Up

Резиденции Галереи Чижова

Вы читаете новости региона:
Абирег Воронеж

VEZDEVOZ.RU

USD EURO

HeadHunter

Главная Без купюр Газета «Известия» // Сигнал трубы

16.09.2020, 17:13

Газета «Известия» // Сигнал трубы

Газета «Известия» // Сигнал трубы

Аналитик Александр Фролов специально для «Известий» – о том, как авария на украинском газопроводе может повлиять на судьбу «Северного потока – 2».

На Украине произошел взрыв на одном из газопроводов высокого давления. В данный момент на трубе поставлена заглушка, но транзиту российского газа ничего не угрожает. Однако это происшествие крайне своевременно напоминает о недофинансированности украинской газотранспортной системы (ГТС) и ее неоднозначном техническом состоянии.

Разгерметизация газопровода большого давления произошла ночью в поселке Чабаны под Киевом. К счастью, по имеющейся информации, никто из жителей близлежащих населенных пунктов не пострадал.

Первоначально СМИ сообщили о том, что авария случилась на газопроводе Уренгой–Помары–Ужгород. Но, судя по месту взрыва, скорее стоило заподозрить неполадки на проходящем в этом районе газопроводе «Союз». Позже украинская сторона сообщила, что в действительности пострадал трубопровод Киев – Запад Украины – 1 (КЗУ-1) диаметром 1020 мм, по которому голубое топливо из украинских месторождений на востоке страны поставляется в хранилища на западе.

Иными словами, непосредственного влияния на транзит российского газа это происшествие не оказало. Но заполнение хранилищ напрямую связано с обеспечением стабильного транзита, а также с поставками потребителям внутри самой Украины.

Примечательно, что это не первая авария на КЗУ-1 за последние годы. Да и Уренгой–Помары–Ужгород, о котором первоначально шла речь в СМИ, находится не в лучшем состоянии. Шесть лет назад на нем произошел взрыв в Полтавской области, притом ряд участков были ранее признаны аварийными.

В принципе, подобная ситуация максимально далека от нормальной. Судите сами. Местная ГТС – это не только общественно одобряемый предмет гордости каждого уважающего себя украинского политика, но и источник дохода в десятки миллиардов гривен в год. Кроме того, наличие транзитного коридора – важный рычаг влияния на международной арене.

Публично обозначаемая украинскими политиками важность ГТС настолько велика, что за последние пару лет лидеры этой страны неоднократно уверяли население в том, что если транзит газа прекратится, то Россия незамедлительно вторгнется на территорию суверенной и неделимой Украины.

Логично было бы предположить, что такое сокровище, которое и приносит деньги, и дает рабочие места, и самим фактом своего существования гарантирует суверенитет и территориальную целостность, местные власти будут беречь как зеницу ока, не жалея денег на ремонты и модернизацию. Но объективная действительность такова, что своевременные и в необходимом объеме ремонты проводились только при Советском Союзе, а все годы независимости «труба» была хронически недофинансированной.

При этом украинское руководство неоднократно объявляло, что альтернативные маршруты поставок российского газа, которые «Газпром» разрабатывал совместно со своими европейскими партнерами, – это чисто политические проекты, которые не имеют никакого экономического обоснования. Вся их суть – якобы обидеть Украину. И подобная риторика была придумана не в 2014-м, она активно используется с 1990-х годов, когда шла речь о строительстве газопровода Ямал – Европа.

В 2002-м Россия и Германия предложили Украине создать совместное предприятие, которое управляло бы ГТС и финансировало ее в должной мере. Но тогдашний президент Леонид Кучма поддался давлению оппозиции и от идеи консорциума отказался. После чего в нулевых годах было принято окончательное решение о строительстве первого «Северного потока».

Последние годы обличительная энергия украинских политиков и руководителей газовой отрасли была направлена против «Северного потока – 2». Доказательства бессмысленности этого проекта были просты и незамысловаты: желто-голубая ГТС может прокачивать в Европу 120 млрд куб. м, а через нее качают гораздо меньше, поэтому не надо строить обходные газопроводы, надо больше качать через Украину. Эту риторику с успехом использовали и США, объясняя Евросоюзу мнимую бессмысленность «Северного потока – 2».

От внимания как украинских, так и американских политиков ускользало, что старение ГТС в условиях недофинансирования создает риск для энергобезопасности ЕС, так как в какой-то момент Украина просто физически не сможет выполнять взятые на себя обязательства по прокачке российского газа. А получаемые за транзит деньги тратятся на что угодно, кроме ремонта и модернизации газопроводов. Всё шло к тому, что в любой момент украинская труба, образно выражаясь, превратится в тыкву.

