Воронеж. 10.06.2019. ABIREG.RU – Светская хроника – В Воронеже в рамках IX Платоновского международного фестиваля состоялась российская премьера спектакля «Блаженство» английского драматурга Фрейзера Грейса по мотивам повести Андрея Платонова «Река Потудань». Это история о поиске блаженства после пережитого горя, о тяжелой ноше прошлого и надежде на счастливое будущее.
Фрейзер Грейс наполнил повесть Андрея Платонова «Река Потудань» развернутыми диалогами, шире показал сюжетные линии, но неизменным осталось главное – платоновская атмосфера. Ее удивительно точно передают одежда, реквизит и – особенно – диалоги. Драматургу удалось подобрать нужные слова для героев, чтобы зритель ему поверил, увидел и почувствовал людей, которых горе смогло подкосить, но не сломило до конца.
Из декораций на сцене установлены лишь деревянные поддоны. Герои переносят их из действия в действие, на глазах зрителей превращая поддоны то в дом девушки Любы, то в реку, то в столярную мастерскую. Такая минималистичная обстановка как нельзя лучше подчеркивает и обостряет игру британских актеров, которым если и не удалось до конца передать ту самую загадочную русскую душу, то уж точно получилось максимально к ней приблизиться.
Действие пьесы происходит в 1920-е, сразу после Гражданской войны. Молодой солдат Никита возвращается в родной дом, где встречает своего постаревшего отца и подругу детства Любу. Она уже не та беззаботная гимназистка, а обремененная нуждой и потерями девушка. Они женятся, и иначе просто не могло быть: Никита и Люба стали друг для друга единственной надеждой на то, чтобы построить счастье в разрушенном войной мире. «Вы теперь не забудете меня?» – спросила Люба после первой встречи. «Нет, – ответил ей Никита. – Мне больше некого помнить».
Но слишком много пережито, слишком много воды унесла река Потудань. Никиту переполняют чувства, но измотанная душа не в состоянии с ними справиться. Прошлое преследует его в виде таинственного нищего, человека в лохмотьях, который на протяжении всего действия находится рядом, бродит под окнами, оставляя по всей сцене белые следы. В середине пьесы Никите кажется, что он убивает незнакомца. После этого он покидает недавно обретенную семью, скитается, надеясь умереть. Но всё же возвращается к любимой: он просто не может позволить ей страдать. Чуть не потеряв свое маленькое человеческое счастье, Никита, кажется, наконец обрел душевный покой.
Однако до конца исцелиться от призраков прошлого не получится уже никогда: в конце спектакля на воссоединившихся влюбленных смотрит из темного окна тот самый человек в лохмотьях.