Воронеж. 27.02.2019. ABIREG.RU – Аналитика – 2018 год наглядно доказал, что никакой региональной политики в России в принципе не может быть. В условиях тотальной централизации власти, когда все важные решения, в том числе и касающиеся регионов (кадры, деньги), принимаются в Москве, вся региональная политика сводится к умению напряженно вслушиваться в сигналы сверху, способности выполнять задания точно, в срок и без рассуждений и таланту оказываться в нужное время в нужном месте. «Абирег» тоже вслушивался и решил, что 18 марта – день очередных перевыборов президента Путина – стал водоразделом: страна взобралась на «вершину», с которой стала плавно скатываться по склону, где финишем станет смена верховного правителя. Произойдет ли это в 2024 году по истечении полномочий действующего президента или в силу неведомых причин несколько раньше – мы можем только гадать, но трясти или, точнее, потрясывать будет. Период политической турбулентности неизбежно затронет и регионы.
Федеральная и мировая повестка мало коснулись нашего макрорегиона. Нет, мы болели за футбол, считали НДС, возмущались пенсионной реформой, следили за рукопожатиями президентов, но всё это в пассивном режиме.
В феврале героическая гибель в Сирии воронежского летчика Романа Филипова, не сдавшегося в плен и взорвавшего себя вместе с боевиками, стала одним из важных элементов кремлевской пропаганды перед 18 марта, а для Воронежа – самой массовой в истории похоронной процессией. С героем пришли проститься более 50 тыс. горожан. Под «Русские не сдаются!» Владимир Владимирович набрал 77% при явке 68%. Можно сосредоточиться на футбольных баталиях, подборе преемника и пенсионных маневрах.
Осенью, пока в Черноземье выбирали одних губернаторов и с почетом выгоняли других, главным «героем» России стал белгородский футбольный вундеркинд Кокорин. Размахивание кулаками и стульями уже обошлось нашему земляку в четыре месяца СИЗО. Футбол – тоже политика. Главное провинциальное зрелище в условиях дефицита хлеба. Пока это для нас фигура речи, тьфу-тьфу, – цены на хлеб в Черноземье три года не росли. Предвыборный Гусев обещает возродить из десятилетнего небытия славный «Факел», готовящийся к выборам Роман Старовойт – не развалить скромный «Авангард». Босоногий Игорь Артамонов бьет мальчишкам пенальти, но о судьбе «Металлурга» не распространяется. Может, ему название не по душе.
Черноземье (и «примкнувшая» Орловская область) отметилось выходом властей всех шести регионов из зоны комфорта: в двух регионах врио (Гусев, Клычков) по осени сумели без каких-либо проблем избраться в губернаторы, сразу вслед за этим двух старожилов (Королёв, Михайлов) сменили новые врио (Артамонов, Старовойт), и почти тут же поползли слухи, впрочем, так до сих пор и не подтвердившиеся, о грядущей отставке оставшихся двух губернаторов (Савченко, Никитин). Черноземные регионы внезапно стали «политически парными» – по признаку времени смены власти. Для Воронежской и Орловской областей смена власти – это прошлое, для Липецкой и Курской – длящееся настоящее, Белгородская и Тамбовская – ждут и готовятся к будущим переменам.
Смена (или наоборот – официальное вступление в должность) первых лиц регионов неизбежно влечет кадровые перестановки в высших эшелонах. Собственно, это и возникающая вокруг подковерная возня и было основной «политической» (с большой натяжкой) повесткой Черноземья. Особенно интересовала судьба вторых (или «полувторых») лиц регионов, тех, кого мы привычно называем серыми кардиналами. Несколько черноземных «кардиналов» отправились в небытие. Еще над несколькими сгустились тучи. Новых желающих припасть к уху новых правителей регионов хоть отбавляй, но «кардиналом» нельзя стать по назначению, а лишь заслужить – так что вакансии губернаторских консильери «подвисли». Старые уже почти все ушли – новые еще не укрепились.
