Up

WorldClass

26 сентября 2021, 19:27
Экономические деловые новости регионов Черноземья
16+

Отель Марриотт

HeadHunter

Главная / Без купюр / Газета «Известия» // Бес скидок: ФАС сочла преференции лоукостерам в аэропортах законными

01.06.2021, 15:05

Газета «Известия» // Бес скидок: ФАС сочла преференции лоукостерам в аэропортах законными

Низкобюджетные перевозчики обслуживаются в алтайской авиагавани в четыре раза дешевле конкурентов, пишут «Известия».

ФАС не увидела нарушения антимонопольного законодательства в том, что аэропорт Горно-Алтайска предоставил преференции авиакомпаниям-лоукостерам. Алтайская авиагавань первой в России прописала в положении о скидках особые условия для лоукостеров в целях стимулирования других авиаперевозчиков к снижению стоимости авиабилетов. При этом российское законодательство не содержит четкого определения термина «лоукостер». S7 Airlines усмотрела в этом нарушение и пожаловалась в местный ФАС, сообщили «Известиям» в компании. Стремление администрации аэропорта повлиять на цены может нести в себе признаки злоупотребления доминирующим положением, ведь аэропорт Горно-Алтайска является безальтернативным для перевозчиков в данном регионе, считают юристы.

Усмотреть нарушение

Авиакомпания S7 Airlines пожаловалась в управление ФАС по Республике Алтай на аэропорт Горно-Алтайска (принадлежит АФК «Системе» и структуре Сбербанка «СБК Баланс» в пропорциях 60 на 40%). Поводом стали преференции на наземное обслуживание, которые аэропорт предоставляет лоукостерам.

Алтайская авиагавань отказала S7 Airlines в предоставление скидок на обслуживание воздушных судов и призвала авиакомпанию «снизить цены до уровня лоукостера», чтобы она имела возможность претендовать на получение скидок, сказал «Известиям» представитель S7. Хотя в тот момент, когда компания просила скидок, в маркетинговой политике аэропорта не было зафиксировано условие «лоукостер». S7 после этого обратилась в местное управление ФАС, которое не увидело нарушения в действиях аэропорта. В конце апреля преференции для лоукостеров были формально закреплены в положении о скидках авиагавани.

– УФАС по Республике Алтай не усмотрел нарушений в действиях аэропорта. ФАС России также отказал S7 Airlines в возбуждении дела по жалобам на маркетинговую политику аэропорта прежней редакции, – заявил представитель S7 Group.

Анализ предоставления скидок аэропортом Горно-Алтайска проводило Алтайское республиканское УФАС России, сказали «Известиям» в пресс-службе ФАС, уточнив, что нарушений законодательства действительно не было выявлено. Там добавили, что в случае несогласия с решением антимонопольного органа заявители могут обжаловать его в апелляционной комиссии ФАС или обратиться в суд.

Кроме S7 в Горно-Алтайск летают авиакомпании «Победа», «Аэрофлот», «Уральские авиалинии» и Nordwind. На запрос «Известий» они не ответили. Не дал комментариев и алтайский аэропорт.

Непрозрачное предложение

Аэропорт Горно-Алтайска первым в России прописал в положении о скидках особые условия для лоукостеров. Авиагавань преследует цель простимулировать всех перевозчиков к снижению тарифов, говорится в ее маркетинговой программе: «Авиакомпаниям-лоукостерам, выполняющим регулярные рейсы в Горно-Алтайск по тарифам для пассажиров ниже, чем на железнодорожном транспорте, устанавливаются не только скидки на постоянной основе, но и применяется пакетное соглашение».

Пакетное соглашение дает возможность аэропорту сделать любое предложение авиакомпании, так как оно непрозрачно – без четких границ дисконта и явных параметров соответствия, сказал «Известиям» источник в крупной российской авиакомпании. По его словам, такие скидки получает только «дочка» «Аэрофлота» – лоукостер «Победа». Преференции позволяют перевозчику обслуживаться в алтайском аэропорту в четыре-пять раз дешевле конкурентов, уточнил собеседник.

