Воронеж. 24.12.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Сельхозпроизводители в текущем году столкнулись с серьезными проблемами – помимо финансовых неурядиц, добавились еще и плохие погодные условиях. Тем не менее результаты аграриев внушают определенный оптимизм. Председатель совета директоров ГК «Агротех-Гарант» Александр Евсеев рассказал «Абирегу» о том, как предприятия группы компаний переживают очередную волну кризиса.
- Как оцените итоги уходящего года? Каких результатов достигли? Увеличились ли объемы?
- Давайте попытаемся структурировать. ГК «Агротех-Гарант» – агломерат, который занимается разными видами бизнеса. Первое – дистрибуция средств защиты растений и семенного материала. Второе – производство техники для защиты растений. Третье – бизнес наших сельхозпредприятий, которых сейчас 14. Год для нас был довольно успешным – и в продуктивном, и в финансовом плане – несмотря на сложные погодные условия, особенно во второй половине лета 2015 года. Зерновые культуры, несмотря на сложную зимовку, дали неплохой урожай, на который мы, честно сказать, и рассчитывали. По большому счету цена на продукцию зерновых культур порадовала. Подсолнечник в уходящем году мало того что показал рекордные урожаи, так и цена на него превзошла все ожидания. Сельскохозяйственный бизнес компании в первую очередь нацелен на производство сахарной свеклы. Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло: оптовые цены на сахар привязаны к курсу валют – цена на продукцию существенно выросла. Переработчики культуры в расчетах с производителями исходят именно из рыночной цены сахара, потому, несмотря на возросший объем затрат, производство этой культуры тоже оказалось достаточно рентабельным. Порадовали животноводы. Уровнем продуктивности, качеством производимой продукции. Наша компания не имеет животноводческих мегакомплексов, мы пошли другим путем – реконструкцией животноводческих помещений на территории хозяйств. Мне приятно сказать о довольно высоких надоях по итогам 2015 года. Лидерами являются два предприятия – «Нащекино» (Аннинский район) – ожидаем надой на уровне 8,1 тыс. литров на корову – и «Березовское» (Рамонский район) – там планируем выйти на уровень 7,3 тыс. литров по итогам года. Однако и в других сельхозпредприятиях, имеющих животноводство, показатели продуктивности животных таковы, что мы можем уверенно говорить о рентабельном производстве.
- Вы занимаетесь в основном дистрибуцией немецких брендов средств защиты растений?
- Не только. Мы предлагаем широкий спектр продукции ведущих мировых химических и семенных компаний. Мы всегда были сторонниками использования высококачественного материала в сельском хозяйстве. Уровень затрат на производство сегодня достаточно высок, цена экономии на любой из составляющих технологического процесса может в итоге обернуться серьезными потерями. Вообще, исходя из наличия собственного завода в Алексеевском районе, достаточная доля семенного бизнеса делается именно на его дистрибуции. Компания делает ставку на совершенствование технологий выращивания свеклы. Учитывая высокую цену ошибки на этой культуре, всегда использовали оригинальные продукты, хотя сегодня на рынке есть масса аналогов. У нас тоже есть такие аналоговые продукты, но ставку на них не делаем – они в портфеле для того, чтобы предложить желающим. Это продукты, которые мы производим в России, не скрывая, что из действующего китайского производства, однако, чтобы гарантировать их качество и нести ответственность, зарегистрировали их под брендом «Агротех-Гарант».
- Сегодня много говорят о высокой доле семенного материала зарубежной селекции. По каким конкретно культурам будет сложнее всего подобрать российские аналоги семенного материала?
- Действительно, доля семенного материала некоторых культур зарубежной селекции и производства, используемого в современном сельском хозяйстве, достаточно высока. Прежде всего это касается сахарной свеклы, где этот процент в посевах, по разным оценкам, достигает 90-94. Достаточно высока зависимость также по семенам подсолнечника, зерновой кукурузы. Что значит «сложно подобрать»? Подобрать-то аналоги можно, но будут ли они устраивать технологов? Прежде всего по продуктивности, технологичности, качественным показателям. Ведь мы отдаем предпочтение зарубежным семенам не в угоду моде, а в силу объективно более высокой урожайности, практичности, соответствия современным технологиям выращивания, уборки, хранения.
- Общались с отечественными производителями, они говорят, что наши семена не уступают по качеству зарубежным, еще и дешевле на 20-25%...
