28 ноября 2024, 07:51
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

ИТОГИ ГОДА - Директор ООО «Землянскмолоко», Воронежская область, Андрей Романов: «Все эти рассказы о вреде пальмового масла – не более чем страшилки»

22.12.2015 10:42
Автор:
Аналитика - Кризис - пора новых возможностей, а также шока, хаоса, давления на конкурентов, причем порой не самыми честными способами. Подобная обстановка сложилась вокруг производства молочной продукции. Откуда берутся легенды о вреде пальмового масла, чем полезен спред, а также в других тонкостях отрасли мы разбирались с директором ООО «Землянскмолоко» Андреем Романовым. - Андрей Евгеньевич, как прокомментируете эти реалии? - Приведу несколько примеров, а выводы делайте сами.

Воронеж. 22.12.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Кризис – пора новых возможностей, а также шока, хаоса, давления на конкурентов, причем порой не самыми честными способами. Подобная обстановка сложилась вокруг производства молочной продукции. Откуда берутся легенды о вреде пальмового масла, чем полезен спред, а также в других тонкостях отрасли мы разбирались с директором ООО «Землянскмолоко» Андреем Романовым.

- Андрей Евгеньевич, как прокомментируете эти реалии?

- Приведу несколько примеров, а выводы делайте сами. Пальмитиновая кислота, которой богато пальмовое масло, является важным компонентом женского молока, и, как следствие, ее содержание обязательно в продуктах для искусственного вскармливания детей. Россия закупает порядка 700-800 тыс. тонн пальмового масла ежегодно, а Евросоюз – в 10 раз больше. Весь мир использует пальмовое масло как ценный пищевой продукт. Довод про высокую температуру плавления пальмового масла вообще не выдерживает никакой критики. Во-первых, температура плавления натурального пальмового масла – 33-39 градусов. Во-вторых, в чистом виде пальмовое масло никто не использует. Используются обычно отдельные его фракции, сочетание которых с другими растительными жирами (или молочным жиром) имеет оптимальную для адаптированной смеси температуру плавления жировой фазы. При этом, со слов главы Роспотребнадзора Анны Поповой, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) пришла к выводу, что употребление пальмового масла не несет риска для здоровья.

- Правильно я понимаю, идет процесс недобросовестной конкуренции, когда более крупные игроки стараются выдавить с рынка мелких?

- Производство молочной продукции в нашей стране более чем на 70% принадлежит мультинациональным корпорациям. Например, таким, как «Данон», «Пепсико» и другие. Представители власти нередко выступают в роли лоббистов в пользу этих холдингов. Идея Министерства сельского хозяйства бороться с фальсификатом с помощью нашумевших надписей на этикетке навредит только добропорядочным компаниям. Тот, кто производит фальсифицированные продукты (например, пишет на спреде «сливочное масло»), продолжит это делать. Честные же игроки пострадают. «Отпугивающие» надписи на продукте, где честно указан его состав, есть не что иное, как антиреклама. И понятно, что это негативно скажется на продажах честных производителей. И, как следствие, на всей масложировой промышленности в целом.

- Кстати, по поводу этой идеи с этикетками. Как ее планируется реализовать и как она отразится на конечной цене продукта и производителе?

- Гонения на молокосодержащие продукты приведут к росту цен на молочные продукты, что особенно нежелательно в кризис.

- А нельзя ли в производстве молочной продукции использовать подсолнечное масло, которое дешевле?

- А подсолнечное масло и используется – не напрямую, конечно, а в составе ЗМЖ, заменителя молочного жира. ЗМЖ – это высокотехнологичный продукт, комбинация растительных масел (рапсового, соевого и других, в том числе и подсолнечного), изготовленный с применением процессов переэтерификации. Это полностью отечественное производство, 100%-е импортозамещение. Совсем же перейти на подсолнечное масло нельзя. Так как заменитель молочного жира должен быть максимально близок по составу к молочному жиру, а подсолнечное масло не обладает всеми необходимыми компонентами.

- Сегодня искусственно – будем так называть это явление – закрывают вход на прилавки многим зарубежным поставщикам. Западные аналоги – действительно некачественные или это искусственная шумиха?

- Ответ на санкции и очень хорошая возможность для импортозамещения.

- С точки зрения политики – да. А в плане качества товара?

- В основном это качественные продукты. Но опять же к вопросу о фальсификате.

Давайте разберемся, что такое «фальсифицированная молочная продукция». Это продукт, состав которого не соответствует тому, что указано на упаковке. Например, молочный жир заменен на растительный, а продукт называют «масло», «сыр», «творог» и т.д. Безусловно, нельзя выдавать спред за масло или сырный продукт за сыр, что мы нередко сегодня наблюдаем. С другой стороны, молокосодержащие продукты имеют полное право на существование. Есть большой мировой опыт, который доказывает большую пользу таких продуктов. Например, в Финляндии, в том числе благодаря потреблению сливочно-растительного масла, сократилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний! За 30 лет - на 85%. Это стало возможным в результате замены в масле молочного жира на растительный и, как следствие, снижения холестерина. Получился продукт, имеющий более сбалансированный, полезный для здоровья жиро-кислотный состав с высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот. Сейчас только 5% финнов едят сливочной масло, даже в школьном питании используют комбинированное сливочно-растительное масло.

