До конца года несостоятельными могут быть признаны около 22 тыс. предпринимателей, пишут «Известия».
В этом году произошел резкий рост банкротств граждан. По данным «Федресурса», за январь-август 2020-го показатель увеличился почти на 62% – до 64 тыс. граждан. Как пояснили «Известиям» эксперты, «виновниками» всплеска стали индивидуальные предприниматели, которые проходят процедуру банкротства как физлица. Это существенно искажает статистику по краху микробизнесов. Как показал глубинный анализ Seldon (компания, специализирующаяся на big data) на основании данных «Федресурса» и ФНС, за восемь месяцев 2020 года заявления о банкротстве подали почти в 20 раз больше ипэшников, чем показывает официальная статистика. По итогам года несостоятельными могут быть признаны около 22 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Переобувшиеся
Пандемия и ограничительные меры больно ударили по российскому бизнесу. Однако многим компаниям, как ни странно, удалось уберечься от разорения. Так, согласно данным Seldon, за период с января по август 2020 года было начато банкротство 6,9 тыс. юрлиц, что на 23,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Кстати, показатель несостоятельности компаний падает уже несколько лет подряд.
Руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов объясняет это дороговизной процедуры банкротства для юрлиц и тем, что процедура не несет функции оздоровления, поскольку больше 97% компаний в итоге ликвидируются.
– Из-за субсидиарной ответственности собственники бизнеса не рискуют объявлять банкротство, а кредиторы не хотят тратить деньги на эту процедуру, точно зная, что у компании не осталось ценных и ликвидных активов после так называемого контролируемого банкротства, когда меняются собственники на фиктивные лица, а деятельность практически прекращается, – подчеркнул эксперт.
Другое дело ИП, для которых с 2015 года принята упрощенная процедура признания несостоятельности как для физических лиц. Кроме того, с 2014-го наблюдается заметный рост общего числа действующих ИП, а вслед за этим закономерно увеличивается и количество банкротств.
За восемь месяцев 2020 года, согласно данным Seldon, заявления о банкротстве подали свыше 15 тыс. ИП, что на 33,7% больше, чем за аналогичный период 2019-го. Минимальная точка была пройдена в апреле, когда количество банкротств составило 472. Что, естественно, объясняется режимом ограничения работы судебных органов. После этого показатель вновь резко начал расти, а в августе он заметно превышает «докарантинные» уровни.
Интересно, что эти показатели расходятся как с официальной статистикой ФНС, так и с сообщениями арбитражных управляющих на проекте «Федресурс». Так, в налоговой службе «Известия» проинформировали о том, что за I полугодие 2020 года ведомством было подано 199 заявлений о признании ИП несостоятельным (банкротом) против 274 штук за аналогичный период 2019-го. В «Федресурсе» «Известиям» рассказали, что за январь-август 2020 года количество банкротств индивидуальных предпринимателей составило 874 штуки. Это на 8,6% меньше, чем в январе-августе 2019-го.
Но расхождение в данных имеет свою причину. Как пояснил «Известиям» банкротный юрист Михаил Алексеев, подавляющее большинство ИП сначала подают документы на прекращение деятельности, а потом банкротятся уже как физлица. По его словам, в статистику именно ИП, как правило, попадают те предприниматели, процедуру банкротства которых инициируют кредиторы.
– Не исключено, что часть граждан, занимающихся бизнесом, попали в категорию обычных физических лиц в процедуре банкротства, – согласен руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин. – В целом популярность банкротства среди физлиц и ИП растет с момента появления этого механизма в октябре 2015 года благодаря тому, что управляющие и профессионалы ранка нарабатывают практику и совершенствуют технологии. Для всех категорий банкротов завершение процедуры списанием долгов дает возможность нового экономического старта.
Именно переходом в другую категорию можно объяснить резкий всплеск банкротств физлиц в этом году. По данным «Федресурса», за восемь месяцев 2020-го численность несостоятельных граждан увеличилась почти на 62% по сравнению с прошлым годом – до 64 тыс. человек.
Пошли на рекорд
Проблема в том, что такое смешение не позволяет понять реальные проблемы маленьких частных бизнесов. По прогнозу Seldon, в очищенном варианте по итогам года численность банкротов среди ИП может достичь почти 22 тыс. человек.
– Этот прогноз отражает реальную картину сегодняшнего дня. И связано это с аккумулированием проблем микро- и малого бизнеса с начала периода изоляции, которая прежде всего ударила по сфере услуг и ритейлу – именно в этих сегментах отмечается наибольшая концентрация ИП. Ситуация, в которой они оказались, практически полностью «обнулила» выручку и в незначительной степени позволила снизить издержки. А учитывая, что микробизнес, работающий в сфере услуг, как правило, не в состоянии создать финансовую подушку, попадание в такого рода «ножницы» и вызвало столь массовое количество банкротств, – прокомментировал доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова Олег Чередниченко.
По его мнению, разорение, с которым столкнулись сейчас ИП, – это печальная реальность для тех игроков, которые по тем или иным причинам не смогли (или не захотели) переориентироваться в онлайн-формат, применение которого требуют сегодняшние обстоятельства.
Действительно, как подтверждают данные Seldon, среди индивидуальных предпринимателей наибольшее число банкротств в 2020 году пришлось на оптовую и розничную торговлю. В лидерах среди регионов вновь, как и в прошлом году, оказались Москва и Московская область, а также Краснодарский край и Свердловская область, однако в этот раз в топ-5 не попал Санкт-Петербург, который уступил свое место Башкортостану.
– Эта республика в последние годы показывала динамичные темпы развития и рост числа бизнесов. При этом, поскольку экономика региона сильно связана с ТЭК, который пострадал от снижения цен на нефть и ограничений добычи в рамках сделки ОПЕК+ в начале года, увеличилось и число банкротств, – пояснили «Известиям» в компании.
Там также сообщили, что Республика Адыгея оказалась в числе регионов с наибольшим темпом прироста банкротств как юрлиц, так и ИП. Кроме нее, в лидерах Карачаево-Черкесия, Дагестан и Тамбовская область. Рост количества банкротств индивидуальных предпринимателей в этих регионах составил более 100%. Однако стоит принять во внимание, что абсолютные показатели в них невелики и не превышают 100 случаев за восемь месяцев, уточнили в компании.
Анна Каледина
Газета «Известия», 00:01, 18.09.2020