– В Горно-Алтайске составляющая аэропортового обслуживания в стоимости билета вылетающего пассажира – около 2,5 тыс. рублей по прейскуранту. Если лоукостер снижает ее до 500 рублей на пассажира, то на его рейсы начинается переток пассажиров от конкурентов, – пояснил источник «Известий» в крупной авиакомпании.

Наземное обслуживание авиакомпании в аэропорту составляет в себестоимости перевозки 16–20% в зависимости от дальности полетов, говорит исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Нечеткие критерии

В положении о скидках аэропорт не установил четких критериев, когда авиакомпания признается лоукостером и получает соответствующие преференции, говорит представитель S7 Group. Единственным условием для их получения является такая формулировка: «Лоукостер – авиакомпания, выполняющая полеты по тарифу для пассажиров ниже, чем на железнодорожном транспорте». При этом железной дороги в Республике Алтай нет, и поездом до ее столицы добраться нельзя. Ближайший ж/д вокзал находится в другом регионе – в Алтайском крае, в городе Бийск (от него до аэропорта Горно-Алтайска по дороге 100 км).

– Это условие может быть выполнено совершенно по-разному: по данному тарифу можно продавать всю емкость воздушного судна, а можно только одно-два места. Способ определения железнодорожного тарифа не прописан, хотя он постоянно меняется в зависимости от дат и глубины покупки. Что происходит со скидками, если тариф лоукостера в какие-то даты превышает железнодорожный? Идет ли сравнение с плацкартом, купе или СВ? – задается вопросом представитель компании.

У S7 Airlines текущие тарифы ниже железнодорожных, поэтому действие новой политики аэропорта должно распространятся также на нее, и для этого не требуется снижать стоимость авиабилетов, сказали «Известия» в компании, уточнив, что полеты в аэропорт Горно-Алтайска авиакомпания выполняет в штатном режиме.

Признаки злоупотребления

На сегодняшний день российское законодательство не содержит четкого определения термина «лоукостер», говорит управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт.

– Отнесение авиакомпании к числу лоукостеров носит исключительно маркетинговый характер, и таковым может назвать себя на законных основаниях любой авиаперевозчик вне зависимости от проводимой им ценовой политики, – указывает юрист.

Эксперт пояснил, что администрация аэропорта не вправе относить ту или иную компанию к числу лоукостеров, основываясь на собственном мнении, и должна предоставлять льготу неограниченному кругу компаний, которые удовлетворяют требованиям. Смысл льгот в том, что они предполагают установление известных всем заинтересованным лицам критериев, соответствие которым формирует основание для предоставления преимущества, дополнил он.

В качестве критерия отнесения компании к числу лоукостеров назвать стоимость железнодорожного билета нельзя, потому что это значение динамически меняется и во времени, и в зависимости от условий перевозки пассажиров: билеты на один и тот же поезд в зависимости от класса вагона и скидок могут существенно отличаться, объясняет юрист. По его словам, тогда должно быть указано конкретное значение стоимости такого билета либо промежуток времени, в течение которого продавались билеты, цены на которые являются критерием для предоставления льготы или отказа.

– Само стремление администрации аэропорта, являющегося для перевозчиков безальтернативным в данном регионе, повлиять на цены может нести в себе признаки злоупотреблением доминирующим положением, направленным на вмешательство в ценовую политику авиакомпаний, – считает Павел Иккерт.

По его словам, вызывает сомнение факт законности вмешательства администрации аэропорта в рыночные механизмы ценообразования. Юрист указал, что это прерогатива рынка, в исключительных случаях уполномоченных органов государственной власти, к числу которых администрация аэропорта не относится.

Максим Талавринов
Газета «Известия», 10:01, 01.06.2021

Комментарии 0
СМИ2
TOP100

ПрессИндекс

Самое читаемое

Промышленный форум