Последним украинским лидером, который озаботился вопросом о модернизации ГТС, был Виктор Янукович.

В 2011 году для оценки необходимых затрат на реконструкцию и модернизацию была привлечена международная консалтинговая компания Mott MacDonald, эксперты которой сообщили, что Украине необходимо вложить в «трубу» $4,8 млрд за семь лет (примерно $686 млн в год). Но даже такой относительно скромной суммы не нашлось.

Люди, пришедшие к власти после майдана, попытались переложить финансирование «трубы» на чужие плечи. В 2014-м они объявили о желании создать компанию-оператора ГТС Украины и продать 49% ее акций западным инвесторам. Очереди из желающих не выстраиваются до сих пор. А объем вложений в ремонт тем временем из года в год составляет не более 20% от необходимого.

Более того, руководство «Нафтогаза Украины» даже отменило ранее принятое решение о модернизации нескольких компрессорных станций из-за строительства «Турецкого потока». И правильно, зачем вкладывать деньги в развитие и честно конкурировать, если можно этого не делать. Если можно просто кричать на международной арене о надежности своей газотранспортной системы и изо всех сил требовать прекращения реализации «Северного потока – 2».

События последних недель снова породили в Евросоюзе не конструктивную дискуссию о необходимости заморозки «Северного потока – 2». Но громкая авария на ГТС Украины должна напомнить самым горячим головам о том, для чего создаются обходные газопроводы. Чтобы европейский покупатель получал свой газ, не думая о том, потянет ли дряхлая газотранспортная система Украины прокачку необходимого объема или не потянет.

К счастью, в следующем году «Газпром» получит право снизить поставки по украинскому коридору до рекордно низких 40 млрд куб. м в год. Такая низкая нагрузка немного продлит срок функционирования украинской «трубы». Но слишком долго без многомиллиардных вложений она не протянет.

Автор – аналитик, заместитель генерального директора Института национальной энергетики.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.

Александр Фролов
Газета «Известия», 08:00, 16.09.2020

Комментарии на Facebook.com
Добавьте «Абирег» в свои избранные источники
Вопрос недели
Как повлияет на белгородский аэропорт смена собственника?
Ничего не изменится
Деградирует и закроется
Откроются новые направления
Увеличится пассажиропоток
Предыдущий владелец пожалеет и выкупит обратно
 2106 
Защита: Введите код c картинки
Результаты
Комментарии к публикациям
кстати, тоже никогда не понимал восторга от воронежского хлеба, по-моему он не особо вкусный
ПОвар, 26.09.2020, 09:54:53
Зачем своя мука, если привозной хлеб из Оскола дешевле? Вы что в магазин не ходите. Такой бред говорите. Натёкших хб заводах только тараканы. Посмотри...
Василий, 25.09.2020, 22:45:49
Дело в том что хлебозаводы можно построить и новые в пригороде. Другой вопрос в том, почему закрылся данный бизнес, выходит производство хлеба невыгод...
Андрей, 25.09.2020, 19:29:33
Александр Афанасьев родился в 1979 году. В период с 1996-го по 2001-й служил в липецком УВД. После чего начал работу в ОАО В«Липецкий хладокомбинатВ»....
гражданин, 25.09.2020, 16:20:39
В«Юг TimesВ» ,которые публиковали в интернете тексты порочащие репутацию концернов. Дурно пахнет от такой прессы ...
Ростов, 25.09.2020, 13:31:36
Вредное производство?! Вы там не из района СК пишете, Патриот? Производство взрывоопасное, но жизненно важное. Миллионный город посреди аграрной облас...
П.К., 25.09.2020, 13:09:50
Патриот и ежик, посмотрите в корзинки нашего нормального мира в магазинах, о каких прожектах вы говорите, город бедный, только восстановление производ...
Воротников, 25.09.2020, 11:41:49
СВЕЖИЕ НОВОСТИ НА ПОЧТУ

ZHD

Русфонд Воронеж

Orphus

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru

IOS Android
Картотека
Группа Абирег использует систему проверки контрагентов Картотека.ru
Создание сайта - "Алекс"

Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU)
Воронеж т.ф.+7 (473) 212-02-88
Липецк т. (4742) 90-06-85, Курск т. (4712) 36-00-87
Орел т. (4862) 78-12-64, Тамбов т. (4752) 43-54-61
Белгород т. (4722) 50-05-84,  Москва т. (495) 560-48-82
info@abireg.ru