Орел – Воронеж не догонишь
Важным качеством во власти византийского типа является умение ждать. Те, кто «рвались», остались на обочине, а «ждуны» дождались. Наиболее характерным примером является пара воронежских антагонистов Макин-Гусев. «Политический тяжеловес» с чеченскими связями впервые пытался сесть в главное кресло региона еще в далеком 1996 году. И тогда, и «сейчас» Геннадий Иванович был вторым лицом области, но ни федеральные связи, ни фантастическая работоспособность, ни мощный финансовый ресурс не помогли Макину удержаться в новой конфигурации воронежской власти. Виной ли тому тяжелый характер или личные обиды нового губернатора – теперь уже неважно. Важно, что сохраняющий негласное кураторство над регионом Гордеев за Макина вступаться не стал. Хотя, например, его вице-премьерское слово стало решающим по другим важным кадровым вопросам – сохранению в команде Гусева «верных гордеевцев» Шабалатова и Логвинова, а также повышению в вице-губернаторы экс-фээсбэшника Сергея Соколова. Одновременно был потоплен самый опытный аппаратчик региона вице-губернатор Юрий Агибалов, юридический пенсионер, ухвативший при формальной смене облправительства «золотой парашют», но попытавшийся удержаться во власти и угодивший в центр федерального скандала. Закончилось всё заявлением Гусева об управленческой ошибке и окончательном уходе Юрия Владимировича, который как раз и имел все шансы занять позицию консильери у Гусева. Теперь, очевидно, за право называться «серым кардиналом» региона будут бороться Шабалатов, Соколов и еще один новый вице-губернатор Сергей Трухачев. С той существенной оговоркой, что Виталий Алексеевич успешно играл эту роль при Гордееве и теперь желает большего. Совсем как Макин. Скорее всего, полноценного серого кардинала Воронежская область так и не должется – три советчика – это всё равно что ни одного. Ну и еще, вы ведь помните «Крестного отца»: лучший консильери – это старый Дон.
В отличие от Орловской области, в Воронежской – предвыборный альянс КПРФ и «Единой России» был не слишком очевиден. Скорее так – бросался в глаза не сильно. Ну «зачистили» из кандидатов в губернаторы не очень-то и опасного «воронежского грудинина» Александра Царенко. Результат есть? Вопросов – нет.
Как известно, волею Путина Орловская область – за коммунистами. Губернатор-варяг-коммунист-замполит Андрей Клычков играл с «Единой Россией», не выставившей своего кандидата, откровенный договорной матч. Перестарались: коммунист получил на выборах даже больше Путина. Товарищ Клычков прошел всю выборную кампанию со старой командой Вадима Потомского и, только победив, затеял кадровые перестановки. «Творец победы» вице-губернатор и экс-председатель облизбиркома Вадим Соколов, руководивший региональным аппаратом, был повышен до первого вице-губернатора и председателя облправительства. Настоящий консильери.
Известный политолог Владимир Слатинов отмечает высокую политическую гибкость орловского губернатора. Если при Потомском область была раздираема конфликтом между «варягами» и «местными», то новый губернатор сумел безболезненно провести ротацию кадров и сделал опору на местных. Теперь время заняться экономикой, напоминает политолог.
Политические шаги отвыбиравшихся Гусева и Клычкова в общем-то похожи – это мягкая попытка достигнуть консенсуса со всеми группами влияния. Если нужно отступить – отступить, но так, чтобы не было заметно. Колоссальная разница экономического потенциала областей (достаточно сказать, что по ВРП Орловская область меньше, чем воронежские Бобровский и Лискинский районы вместе) делает Гусева мишенью – любая его серьезная ошибка может стать роковой (второй запасной парашют может не раскрыться), зато Клычкова – неуловимым (которого никто не ловит). Потенциал доверия новой власти обоих регионов довольно большой, но он до сих пор зависит не от личностей нынешних губернаторов, а от достижений их предшественников – Гордеева со знаком плюс и Потомского со знаком минус. Гусеву важно не растерять накопленное и доделать не им начатое, а Клычкову – выбраться из-под обломков прошлого и найти деньги для счастливого будущего. Важнейшим фактором будет земля. В Орловской области она есть, а значит, есть куда «сажать» новые инвестпроекты, а в Воронеже свободной сельхозземли давно уже нет, зато с деньгами проблем нет – «свой» вице-премьер не шутка, а лишние 10 млрд рублей субсидий. Значит, надо заниматься интенсификацией, внедрением новых технологий и доведением инфраструктуры до всех медвежьих углов региона.
