Воронеж. 18.05.2020. ABIREG.RU – Эксклюзив – Ажиотажный спрос на товары первой необходимости бросил вызов продовольственным сетям. Пока на фоне новостей о распространении коронавируса россияне увеличивали покупки замороженных продуктов, риса и гречки, торговые сети особое внимание уделяли бесперебойной доставке продукции в крупные магазины и ее выкладке. О возросшей нагрузке, связанной со своевременным обеспечением поставок товара, увеличении покупательского спроса и дополнительной ответственности сотрудников торговой сети, а также о новых возможностях онлайн-продаж «Абирегу» рассказала операционный директор ТС «Европа» Светлана Алешина.
– Светлана Александровна, как в торговой сети отреагировали на объявление режима самоизоляции в стране?
– Да, безусловно, жизнь внесла свои коррективы во все наши планы и проекты: приходилось выстраивать свою работу оперативно: сегодня настал день – решаем одни задачи, завтра – другие. В марте наблюдался высокий спрос товаров массового потребления. Сахар, гречка, макароны, подсолнечное масло, соль, туалетная бумага – эти и другие товары массового спроса были особенно востребованы во второй половине марта. Конечно, при высоком спросе мы отмечали и увеличившийся покупательский поток. Чтобы его обеспечить, мы утвердили новые графики работы, увеличили количество сотрудников, предложили новые варианты выкладки товара. Он, кстати, поступал на полки буквально «с колес», сразу после разгрузки. Логистическая компания торговой сети работала практически в круглосуточном режиме, и это понятно – никто не мог предположить такого ажиотажного спроса. Пришлось дополнительно выстраивать работу с поставщиками, поскольку и у них тоже не всегда было в наличии необходимое количество товаров на складе. Было непросто приспособиться к изменившимся условиям работы, но мы обеспечили потребности населения. На волне этого повсеместного ажиотажа, когда люди, помня тяжелые годы, скупали всё, что можно, к нам в гипермаркет тоже приходил народ с испуганными глазами – мол, в других сетях уже «гречки нет», потом видели наши заполненные товарами полки и успокаивались. Повода для беспокойства не было – мы справились с текущими вызовами. Разумеется, достичь этого было непросто, но для покупателя была создана та «картинка», видя которую, он мог не беспокоиться, хватит ли ему гречки, консервов, макарон или любого другого продукта. При этом сети удалось избежать повышения цен. Людей мы обеспечили – это я могу сказать уверенно.
– А как повлияло на покупательский спрос усиление режима карантина в апреле?
– Продуктами люди запаслись, поток покупателей в начале апреля спал. Честно говоря, меня это беспокоило, я не могла прогнозировать, как сложится ситуация. Мы не знали, чего ожидать от предпасхальной недели, но понимали, что, как в прошлом году, так уже не будет, а ведь ретейл ориентируется на прошлогодние продажи сезона. Признаюсь, что в таких условиях за свои более чем 20 лет торгового стажа я не работала никогда. А ведь в торговле всё циклично: менялся сезон, менялись инсталляции, всё по календарному промоплану. Сейчас всё по-другому. Производственные задачи в апреле решались в краткосрочных проектах – смотрели по потоку посетителей, по спросу, ориентировались на ситуацию в стране, на региональные распоряжения. На повестке возникли вопросы продовольственных заказов, поступления сырья, строгого контроля над соблюдением сроков годности товара. Разумеется, на объем продаж повлиял запрет на выезды на природу, на освящение куличей в храмах перед Пасхой, а также рекомендации властей не посещать кладбища. Раз так, мы поняли, что мелкоштучный товар не будет востребован у населения, хотя в прошлые годы в пасхальный сезон мы продавали до 10 тыс. маленьких куличиков, теперь необходимо было переориентироваться на другие потребности. Но всё равно наши куличи были одними из самых вкусных в Воронеже – люди с удовольствием покупали их и после Пасхи. В целом в апреле покупателей было меньше, хотя при этом у нас существенно увеличился средний чек – на 30%. Люди стали за одну покупку приобретать больше товаров. Так, отмечу повышенный спрос на группу промтоваров: обувь, одежду. Ведь основные магазины промтоваров в торговых центрах были закрыты. Также мы старались предложить нашим покупателям товары садово-дачного сезона: несмотря ни на, что он наступил. Всё это было представлено на раскладках, чтобы люди видели – всё есть, жизнь идет своим чередом, хоть и с некоторыми ограничениями. Кроме того, вырос спрос на канцтовары: дети учатся дистанционно, дома, так что тетрадки и ручки – самый ходовой товар. Также востребованы развивающие настольные игры – шахматы, шашки, лото и другие, – люди пытаются разнообразить свой домашний досуг.
– Расскажите об услугах для покупателей, позволяющих совершать покупки в гипермаркете наиболее безопасно?