- А как для отечественных производителей среднего звена складываются отношения с сетями? Ведь здесь немало жалоб – «встать на полку» очень сложно.

- К сожалению, сегодня механизм реального контроля за торговыми сетями отсутствует. Они сильно заинтересованы в высокомаржинальном продукте, в том числе в фальсификате. Как следствие, честным производителям очень сложно заключить договоры с крупными торговыми сетями. Они не могут конкурировать с фальсификаторами. Только повышение ответственности торговых сетей может привести к повышению качества и безопасности товаров на полке магазина. Это один из механизмов, с помощью которого можно бороться с фальсифицированной продукцией.

- То есть у покупателя есть единственный способ обезопасить себя – внимательно читать этикетку?

- И это не всегда помогает, ведь зачастую нечестный производитель пишет на этикетке ложную информацию.

- Какие же способы борьбы могут быть? Административные меры?

- Комбинированные. Повышение ответственности торговых организаций за продажу фальсифицированной продукции, которую они автоматически, как это есть на практике, будут перекладывать на поставщиков или отказываться от недобросовестных поставщиков. В данный момент вся ответственность лежит на производителях, но нередко бывает так, что эти производители – фантомы и призвать их к ответственности невозможно. Сами же торговые сети при желании очень быстро разберутся со своими поставщиками.

Давайте представим ситуацию: мы победили фальсификат. При недостатке сырого молока и, как следствие, молочных продуктов. Цена на последние возрастет. Кому это выгодно? В первую очередь – иностранным мультинациональным корпорациям, которые контролируют более 70% нашего рынка молочной переработки. А при низком уровне доходов населения может возникнуть социальное напряжение. Не это ли цель последних?

Борьба с фальсификатом, продуктом, на котором указан ложный состав, переросла в борьбу с применением растительных жиров и, как следствие, со всеми комбинированными молокосодержащими продуктами. Хотя они могут быть хорошей заменой фальсификату: низкая цена, потребительские свойства, близкие к молочным продуктам, - даже эксперты не всегда могут их различить без лабораторных испытаний.

На замену фальсификату должны прийти честные молокосодержащие продукты, на упаковке которых честно указан состав. Надо перестать, как говорит наш президент, «кошмарить» честных товаропроизводителей.

Например, слово «спред» отталкивает покупателей, а вот масло растительно-сливочное – вполне нормально звучит для покупателя и отражает природу продукта – комбинированный состав из молочного и растительного жира.

- Как в сегодняшних непростых условиях держаться на плаву и развиваться небольшим компаниям?

- Молочные продукты дорожают, а покупательная способность людей снижается – это факт. Выживание компаний возможно только за счет повышения эффективности и производительности труда, снижения издержек. Повышается нагрузка на бизнес. Например, пресловутая система «Платон». Небольшим компаниям будет сложнее удержаться на плаву, и, как следствие, будет происходить неизбежное укрупнение компаний.

- Вы считаете себя крупной компанией или средней?

- Конечно, средней, хотя ООО «Землянскмолоко» входит в первую шестерку производителей в своей отрасли в России. Мы продолжаем развиваться и недавно стали осваивать новые рынки сбыта стран СНГ. К примеру, начали активно работать с Азербайджаном.

- Кредитной нагрузки не боитесь или ее нет?

- Есть, мы сотрудничаем со Сбербанком. Не скажу, что эта нагрузка дается легко, но главное – эффективно использовать кредитные ресурсы. Мы используем кредиты в основном на компенсацию колебаний курса доллара. Сырье, хоть и отечественное, но котируется в долларах. Вкладывать кредитные деньги в развитие и модернизацию производства при таких процентных ставках невозможно.

- Муниципальные власти вам оказывают какую-то поддержку?

- Тесно взаимодействуем с муниципалитетом, а в этом году крупную поддержку нам оказало правительство Воронежской области: мы получили 5,6 млн рублей на компенсацию затрат по модернизации производства.

- В этом году в Воронеже впервые состоялась «Премия Столля». Вы принимали участие, были в числе номинантов. Что лично для вас значит это признание?

- Это оценка работы нашего предприятия, всего коллектива. Оценка наших усилий внести достойный вклад в промышленное развитие региона.

- Какие прогнозы можете дать: как молочная отрасль будет развиваться в 2016 году?

- Всем будет нелегко, но надо работать.

- Оптимизма не так много, но в своем предприятии вы уверены?

- Нагрузка на бизнес будет возрастать. Выход один – рост эффективности.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1