Отдельным абзацем надо отметить внезапно возросший аппаратный вес воронежского спикера облдумы Владимира Нетесова, которому был поручен один из ключевых докладов на съезде «Единой России» в декабре. От имени «простых регионалов» Владимир Иванович призвал к обновлению партии и созданию комиссии по этике. Воронежский «обновленец» теперь явно претендует на повышение в статусе, а будет ли это переход в центральный аппарат партии или какое-то иное движение вверх, мы, вероятно, увидим в не очень отдаленном будущем. Стоит отметить, что Гордеев сумел подготовить в Воронеже целую плеяду управленцев, готовых к федеральным назначениям. Теперь воронежский гордеевский десант можно ждать где угодно – от Сахалина до Липецка.
Курск и Липецк: дело – труба
Движение России с выборной горки началось с трагической «Зимней вишни» и последовавшей отставки несменяемого Тулеева, открылся очередной сезон «губернаторопада». Королев и Михайлов по масштабу уступают человеку из Кемерова, но тоже продержались в своих креслах по несколько вечностей. Сколь бы долгожданным не был их уход – именно после этого события Черноземье начало трясти. Все обиды, злобы и интриги, копившиеся при старых губернаторах, постепенно вылезают наружу, строятся новые альянсы.
Назначенные в октябре врио липецкого и курского губернаторов дорожник Роман Старовойт (возглавлял «Росавтодор») и банкир Игорь Артамонов (вице-президент Сбербанка – председатель Среднерусского банка) относятся к плеяде так называемых молодых технократов, которых ни по внешности, ни по стилю управления невозможно отличить одного от другого. Из наших технократов близнецов не получилось – скорее Бэтмен и Джокер. Слишком уж разные получились промежуточные результаты у наших супергубернаторов.
Тема политического наследства, доставшегося каждому из них, – это тема отдельного и сложного разговора. Но Старовойт очень быстро расстался с михайловским прошлым. Вечный «серый кардинал» Александр Зубарев ушел в небытие, в отличие от своего липецкого коллеги Юрия Божко, который развил сверхбурную деятельность после отставки Королёва.
Бэтмен Старовойт оказался очень методичным и опытным чиновником, быстро установил контакты со всеми игроками и центрами силы региона. Не стеснялся встречать «своих» инвесторов лично в аэропорту как глав государств, провел точечную чистку своей администрации. И, кстати, выбрал себе временного, но опытного консильери: 64-летний управделами (начинал у Руцкого!) Анатолий Стрелков будет курировать аппарат и уже в этом качестве одержал первую победу. В отставку была отправлена Наталья Лымарь, председатель облкомитета по информации, приближенная Зубарева и давний оппонент Стрелкова. Лымарь после отставки успела даже попретендовать на руководство всей курской внутренней политикой, но добилась лишь скромного поста главреда «Курской правды». Еще одна иллюстрация того, что рвется у тех, кто рвется. Добавьте безграничный административный ресурс братьев Ротенбергов, чьим человеком не без основания считается Старовойт, гигантские инвестиции на строительство новых блоков Курской АЭС и мясных проектов «Мираторга», наличие прекрасных сельхозземель – потенциал Курской области (пока только потенциал) можно сравнивать с белгородскими и воронежскими соседями.
Но предстоящие выборы губернатора в Курской области легкими быть не обещают. Можно во многих грехах винить Жириновского, но в регионах он в выборные договорняки не играет. Депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов, автор знаменитого Дуэльного кодекса и многих других эпатажных инициатив, обязательно сделает выборы веселыми. Отношения с «Единой Россией» Старовойт, как, впрочем, и Артамонов, пока не выстроил. Но прерогатива, под каким флагом идти на выборы (от «Едра» или самовыдвиженцем), принадлежит администрации президента. Как Кириенко скажет, так и будет.
Джокеру Артамонову пока не удается сложить свой пасьянс. Но он не прекращает попытки сделать из региона с плохой экологией уютный банковский офис, где все методично выполняют свой КРI. Правда, найти общий язык ни с элитами, ни с населением, ни с отдельными целевыми аудиториями типа студентов не получается. Может, Лисин мешается, а может, Иванов с Тиньковым танцевать не дают.
