При покупке нового автомобиля официальный дилер зачастую навязывает свое послепродажное обслуживание. При этом цены за простые манипуляции вроде смены колодок, масла и фильтров существенно выше рыночных. Если же клиент возмущается и угрожает уйти в другой автосервис, то официалы пугают якобы их правом снять с гарантии. О том, как поставить на место недобросовестного дилера или вовсе поменять его на услуги более бюджетного неофициального сервиса без потери гарантии на автомобиль, в материале «Известий».
Скованные одной цепью
Многие россияне, покупающие автомобили новыми, до сих пор вынужденно приезжают на гарантийное обслуживание к дилеру – тому самому, который продал им автомобиль. Даже если это им уже не удобно. Ведь зачастую покупка совершается далеко от места проживания, поскольку выгодное предложение или искомую комплектацию и цвет не так просто найти. Да и дилерские бонусы вроде бесплатной зимней резины или дешевой страховки никто не отменял.
Однако отнюдь не все официальные дилеры демонстрируют лучшие практики обслуживания. Часто люди сталкиваются с обманом и банальным хамством со стороны сервисменов. Им приходится переплачивать за запчасти, которые имея статус так называемых оригинальных ничем не отличаются от аналогичных неоригинальных деталей, которые производятся на одном и том же заводе. Только в первом случае эти детали в фирменной упаковке автопроизводителя идут к официальным дилерам, а во втором случае эти же комплектующие в упаковке завода-изготовителя идут на розничный рынок. Разница в цене – значительная.
Есть у автомобилистов и вопросы по ценам на техобслуживание. В обычном независимом автосервисе банальная процедура замены моторного масла, тормозных колодок и воздушного фильтра обходится, к примеру, в 700-1000 рублей, у официала эти же манипуляции могут стоить в 2-7 раз дороже. Многие граждане переплачивают за эти услуги, не подозревая, что отказаться от них можно совершенно безболезненно.
Куда пойти
Прежде всего, автомобилист может ознакомиться со списком дилерских центров и расценками еще до визита в дилерский центр на сайте с помощью калькулятора ТО, объяснили «Известиям» в компании Mitsubishi. Правда, цены там не являются официальными и окончательными, информация о стоимости нормо-часа получается на основе данных, предоставленных самими дилерами. Но, как правило, эти данные весьма близки к реальным, а в некоторых случаях ценники могут быть и меньше.
«Например, стоимость запасных частей и услуг для автомобилей старше 30 месяцев может отличаться в меньшую сторону в рамках сервисной программы Mitsubishi 3+», – рассказала официальный представитель Mitsubishi в России Наталья Костенок.
Компания Toyota устанавливает максимальные цены перепродажи на запасные части, используемые при проведении ТО и регламентирует количество нормо-часов, необходимых для проведения той или иной процедуры в рамках ТО. А вот стоимость нормо-часа устанавливается официальным дилером самостоятельно исходя из рыночных и конкурентных условий. При этом у Mitsubishi и Toyota, как, впрочем, и остальных производителей, запрета на смену дилера не делают. Угрозы любого дилера снять с гарантии за попытку клиента обслуживаться в стороннем сервисе беспочвенны.
Официал, пока!
Требования официальных дилеров проходить техосмотр только у них незаконны. Нет и такого юридического определения, как снятие с гарантии, напоминает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
«Продавец и клиент подписывают договор, несоблюдение его пунктов еще потребуется доказать в суде. Статья 16 закона «О защите прав потребителей» запрещает связывать покупку одного продукта и услуги с обязательным приобретением другого продукта и услуги. Соответственно дилер не имеет права намекать на снятие с гарантии. Закон предоставляет гражданину полное право в выборе автосервиса, – пояснил Ифанов.
Более того, официального дилера можно поменять на неофициальный сервис.
«Если покупатель уверен, что неофициальный сервисный центр соответствует всем условиям, то может не опасаться. Главное, чтобы это соответствовало действительности и в случае возникновения спора между потребителем и официальным дилером в этом же был уверен независимый эксперт, к которому придется обращаться сторонам, – отметила Наталья Костенок из Mitsubishi.
Аналогичной позиции придерживается компания Toyota.
«Безусловно, клиент вправе не следовать нашим рекомендациям, если считает, что может самостоятельно проводить ТО согласно регламенту производителя или уверен в качестве услуг, предоставляемых сторонними организациями. В данном случае клиент принимает ответственность на себя. Однако, если будет установлено, что возникшая неисправность стала следствием применения некачественной детали или некорректно проведенного обслуживания или не в полном объеме, рекомендованным производителем, то в таком случае в гарантийном обслуживании может быть отказано, – заметила PR-директор Toyota в России Наталья Астафьева.
Если же дилер относится к клиенту не как к ходячему кошельку, то заблаговременно предложит выгодные программы лояльности, которые помогут его удержать у себя, объясняют в ГК «АвтоСпецЦентр».
«Как правило, у официальных дилеров есть шкала скидок на сервисное обслуживание, рассчитанная на владельцев, имеющих автомобили разного возраста. Дилеры также делают спецпредложения по удержанию владельцев автомобилей, которые уже сошли с гарантии или предлагают продлить ее, – рассказал директор по маркетингу «АвтоСпецЦентра» Алексей Ермилов.
Гарантия на сто
Если же решение об уходе от официала принято, чтобы не потерять гарантию, нужно выполнить несколько условий. Прежде всего обеспечить надлежащую эксплуатацию своего автомобиля – не наносить урон, не попадать в ДТП, а также не заливать топливо или автохимию сомнительного качества, не позволять устанавливать запасные части сомнительного происхождения, не вносить изменений в конструкцию, ответственно подходить к выбору и способу установки аксессуаров и дополнительного оборудования, не допускать использование неподходящего инструмента и оборудования для обслуживания и ремонта и прочее.
При этом клиент должен обеспечить на своем автомобиле полноценное выполнение всего регламента технического обслуживания, включая проверки, замены, чистки, смазки, затяжки, регулировки, настройки, обновление программного обеспечения, выполнение отзывных сервисных операций и т.д. Отказать в гарантийном ремонте автопроизводитель любого автомобиля сможет, только если будет установлено, что претензия потребителя не обоснована. К примеру, если нет реального недостатка товара либо если недостаток возник в результате действия или бездействия самого потребителя.
«К последнему случаю относится, в том числе, обслуживание и ремонт автомобиля самостоятельно или силами неавторизованного сервисного центра, к которому обратился потребитель, если будет установлена прямая связь возникшего недостатка с действиями клиента или того, к кому он обратился (кроме официального ДЦ), то в гарантийном ремонте продавец или другой официальный дилер может отказать, – заключили в Mitsubishi.
Тимур Хасанов
Газета «Известия», 00:02, 09.10.2019