Как считают в ТПП, предприятия оказались под угрозой остановки из-за ограничений Роспотребнадзора, пишут «Известия».
Бизнес попросил смягчить ограничительные меры на системообразующих предприятиях. Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин обратился к и.о. премьер-министра Андрею Белоусову с предложением не останавливать производство даже при массовом заражении коронавирусом на предприятии при условии отсутствия у персонала симптомов. Нынешний подход, когда выявление COVID-19 у одного работника влечет за собой помещение на карантин целых смен, парализует выпуск в том числе жизненно важных для населения страны продуктов.
Карантин поневоле
В ТПП поступают жалобы от системообразующих предприятий на действия Роспотребнадзора, пишет Сергей Катырин Андрею Белоусову. Даже при первичной положительной пробе на коронавирус у одного из работников служба предписывает отправлять на карантин смены по несколько десятков человек или создавать на территориях так называемые обсерваторы (специальные комплексы, предназначенные для изоляции заболевших и контактировавших с ними). В то же время официальных оснований для таких ограничений у Роспотребнадзора нет, уверяет Сергей Катырин. На просьбы предприятий разъяснить им критерии установления карантина, служба сообщает, что таких правил не существует, говорится в обращении главы ТПП.
– Санитарно-эпидемиологические мероприятия без надлежащего правового регламентирования могут вызвать необоснованное выбытие персонала и остановку производств непрерывного цикла, критически важных для экономической, энергетической безопасности страны, – заявил Сергей Катырин «Известиям».
Он просит Андрея Белоусова поручить профильным ведомствам разработать нормативную базу и четкие основания введения карантина для того, чтобы предприятия непрерывного цикла не были парализованы и продолжали выпуск стратегически важной продукции.
«Известия» направили запрос пресс-секретарю Андрея Белоусова, а также в Роспотребнадзор, пресс-службу правительства и Минэкономразвития с просьбой оценить риски остановки производств и рассказать о планах установить критерии введения карантина. Письмо ТПП не направлялось в Роспотребнадзор, сообщила его пресс-служба. Остальные не ответили на запрос.
В ТПП отказались сообщить, какие именно компании столкнулись с рисками закрытия производств из-за предписаний Роспотребнадзора. Ранее говорилось о распространении коронавируса и ограничениях на ряде российских системообразующих предприятий. Например, подрядчик «НОВАТЭК-Мурманск» (входит в группу «Новатэк») компания «Велесстрой» в конце апреля заявила о приостановке работ по строительству верфи в селе Белокаменка для проекта «Арктик СПГ-2».
В конце марта в Ямало-Ненецком автономной округе было изолировано 20 работников АО «Газпром центрэнергогаз» (группа «Газпром»), находящихся на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении, из-за их контакта с зараженным коронавирусом.
Еще один случай – полное закрытие на въезд и выезд месторождения «Лукойла» Варандей в Ненецком автономном округе после подтверждения коронавируса у одного из сотрудников субподрядной компании.
«Известия» спросили эти и другие крупные российские предприятия, вошедшие в список системообразующих, сталкивались ли они с предписаниями Роспотребнадзора отправить на карантин всю смену после выявления одного заболевшего, а также об обоснованности таких действий и рисках закрытия производств.
В «Новатэке» рассказали, что «Велесстрой» действительно частично приостановил работы для проведения полной дезинфекции объектов в вахтовом жилом городке, но эта мера не повлияет на реализацию проекта «Арктик СПГ-2» в срок. На стройплощадке занято более 11 тыс. работников из 20 подрядных организаций. Но вахтовый городок «Велесстроя» находится на значительном удалении от мест работы других подрядчиков, поэтому риски массового распространения инфекции на всей территории проекта минимальны.
В «Ростелекоме» сообщили, что, хотя компания и работает по принципу непрерывного цикла, рисков остановки процессов нет. Для этого группа использует в том числе скользящие графики для персонала.
В «Северстали» сообщили, что поддерживают изоляцию всех контактировавших с зараженными лиц. Однако во избежание необоснованной блокировки бизнес-процессов, там считают правильным тщательное выяснение реального, а не гипотетического круга контактов – в том числе силами работодателя.
В полной мере последствия от введения карантина проявились лишь в апреле, судя по косвенным признакам. Так, ряд ключевых индикаторов существенно сократился. По оценке ЦМАКП, потребление электроэнергии, очищенное от сезонности и аномалий, упало на 13-17%. Индекс IHS Markit PMI обрабатывающих отраслей России упал с мартовского значения в 47,5 балла до 31,3 в апреле. Это самое существенное снижение деловой конъюнктуры по всему производственному сектору РФ за всю историю исследования, которое стартовало в сентябре 1997 года.
Закрыть нельзя работать
Системообразующие предприятия нельзя закрыть или остановить без введения режима ЧП или ЧС, когда начинают действовать совершенно отличные от мирного времени законы, напомнил завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. Такой сценарий возможен только при драматическом распространении пандемии, а пока в России она скорее идет на спад.
Законодательство, которое предписывает, как экономика должна функционировать в условиях массового заражения, у России есть, причем уже не первый десяток лет. Отклоняться от него и давать системообразующим предприятиям особые санитарные послабления пока преждевременно, считает Дмитрий Завьялов.
Аналогичной точки зрения придерживается и глава Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Он добавил, что в целом в замедлении выпуска нет ничего катастрофичного, потому что экономические потери, в отличие от здоровья граждан, можно компенсировать позже. Поэтому ослаблять эпидемиологические меры не стоит, но действовать нужно строго в пределах законодательства, без произвольных нововведений.
Тема, которую подняла ТПП, чрезвычайно сложная: на одну чашу весов ложатся жизнь и здоровье людей, а на другую – стабильность экономики и обеспеченность граждан важнейшими товарами, отметил президент Национального института исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Поэтому следует рассматривать каждый конкретный пример сбоев производства из-за ограничений индивидуально.
– Где-то один человек может управлять целым цехом и соблюдать дистанцию в 1,5-2 м не составляет труда, а где-то все цепочки основаны на физическом взаимодействии сотрудников, – пояснил эксперт.
По его мнению, правильнее всего было бы дать возможность фирмам самостоятельно определить условия карантина для своих работников.
Дмитрий Гринкевич, Екатерина Виноградова
Газета «Известия», 00:01, 15.05.2020