Up

Резиденции Галереи Чижова

Вы читаете новости региона:
Абирег Воронеж
#лучшедома
USD EURO

Главная Без купюр Газета «Известия» // Рабочий вариант

29.07.2019, 13:05

Газета «Известия» // Рабочий вариант

Газета «Известия» // Рабочий вариант

Аналитик Александр Фролов специально для «Известий» – о том, почему Россия предложила Украине продлить транзитный газовый контракт на год.

Россия предложила украинской стороне продлить действующий контракт на транзит газа еще на год. Ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о необходимости подписать контракт на поставки голубого топлива, прежде чем приступать к переговорам по транзиту. «Нафтогаз» ответил, что официального предложения не получал, – украинская компания коротает томительное ожидание появления нового правительства страны, наблюдая за дрязгами среди собственного руководства.

Со времени подписания «Газпромом» и «Нафтогазом» действующих контрактов на поставку и транзит газа в 2009 году ситуация ощутимо изменилась. Во-первых, был построен и вышел на проектную мощность газопровод «Северный поток». Во-вторых, с 2020 года начнет работать первая нитка «Турецкого потока» мощностью 15,75 млрд куб. м в год. В-третьих, сформировался центр газодобычи на Ямале: так, за последние десять лет было введено в эксплуатацию и достигло проектной мощности в 115 млрд куб. м газа в год Бованенковское месторождение.

В-четвертых, изменилась ситуация и на Украине.Страна растеряла промышленный потенциал, а с ним значительно уменьшились ее потребности в газе, снизившись с 47,7 млрд куб. м в 2013-м до 30,6 млрд куб. м в 2018 году (по данным BP).

Из-за этого не все условия, прописанные в действующем транзитном контракте, могут перейти в новый. К примеру, явно устарела норма о гарантированном объеме прокачки. В данный момент он составляет 110 млрд куб. м в год. Даже без новых газопроводов, идущих в обход Украины, «Газпром» не прокачивает через ее газотранспортную систему (ГТС) такие объемы. А с 2020 года при текущем уровне спроса со стороны европейских потребителей данный показатель может снизиться до 70-75 млрд куб. м. И мы пока даже не будем упоминать строящийся «Северный поток – 2», который, скорее всего, начнет влиять на объемы российского газа, идущие через украинскую ГТС, уже во второй половине 2020 года.

Тем не менее продлить действующий контракт на транзит с небольшими модификациями –– вполне рабочий вариант, который позволит избежать кризиса в начале следующего года. А также позволит Украине решить ряд накопившихся в ее газовой отрасли проблем.

Однако возникают два закономерных вопроса. Первый касается условия, которое выдвинул «Газпром» для начала переговоров по транзиту, – подписания контракта на поставку голубого топлива.

В данном контексте нужно напомнить, что Стокгольмский арбитраж в декабре 2017 года внес ряд существенных изменений в действующий контракт. Самые значительные касались формулы, по которой формируется цена газа, и объемов, подпадающих под действие правила «бери или плати». Объемы были сокращены примерно в десять раз – до 4 млрд куб. м.

До сих пор «Нафтогаз» не удосужился провести с «Газпромом» переговоры по ряду острых моментов, вытекающих из данного решения арбитража. Украинская сторона до сих пор покупает российский газ у европейских посредников, а оплачивать неотобранные объемы не торопится. Уже сформировался долг за 2018-й, и сейчас формируется долг за 2019-й год. Вполне вероятно, что за счет этого фактора «Газпром» усилит свои позиции по мирному урегулированию вопроса долга перед «Нафтогазом» в $2,56 млрд.

Второй вопрос: с кем подписывать контракт? По закону в начале 2020 года «Нафтогаз» уже не будет оператором ГТС – эти функции перейдут к другой компании. Но на данный момент руководство украинского монополиста всеми правдами и неправдами пытается сохранить за собой этот весьма денежный бизнес. Просочившиеся в прессу внутренние документы «Нафтогаза» говорят о том, что компания осознает перспективу – с 2020 года она останется без доходов от транзита. Вдобавок к этому в руководстве «Нафтогаза», по всей видимости, наметился раскол. Обычное явление для компании, находящейся в затяжном управленческом кризисе.

Тем не менее нельзя исключать, что «Нафтогазу» удастся сохранить за собой контроль над ГТС. В конце концов разделение компании должно было произойти еще в феврале текущего года. А воз и ныне там. Несмотря на все окрики со стороны Евросоюза.

Украина уже не успевает подписать контракт «по европейским правилам», на чем она долгое время настаивала. Для этого необходим независимый оператор ГТС, а его нет.

Фактически предложение России о продлении контракта позволяет новому оператору ГТС год работать по старым правилам, параллельно решая бюрократические вопросы с Евросоюзом. А с 2021 года Украине можно было бы претендовать на те самые «европейские правила».

Но вместо того чтобы оценить позитивную сторону предложения, Киев предпочитает традиционно безуспешно упражняться в юморе. «Нафтогаз» заявил, что не получал предложений со стороны России, и добавил: «А может, просто еще не доставили? Ждем почтовых голубей из Москвы. Уверены, в Брюсселе их тоже ждут». Авторы неуместной репризы, видимо, не думают, что Россия вполне могла отправить предложение не «Нафтогазу», а новому оператору, который должен управлять ГТС с 2020 года. А вот в Брюсселе предложений России точно не ждут, так как все они касаются исключительно двух хозяйствующих субъектов – «Газпрома» и пока неопределенной компании с Украины. ЕС к их контрактам отношения не имеет.

Киеву необходимо быстрее определяться, кто будет подписывать контракт с «Газпромом». Хотя ожидать подвижек в переговорах, пока на Украине не сформировалось новое правительство, не приходится.

Автор – аналитик, заместитель генерального директора Института национальной энергетики.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Александр Фролов
Газета «Известия», 08:00, 29.07.2019

Комментарии на Facebook.com
Добавьте «Абирег» в свои избранные источники
Вопрос недели
Перешел ли ваш бизнес на оказание дистанционных услуг?
Пришлось переходить
Процесс перехода начался до пандемии
Услуги и раньше оказывались дистанционно
Моему бизнесу и так хорошо
Мой бизнес не может себе позволить это
 0966 
Защита: Введите код c картинки
Результаты
Комментарии к публикациям
Не мог губернатор увидеть Юго-Западный рынок, он за забором. А вот рядом действительно два минирыночка открытых. Но это другие юр-лица, другие хозяева
Николай, 28.05.2020, 19:35:20
так Андрюша только планирует завод композитных материалов ? в прошлой новости уже монтировали оборудование.
Виктор, 28.05.2020, 19:19:48
Воронеж собирает больше 75 млрд рублей налогов а в городскую казну попадает меньше 10 %, хотя здесь живёт половина населения. Вторая половина получает...
Иван, 28.05.2020, 19:10:04
А сколько корова дает молока? А то коров много, а молока мало.
пастух, 28.05.2020, 17:21:10
Очередной пепс из серии-была бы зарплата, а проджектов напридумываем . Хотя бы пару мест успешной деятельности назвали.
Воронов, 28.05.2020, 16:32:29
Все на жену и в семью.
Н.А.Логов, 28.05.2020, 14:04:34
Очередной блеф....Даже в центре во дворах ямы в остатках советского асфальта...
LEO, 28.05.2020, 13:14:48
СВЕЖИЕ НОВОСТИ НА ПОЧТУ

ZHD

Русфонд Воронеж

Orphus

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

IOS Android
Картотека
Группа Абирег использует систему проверки контрагентов Картотека.ru
Создание сайта - "Алекс"

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru