценят своих сотрудников в силу того, что проблем с кадрами, по крайней мере в советские времена, не возникало. Было распределение, были наказания так называемых «тунеядцев», которые не работали. И все это приводило к тому, что за рабочее место люди бились, и в общем-то не было острой потребности в кадрах. И с тех времен повелось, что сотрудник — это расходный материал, который сам чуть ли не должен заплатить, за что, чтобы его взяли на рабочее место. Сейчас ситуация поменялась, мы находимся в условиях острой нехватки кадров. Практически все работодатели говорят о том, что не хватает высококлассных специалистов практически во всех профессиональных сферах. Поэтому именно в тех компаниях, где поняли, что сотрудник – это ценный кадр, бизнес и развивается. А те компании, которые пока не пришли к такому пониманию, имеют такие проблемы. Поэтому здесь нужно взять за основу высказывание Ричарда Брэнсона – известного бизнесмена, который сказал: «Я уверен, что если вы позаботитесь о своих сотрудниках, то они позаботятся о вашем бизнесе». Российским компаниям пора уже в этом направлении двигаться и понимать, что сотрудники – это ценный ресурс компании, за который нужно бороться, и бороться не только на входе в компанию, не только в момент, когда мы в конкурентной борьбе должны выиграть этого сотрудника, чтобы он выбрал нашу компанию, но и продолжать с ним работать – создавать хорошие условия работы. Те же шкафчики, о которых упоминает Роспотребнадзор, – это же очень простая вещь. Галерея Чижова – это один из самых просторных торговых центров и тем более непонятно, почему бы не сделать удобные раздевалки, почему не организовать систему вентиляции – это человеческие нормы, которые позволяют сотруднику понимать, что о нем заботятся, и, соответственно, отдавать свои силы работодателю на 100%, потому что КПД у человека может быть 100%, а может и 20% – можно бесконечно курить и обсуждать, что ему не нравится в компании, а можно с радостью и удовольствием работать. И вот чтобы он с радостью и удовольствием работал, им нужно заниматься.
«Галерея Чижова» создана в 2003 году. В нее входят коммерческие структуры, близкие к депутату Госдумы Сергею Чижову и его деловым партнерам: медиахолдинг, сеть продовольственных супермаркетов, оптовые базы, и ряд других объектов. Под контролем компании находится также многофункциональный Центр «Галереи Чижова». Им как раз управляет ОАО «Галерея Чижова», которое специализируется на сдаче внаем недвижимого имущества. В ОАО «Галерея Чижова» 29,9% принадлежат основателю «Галереи Чижова» и депутату Госдумы Сергею Чижову. Одинаковым с ним пакетом акций – 29,9% – владеет гендиректор Ассоциации «Галерея Чижова» Андрей Климентов. 19,9% находятся у Александра Чижова и 14,8% – у руководителя контакт-центра Ангелины Черноземной. В 2014 году компания сработала с выручкой в 1,139 млрд рублей и чистой прибылью в 75 млн рублей.
HeadHunter — ведущая российская компания в сфере интернет-рекрутмента, развивающая бизнес в России, Украине, Беларуси, Казахстане, Литве, Латвии, Эстонии, Грузии, Узбекистане и Кыргызстане. Основана в 2000 году. Крупнейший актив компании — сайт для успешной карьеры hh.ru, обладающий базой в 370 тыс. актуальных вакансий и почти 17,7 млн резюме. Каждую неделю через hh.ru компании приглашают на собеседование 350 тыс. человек.