Воронеж. 05.11.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Раньше Тамбовская область ассоциировалась с чем-то вроде «криминального анклава», где всё решали сила и договоренности уголовных авторитетов. Сегодня же это обычный стабильно развивающийся российский регион, где, правда, криминальные связи не сошли на нет. Но всё же большее влияние имеют аппаратный и политический вес. Не последнюю роль играют и хорошие отношения с силовыми структурами. Разгребающая «наследие» прошлого Тамбовская область выходит на новый уровень, на котором важные вопросы (как в бизнесе, так и в политике) решаются на договорной основе (пусть даже и неофициальной). В традиционном обзоре Рейтинга «Абирег» освежил состояние основных движущих сил Тамбовской области.
Важной фигурой в любом регионе является губернатор. Он задает тон развитию территории и является главным публичным лицом, который получает все лавры или, наоборот, становится крайним. В разные периоды влияние губернатора то ослабевает, то набирает обороты. Вокруг него формируется окружение, которое сложно назвать кланом в классическом понимании этого слова. Скорее всего, речь идет о группах интересов или команде, на каждого члена которой есть определенные рычаги давления. И глава администрации Тамбовской области не исключение. Слухи о возможной отставке Александра Никитина распространяют на протяжении всего его «правления». Тем не менее, слухи остается слухами: глава администрации работает на своем посту, даже потеряв нескольких членов команды. Разговоры об уходе господина Никитина активизировались после возбуждения уголовных дел в отношении его теперь уже бывших заместителей. Но результаты прошедших выборов говорят об обратном: в ближайшее время провожать главу региона в отставку не стоит. Победу Александра Никитина можно назвать безоговорочной, так как он набрал почти 80%. Всегда находятся те, кто выражает сомнения в итогах голосования, но, очевидно, что с таким результатом не побеждают губернаторы с низким политическим весом и перспективами. У Александра Никитина есть как крепкая команда в регионе, так и хорошая поддержка в федцентре.
Основной публичной фигурой «губернаторского клана» является замглавы Олег Иванов (2-е место). По сути, это второй человек в регионе. Аккуратный и профессиональный управленец он вместе с господином Никитиным руководит регионом. Хотя то и дело ему прилетают обвинения в игре на сторону. Так, после выборов господину Иванову приписали победу «Родины». По мнению некоторых наблюдателей, он действительно мог приложить к этому руку, но делал это в интересах «партии власти» и на особых договоренностях.
Прошедшие выборы показали, что в Тамбовской области постепенно формируется еще одна политическая сила. Пусть даже, по мнению некоторых экспертов, и контролируемая властью. Но нередко сюжет фильма разворачивается так, что собственноручно созданное оружие убивает своего же создателя. Теперь в городской думе Тамбова преимущественное большинство у партии «Родина», которая не хочет связывать свою победу с договоренностями с губернаторской командой. Председатель регионального отделения, бывший мэр облцентра Максим Косенков во время подготовки Рейтинга уже занял пост первого замглавы города и после отставки Наталии Макаревич возглавил администрацию Тамбова. Господин Косенков является той яркой и уже довольно публичной фигурой, вокруг которой может сплотиться элита, не принимающая губернатора. В биографии экс-мэра (руководил администрацией в 2005-2008 годах) есть криминальные пятна, которые не мешали ему думать о возвращении к власти. Он был осужден по делу о похищении человека, но затем в 2014 году вышел по УДО. В глазах местного населения он, скорее всего, мученик, которого сместили с поста той самой «уголовкой». Спустя два года после освобождения он возглавил тамбовское отделение «Родины». Эксперты рейтинга влиятельности подтверждают растущее влияние Максима Косенкова. Если в 2018 году он оказался за рамками золотой середины, то в «свежем» исследовании политик разместился на 28-й строчке. При этом у него нет ни одной отрицательной оценки.
Стоит также упомянуть о так называемом «мусорном клане» региона. Один из его ярких представителей – совладелец мусороперерабатывающего комплекса «Комэк» Игорь Блюм (54-58-е место). В прошлом году бизнесмен вышел из рядов «Единой России» и отказался от депутатского мандата. Теперь господин Блюм возглавляет тамбовское отделение Партии роста. Смена политической ориентации благополучно отразилась на его рейтинге. Чуть позади оказался его коллега – генеральный директор ООО «Тэко-сервис» Алексей Плахотников (68-70-е место). Компания зашла в Липецкую область, где по поводу ее работы было много нареканий, впрочем, как и в родном регионе, в котором оператор теряет рынок. Намного увереннее на политической арене чувствует себя связующее звено этого альянса – отец бизнесмена и глава Котовска Алексей Плахотников-старший (8-е место).
Пертурбация произошла в силовом блоке региона, который традиционно имеет сильное влияние. Прежний начальник УФСБ по Тамбовской области Игорь Голдобин (4-е место в 2019-м) покинул пост, который он занял почти одновременно с назначением Александра Никитина. Одной из важных заслуг силовика было освобождение региона от известного местного клана Джамала Шамояна. И, по мнению экспертов, ему почти удалось изгнать из области дух «лихих девяностых». Коллеги господина Голдобина всегда были чуть в его тени. Новому начальнику Михаилу Подгрушному (23-е место) пока не удалось обеспечить себе такую же влиятельность, считают эксперты. Среди тамбовских силовиков наибольший вес сейчас у начальника УМВД Николая Скокова (11-12-е место), хотя укрепил свои позиции и руководитель СУ СК по Тамбовской области Александр Полшаков (15-19-е место). Господину Подгрушному и новому прокурору Николаю Савруну (29-е место) только предстоит сформировать вокруг себя круг верных по духу, а не по должности соратников и найти общий язык с коллегами, которые уже давно обосновались в регионе.
Один из экспертов «Абирега» отметил, что у рейтинга влиятельности Тамбовской области большая привязка к должностям, что отчасти не позволяет увидеть реальную картину. Не можем не согласиться с ним, ведь именно этим и отличается регион от своих соседей. Например, в Воронежской и Липецкой областях расстановка сил осуществляется всё же более неформально, чем в Тамбовской. Отсюда выделить какие-либо кланы или группы интересов в бизнес-среде не так-то просто. В АПК есть крупные игроки, интересы которых выходят за рамки региона. Каких-то более-менее очерченных клановых формирований вокруг них в Тамбовской области не наблюдается. Всё же сегодня люди бизнеса стараются не связывать себя семейными узами (если речь идет не об очень близких родственниках) и не подкрепленными договорами обязательствами. Почти аналогичная ситуация складывается и в строительной сфере. Конечно, есть игроки и аффилированные с ними лица, которые получают крупные госконтракты и поблажки, но в регионе всё еще помнят скандальный клан Шамоянов и не рискуют повторять его судьбу.
У Тамбовской области есть все задатки для того, чтобы пойти по так называемой системе сдержек и противовесов, когда в регионе формируются несколько влиятельных сил, которые могут договариваться, а семейные кланы окончательно заменяют более динамичные группы интересов.