Хозяину главной трубы региона Владимиру Лисину важно, чтобы к его трубе никто не лез. А так интерес к региональной политике у него был много лет нулевой. С той поры, как он лет 20 назад вместе с Королевым пришел к водному перемирию и убрал из региона олигарха Потанина. Говорят, сам Путин «мирил». Встреч Артамонова с Лисиным не было – ни официальных, ни, судя по всему, неофициальных. Но генеральный директор «НЛМК Калуга» Сергей Шаляев все-таки засветился в администрации президента как один из кандидатов в губернаторы. Как и мэр Иванов со спикером Тиньковым. Ситуация Артамонова отдаленно напоминает гусевскую: в Липецке, как и в Воронеже, переизбыток желающих порулить. Сумеет ли Игорь Георгиевич удержать штурвал или его держать будут все и сразу? Администрация президента озабочена укреплением вертикали артамоновской власти. Если вдруг у экс-банкира возникнут непредвиденные сложности и понадобится срочная замена – это будет удар по всей «апэшечке». Такого фиаско постараются не допустить.
В условиях, когда врио не до конца понимает, где он очутился, роль консильери становится решающей. И тут началась чехарда. Больше трех месяцев в роли консильери осваивался первый зам Королёва, а затем и Артамонова, куратор строек и дорог Юрий Божко. Большой Бо, как за глаза называют липецкого вице-губернатора, внезапно вышел из тени. В эпоху Королёва Божко старался избегать телекамер и общения с журналистами – очень уж ревнив в этом плане был Олег Петрович. И вот он предстает во всей красе. Нет, он не пытался соперничать с врио в пиаре, упаси Бог. Но его попадания в кадр на фоне грязи, ям в асфальте и недостроенных детсадов невольно создавали ему имидж эдакого прораба, это так контрастировало с образом Артамонова, который с маркером в руках сыплет терминами, часто непонятными аудитории. После Нового года произошла замена Юрия Николаевича на еще одного «верного королёвца», аграрного вице-губернатора Николая Тагинцева. Николай Федорович очень опытный, в том числе и аппаратный игрок, на нем гораздо меньше негативной «ауры», чем на его предшественнике. Силовые структуры резво отреагировали на низвержение Божко – обвинения были предъявлены нескольким строителям, приближенным к Юрию Николаевичу. Проблема с обманутыми дольщиками – одна из основных угроз для липецкой власти. 3 тыс. человек не могут дождаться своего жилья уже несколько лет. Посадками рейтинг врио не поднимешь, нужны ключи от квартир. Желательно до единого дня голосования.
Орловский и воронежский опыт показывает, что от старых кадров удобнее всего избавляться сразу после выборов. В случае ухода Тагинцева осенью наиболее вероятным претендентом на вакансию консильери будет харизматичный Игорь Тиньков, единственный влиятельный «некоролёвец» региона. Или же вся команда будет подобрана из варягов. Остается понять, кто является центром решений по конфигурации новой липецкой власти: сам Артамонов или все-таки администрация президента.
По мнению Слатинова, кого бы ни выдвинула в Липецке на выборы власть, основным оппонентом будут коммунисты. В регионе есть сильная партячейка, а экологические проблемы и беды дольщиков создают серьезную базу для протестных настроений.
Белгород: слухи в тумане
Слухи – такая штука: понять, почему возникают (есть слухи-желания и слухи-страшилки) и когда сбудутся, невозможно. После смены четырех черноземных губернаторов (да и вообще по стране – тренд на обновление) в воздухе стал витать вопрос: а почему бы и Савченко тоже не заменить?
Против него играют бесконечный срок его пребывания у власти и то, что созданный им регион-конфетка многим игрокам видится лакомым куском. Популярность Савченко с годами падает, да и простым людям отчетливо виден клановый характер местной власти; темпы развития по естественным причинам замедляются. Из одной сотни проще сделать пять, чем из одного миллиона – два. В общем, слухи о возможной смене собственников крупнейших белгородских агрохолдингов ходили всю вторую половину года. Дескать, команда Савченко готовится к «эвакуации». Слухи подогревались фактами: владелец «Приосколья» Геннадий Бобрицкий (которого 20 лет называют зятем Савченко) действительно продал часть своих активов. Отставку Савченко «прогнозировали» в канун Нового года, но она не состоялась. Против отставки Евгения Степановича говорят не только экономические успехи, но и личная дружба с президентом. Правда, эта же дружба может стать опасной – ведь дружить надо еще и с теми, кто носит президенту документы на подпись.
Напоследок, хотелось бы сказать, что политическое будущее регионов – гадание на кофейной гуще. Если осенью будет принято решение о новой волне губернаторских отставок, сделаться жертвой аппаратных интриг в нашей «византии» будет легче легкого.
Кругом – измена.