- Отечественными производителями чего? О каких семенах и показателях идет речь? Разговоры о преимуществах того или иного семенного материала не новы. Им не один год. Однако спрос на рынке говорит сам за себя. Процесс селекции – длительный, по меньшей мере за два-два с половиной последних десятилетия отечественными селекционерами-практикам не было предложено ни одного гибрида сахарной свеклы. Следует отдавать себе отчет в том, за этот период времени подходы к селекции во многом изменились. Селекционный материал двадцатилетней давности сегодня вряд ли кого-либо может устроить. Требования к современным гибридам поменялись в связи с тем, что мы, подчеркиваю, стали использовать зарубежную технику, иные технологии, которые пришли на поля. Когда они пройдут госиспытания, будут включены в Росреестр таких сортов, тогда об этом можно будет говорить. Семеноводства свеклы сегодня нет. Потому говорить о том, что у нас все есть, да еще и дешевле, я бы не рискнул. Пусть эти утверждения останутся на совести ваших собеседников. Наша компания имеет завод по подготовке семян свеклы, подсолнечника, кукурузы, однако большая часть семян, которые мы подрабатываем, выращены, увы, за рубежом. Да, мы производим какое-то количество семенного материала на территории России, однако и в этом случае материнские линии – зарубежной селекции. Ситуация с семенами подсолнечника, кукурузы – аналогичная, может быть чуть менее острая.
- Насколько сильно подорожала зарубежная техника?
- Подорожала адекватно падению курса рубля, вдвое. Сегодня практически вся мощная техника с энергонасыщенными агрегатами закупается за рубежом. В России есть Кировский завод, завод «Ростсельмаш»; сказать, что техника не претерпела существенных изменений – покривить душой. Конструкторы работают над усовершенствованием, последние уборочные модели более производительны, позволяют уменьшить потери, увеличить производительность труда. Однако для работы с комбинированными почвообрабатывающими, посевными агрегатами эта техника недостаточно производительна. Но при урожаях зерновых, которых аграрии достигли за последние годы, – порядка 5-6 тонн зерна с гектара – отечественная техника недостаточно эффективна. Опять-таки, к сожалению, производители не замедлили поднять ее стоимость. Чем объяснить это подорожание – мне сложно сказать. Однако объяснение этому находится. Сегодня селяне привыкли к технике, которая позволила «битву за урожай» перевести в разряд обычных технологических процессов. В которой созданы комфортные условия труда для оператора. К тому же техника для уборки свеклы, картофеля, других овощных у нас в стране просто не производится. Так что проблема здесь существует.
- Государство старается не уменьшать, а где-то и увеличивать поддержку АПК. Это чувствуется?
- В последние годы суммарная поддержка по разным отраслям АПК области составляет порядка 9 млрд рублей, около 2/3 – средства федерального бюджета и треть – областного, при всей его напряженности. На мой взгляд, это довольно существенные меры финансовой поддержки. Как обычно, хотелось, чтобы они были больше – безусловно, но и такие меры позволяют вести сельскохозяйственный бизнес прибыльно, в растениеводстве – особенно. Правительством области принимались дополнительные меры по поддержке мясного и молочного животноводства, считаю это вполне оправданным решением.
- Довольно часто аграрии жалуются на сложность с получением кредитов. Насколько эта проблема остра? Сейчас банковские кредиты, их ставки стали более доступны?
- Доступность кредитов в целом мне комментировать сложно. Что касается ГК «Агротех-Гарант», то у нас нет никаких проблем с кредитованием. Это касается как объемов привлекаемых средств, так и условий кредитования. Причем за вторую половину года нам удалось существенно скорректировать ставки по кредитам, полученным ранее. Иногда слышу, что кредит взять невозможно. Не могу комментировать причины этого. Вероятно, они есть, но в каждом случае надо вникать отдельно. Заемщикам необходимо вести диалог с банкирами. Сегодня деньги активно предлагают, мы пережили банковский коллапс 2014 года. Не пользоваться селянам кредитами сегодня, когда процентная ставка субсидируется, недальновидно. В то же время митинги с лозунгами «Нужно селу дать кредиты!» ничего не дадут. Каждому заемщику нужно самостоятельно искать аргументы в диалоге с кредитными организациями. Я полагаю все вопросы решаемы, если деньги привлекаются под реальное производство, а не на авантюрные проекты.
- Кризис вообще есть в стране? У многих рост, банки идут навстречу. Может, не все так плохо?
