Воронеж. 11.11.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Хаос на рынке жилищно-коммунальных услуг стал обыденным, наверное, почти для всех регионов страны уже давно. Эта тема – одна из самых обсуждаемых в СМИ, над ней постоянно ломают голову власти. Воронежская область – не исключение. Еще совсем недавно тривиально проходила информация о многомиллионных долгах управляющих компаний перед поставщиками энергоресурсов, вследствие чего добропорядочные плательщики оказывались крайними и не дополучали оплаченные услуги. Зачастую найти причины и виновных в исчезновении денег удавалось далеко не всегда. Воронежские власти по инициативе губернатора решили пойти на шаг, который уже был успешно опробован в других регионах – создать Единый расчетный центр, который, наконец, внесет прозрачность в традиционно мутное болото ЖКХ. Однако идея правительства внезапно столкнулась с противодействием со стороны антимонопольщиков, которые усмотрели в происходящем заговор.
В апреле текущего года многострадальное МКП «Воронежтеплосеть» опубликовало список должников из 104 управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК, которые задолжали только одному ресурсоснабжающему предприятию 430,5 млн рублей. Огромный долг скопился у организаций, которые работали по старинке, – заводя деньги жителей либо на свои счета, либо на счета управляющих организаций.
При такой системе деньги постоянно «терялись» либо приходили к ресурсникам с огромным опозданием. Все это в конечном итоге приводило к сбоям с поставкой ресурсов собственникам жилья.
Долгие разбирательства с разрозненными участниками рынка только усугубляли проблему, за пропавшие миллионы никто отвечать не хотел.
Воронежские власти решили пойти по пути некоторых других регионов – создать регионального оператора, который бы контролировал сферу и, самое главное, не допускал проволочек с переводом средств от жителей до ресурсоснабжающих компаний. В результате по инициативе губернатора региона Алексея Гордеева был создан Единый расчетный центр Воронежской области, который стал формировать единый платежный документ и работать и с УК, и с поставщиками. Проблема с «потерями» средств была решена очень быстро и просто: новый центр применил технологию расщепления платежей, то есть когда средства от жителей за услуги ЖКХ из банка в тот же день поступают напрямую получателям платежа – ресурсоснабжающим организациям.
Отметим, что в момент возникших очередных проблем у МКП «Воронежтеплосеть» с долгами УК среди последних не было компаний, которые работают с Единым расчетным центром – АО «ЕПСС ЖКХ ВО».
Уже тогда стало ясно, что система расщепления платежей наконец позволила контролировать сферу ЖКХ и видеть течение денежных потоков.
«Теперь платежи собственников попадают на счета конкретных поставщиков ресурсов напрямую из банка в тот же день. Закономерно, что от своевременной оплаты коммунальных услуг в полном объеме напрямую зависит их качество. Подобная прозрачность платежной системы является залогом комфортных отношений между всеми участниками рынка ЖКХ. Чтобы снизить количество компаний-должников перед ресурсоснабжающими предприятиями, другим расчетным центрам города необходимо обратить внимание на опыт ЕПСС», – комментировал изменения вице-мэр Воронежа Алексей Антиликаторов.
Логично, что во избежание проблем крупнейшие и добросовестные управляющие компании Воронежа стали работать с ЕПСС и заключили партнерские соглашения. На федеральном уровне данную систему привели в пример другим регионам, в которых еще продолжают работать с ЖКХ по традиционным методам.
Так, на Всероссийском практическом форуме по вопросам ЖКХ российские эксперты назвали систему расщепления платежей будущим. Тогда подчеркнули, что эта система уже показала свою эффективность и работоспособность во многих регионах страны. В качестве успешного примера была приведена работа именно АО «ЕПСС ЖКХ ВО» в Воронежской области.
«Тема расщепления очень важна в первую очередь для таких крупных городов-миллионников, как Воронеж, как раз из-за огромного числа участников, задействованных в системе расчетов. Она дает ту необходимую прозрачность, которая помогает нам увидеть реальные процессы на рынке ЖКХ: сколько ресурсник начислил управляющей организации, сколько собственники многоквартирных домов оплатили УК и какую сумму в итоге УК перечислила поставщику ресурсов», - прокомментировал текущее положение дел организатор форума Александр Копылов.