– Очень популярной у воронежцев стала доставка заказов на дом. Первая неделя после ввода ограничений на выход из дома стала аншлаговой: заказов было огромное количество, мы на работе просто жили. Воронежцы заказывали абсолютно всё: и еду, и бытовую химию, и промтовары. Причем встречались такие заказы, что количество заказанных товаров в них вполне можно было разделить на три полноценных заказа. Приходилось нашему экспедитору брать на доставку дополнительных людей для разгрузки. Спрос был огромен – сотрудники на комплектации заказов работали по 12-17 часов, зачастую и я вместе с ними, потому что в тот период это было важно и актуально. Заказ делался за сутки, мы предупреждали своих клиентов, что придется подождать, все понимали ситуацию и соглашались, поскольку доверяли качеству продукции нашей торговой сети. Воронеж разделен на зоны: есть два интернет-магазина, которые обслуживают правый и левый берег соответственно. Правый берег обслуживает гипермаркет «Европа»-38, который находится на Новгородской. Но есть ряд постоянных клиентов, с которыми давно работает именно наш магазин, на Ленинском проспекте, поэтому мы формируем им заказы, несмотря на их расположение. Кстати, нашему магазину на Ленинском проспекте, 95б, уже два года. Мы не отказали никому, ведь это же наша репутация! Благодарны покупателям, осознающим те трудности, с которыми нам пришлось столкнуться при доставке, мы выдержали вместе эти напряженные 10 дней, а потом привыкли к новому графику, и сейчас у нас относительно ровная ситуация с определенными всплесками повышенного спроса к выходным и праздникам. Раньше, в «докарантинный» период, по доставке товаров мы активно сотрудничали с несколькими кафе, детским садом, но поскольку эти объекты пока закрыты, сейчас в основном наши заказчики – физлица. Кроме того, у нас есть услуга самовывоза. Любой покупатель может позвонить на горячую линию или заказать на сайте набор продуктов. Мы его формируем к определенному времени, заказчик приезжает, если хочет, просматривает заказ, потом наши сотрудники упаковывают его, и покупатель забирает свои продукты. К слову, этот сервис мы предоставляем бесплатно.
Помимо этого, у нас есть план по реализации продукции в случае ужесточения ограничительных мер. Мы для удобства и безопасности наших покупателей разработали услугу бесконтактного самовывоза. Обычно покупатель заходит в магазин и выбирает товар, а так он может приобрести продукцию через окно выдачи: клиент делает заказ к определенному времени, подъезжает, окно открывается, он рассчитывается, забирает товар и уезжает – и всё это не выходя из машины. Окно выдачи товара будет размещаться на месте входа в гипермаркет с парковки. Уже готово необходимое оборудование: касса, терминал – всё может заработать в течение 15 минут. Также мы предусмотрели возможность работы гипермаркета на «вход-выход», рассматриваем необходимость увеличения касс – технические условия для этого уже созданы.
– Работники торговли находятся в зоне риска – постоянно приходится контактировать с большим потоком покупателей. Как в торговой сети соблюдаются меры предосторожности?
– Для нас важно обеспечить безопасность и своих сотрудников, и покупателей. Поэтому с момента введения обязательного масочного режима в зале по громкой связи покупателям рассказывают о необходимости носить в магазине маску и соблюдать социальную дистанцию. К слову, в начале режима изоляции мы на себе почувствовали нехватку масок – их не было в аптеках, но наша компания оперативно закупила всё в необходимом количестве – маски, перчатки, дезсредства. Сразу же на входе в магазин и в зоне для персонала появились санитайзеры, сотрудники в торговом зале работали в масках и перчатках. Ежедневно персонал перед работой измеряет температуру, с сотрудниками проводится разъяснительная работа по мерам предотвращения заражения вирусной инфекцией, установлены урны для использованной спецодежды. Добавлю, что в этот непростой период мы никого не сократили, каждый сотрудник задействован там, где того требует оперативная необходимость.
Строго говоря, все эти санитарно-гигиенические меры в торговле положено соблюдать и в обычное время. Отмечу, что компания никогда не экономила на современных дезсредствах и спецодежде. Дезпрепаратами мы пользуемся постоянно, просто сейчас увеличилась потребность в дополнительной дезинфекции. Тележки мы обрабатываем каждый час, несколько раз в день моем пол с дезсредством. Сотрудники также обрабатывают свои рабочие места каждый час. Кстати, маски можно приобрести и у нас в магазине на выбор – и одноразовые, и многоразовые. Если ситуация с развитием пандемии будет усугубляться, то для социально незащищенных слоев населения мы готовы выдавать одноразовые маски на входе бесплатно.
Вероятно, пик заболеваемости пока не пройден, до конца мая ограничения будут сохранены. Надеюсь, что с вводом масочного режима люди начнут активнее приходить в магазин, ждем, чтобы жизнь постепенно возвращалась в свою колею. Мы скучаем по различным массовым мероприятиям, проводимым нашей торговой сетью, по кулинарным мастер-классам. Задумки по новым активностям уже есть, и они будут воплощены после отмены режима самоизоляции.
– К сожалению, в этом году из-за режима карантина День Победы не удалось отпраздновать так, как планировалось. Тем не менее «Европа» готовилась к нему?
– Действительно, очень жаль, что такой великий и народный праздник не удалось отметить, как было запланировано. С администрацией Левобережного района у нас сложились конструктивные отношения, к нам обращались по поводу необходимости формирования продуктовых наборов для ветеранов, мы были готовы оказать эту поддержку, но этот совместный проект так и не состоялся. Однако «Европа» в Воронеже стала одной из немногих торговых сетей, которые приняли участие в традиционной акции «Георгиевская ленточка». В течение 7 и 8 мая на кассе нашим покупателям раздавались георгиевские ленточки. Кроме того, в продаже есть символика праздника, флажки, тематические медали, рамки для фото участников «Бессмертного полка». Были подготовлены тематические подарочные наборы – чай и сладости с символикой Победы. Надеюсь, всё это пригодится покупателям, так как празднование 75-годовщины Победы в ВОВ проведут в другую дату. Несмотря на сложившуюся ситуацию, верю, что все временные трудности преодолимы. Кстати, нашему магазину, расположенному на Ленинском проспекте, 95б, уже два года. За это время воронежцы успели полюбить эту торговую точку. Важно, чтобы покупатель знал, что и мы всегда помним и заботимся о нем.
На правах рекламы