- Что понимать под кризисом? То, что мы не видим сегодня его проявлений и последствий, наверняка хорошо. Безусловно, он есть. Может быть, именно в сельском хозяйстве он проявляется пока в меньшей степени. Потому что оно, сельское хозяйство, сегодня демонстрирует сегодня уверенный рост показателей. Но и в этих условиях мы вынуждены сократить объемы закупок зарубежной техники: цены слишком высоки, процесс окупаемости растягивается на десятилетия. Свеклоуборочный комбайн и раньше недешево стоил, цена была 14-17 млн рублей, сегодня – на уровне 28 млн рублей. Аналогично изменились цены и на другую технику. Резко выросла стоимость запасных частей, семенного материала, средств защиты растений, минеральных удобрений, грузоперевозок. Для меня проблема заключается главным образом в непонимании того, сколь долго это будет происходить. Сегодня возникли таможенные проблемы с импортом товара из Турции. По контрактам, оплаченным ранее, даже того товара, который не попадает под санкции. Но жить в отрыве от окружающего мира невозможно. Россия сегодня интегрирована в мировую экономику, производственную составляющую для всего АПК. Но и быть изгоями тоже не годится. Безусловно, у сельского хозяйства сейчас прекрасная возможность для наращивания объемов производства, ей необходимо воспользоваться.
- «Война» с федеральными властями по поводу оформления земель в Рамонском районе много сил отняла? Может что-то подобное повториться с вашей компанией в других районах?
- Еще в бытность губернаторства Владимира Кулакова мы, чтобы сохранить целостность предприятия, которое тогда являлось подсобным хозяйством агроуниверситета, выкупили у конкурсного управляющего имущественный комплекс в надежде на то, что вопрос с арендой земли (учитывая, что это земля федерального подчинения) удастся решить быстро. Этот «быстрый» процесс затянулся на восемь лет. Только благодаря активной помощи Алексея Васильевича Гордеева и Виктора Ивановича Логвинова, который тогда еще был главой администрации района, вопрос удалось сдвинуть с мертвой точки, получить земли сельхозназначения в муниципальную собственность и оформить наши отношения в рамках договора аренды. Может этот процесс повториться в других районах, где расположены наши предприятия? Никогда более, думаю, не повторится, мы не свяжем бизнес с землями федерального подчинения. Процесс долгий, сложный, затрагивает интересы федеральных министерств и ведомств, которые ведут себя в этой ситуации как собака на сене.
- Из-за сложностей в экономике не отказываетесь от своих планов по строительству фермы в Рамонском районе?
- Нет, не отказались. Вынуждены частично скорректировать сроки их реализации. Мы в 2015 году начали строительство первой очереди животноводческого комплекса, которое скоро уже закончим. В следующем году завершим строительство второй очереди, в целом комплекс рассчитан на современное содержание дойного стада в 770-800 голов.
- Произошла смена руководства в региональном департаменте аграрной политики, ушел Анатолий Спиваков, пришел Виктор Логвинов. Как восприняли перемены?
- С элементами досады. Я хорошо знаком и с Анатолием Александровичем, с одной стороны, как человек, занимающийся сельским хозяйством, с другой – как депутат Воронежской областной Думы, в-третьих, в силу того что мы давние знакомые. За время работы Анатолия Александровича, с приходом в область Алексея Васильевича аграрная отрасль претерпела серьезные изменения, прежде всего в плане интенсификации производства. Сегодня она демонстрирует вектор активного развития как в растениеводстве, так и в животноводстве, знатоком, любителем и активным пропагандистом которого Спиваков являлся. Равно как я хорошо знаю и Виктора Ивановича Логвинова. И один, и другой достойны этого кресла, оба – в силу профессионализма, активной жизненной позиции. Уверен, у Логвинова тоже все получится. Сельское хозяйство области «обречено» на успех. Для этого есть все предпосылки: прежде всего поддержка губернатора, созидательная позиция правительства области и законодательной власти, грамотный подход профильного департамента, глав муниципальных районов. И как непременная составляющая – беззаветная любовь селян к земле, умение работать на ней, крестьянская порядочность. Я искренне желаю Виктору Ивановичу успехов на новом поприще.
- Чего ожидаете от следующего года?
- Не жду, да и не хотел бы революционных изменений. Сегодня уже работаем над бизнесом 2016 года, как и многие. Существуют вопросы? К сожалению, да: не можем второй месяц закупить достаточный объем минеральных удобрений на нашем ОАО «Минудобрения», ситуация парадоксальная. Но это единственная, по большому счету, проблема, которую, надеюсь, решим. Хочется верить, что зимовка зерновых культур, несмотря на очень слабое их состояние, пройдет успешно, и в итоге полагаю, что Воронежскую область, как и Россию в целом, в сельскохозяйственном производстве не ждут серьезные потрясения и те результаты, которых мы достигли, позволяют вполне оптимистично планировать бизнес следующего года.