Сообщество пришло к единому мнению, что именно неравномерное движение денежных потоков между управляющими организациями и поставщиками ресурсов способствует разжиганию конфликтных ситуаций на местах. Как следствие, страдает конечный потребитель, который из-за долгов не получает качественную услугу в полном объеме.
Тем не менее не все государственные ведомства одинаково взглянули на наведение порядка в ЖКХ. В середине текущего года УФАС усмотрело нарушение антимонопольного законодательства в деятельности АО «ЕПСС ЖКХ ВО». Ведомство посчитало, что оператор заключил с участниками коммунального рынка ограничивающие конкуренцию соглашения, а также навязывал необоснованные условия. Причиной претензий со стороны УФАС послужило указание расчетного счета организации в едином платежном документе. То есть, по сути, возникли претензии именно к той системе расщепления платежей, которая и сняла напряженную обстановку в регионе и наконец централизовала огромные денежные потоки, направив их по адресу конкретных получателей-поставщиков.
По мнению участников рынка, позиция УФАС излишне формализована и не отражает реалий жилищного права и особенностей рынка ЖКХ, на котором процветает увод денег со счетов управляющих компаний.
В АО «ЕПСС ЖКХ ВО» не согласились с претензиями к своей системе и обратились в Арбитражный суд Воронежской области с требованием признания недействительным решения Управления антимонопольной службы Воронежской области. Однако суд поддержал УФАС.
«Вынесенное решение мы считаем необоснованным. Согласно закону, конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов. Однако ни в ходе рассмотрения дела антимонопольной службой, ни в ходе судебного разбирательства нам так и не удалось добиться пояснений со стороны УФАС, права каких же хозяйствующих субъектов ограничиваются в результате заключения соглашений между ЕПСС и УК», - прокомментировали в ЕПСС.
Там также рассказали, что ЕПСС собственных касс не имеет и 95% транзакций осуществляет через такие организации, как Почта России, Сбербанк и другие коммерческие банки. Оставшиеся 5% поступают от других платежных агентов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с требованиями закона о деятельности по приему платежей от физлиц. Однако ни УФАСом, ни судом соответствующие обстоятельства не исследовались.
При этом ряд управляющих компаний, работающих с Единым расчетным центром, высказали недоумение позицией УФАС и суда, направленной против системы, которая навела порядок в регионе. Ведь на УК (а соответственно – на жителей) может лечь финансовая нагрузка по подготовке отчетной документации, а также учету и расщеплению платежей. Кстати, от ресурсоснабжающих организаций тоже потребуются значительные затраты временных и человеческих ресурсов для обработки поступающих платежей и корректного их отражения по лицевым счетам граждан в случае затруднений в работе ЕПСС.
Получается, что ситуация в коммунальной сфере региона вернется назад к тому, от чего так долго и упорно пыталось уйти правительство.
Нельзя исключать и того, что в результате решения УФАС исполнителем коммунальных услуг и получателем средств вновь станут управляющие компании, которые впоследствии должны будут самостоятельно распределять денежные потоки между поставщиками ресурсов.
Пока конфликт никак не отразился на системе расчетов. АО «ЕПСС ЖКХ ВО» продолжает свою работу, параллельно ведет анализ вынесенного судебного акта и готовит апелляционную жалобу.
В то же время АО начало переговоры с банками и Почтой России на предмет взаимных возможностей по построению новой модели договорных взаимоотношений. Также в ЕПСС заверили, что при вступлении в силу судебного акта сразу же внесут коррективы в выпускаемые документы. Это никак не отразится на плательщиках – жителях города и области, что бы ни говорили популисты, а лишь несколько поменяет договорные отношения ЕПСС с банками, управляющими организациями и поставщиками коммунальных ресурсов.
При этом отметим, что своеобразным несоответствием буквы и духа закона уже озаботились на федеральном уровне, дабы предотвратить подобные проблемы. В настоящее время законопроект, регулирующий порядок осуществления платежей за ЖКУ и деятельность расчетных центров, проходит согласование в профильных министерствах и ведомствах. В ближайшее время, вероятно, противоречие будет устранено и здравый смысл все же восторжествует.