22 ноября 2024, 20:01
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Ограничение свободы губернаторов, приход «варягов» и новый управленческий стандарт – эксперты об открытии «школы мэров»

20.04.2023 18:40
Автор:
Ограничение свободы губернаторов, приход «варягов» и новый управленческий стандарт – эксперты об открытии «школы мэров»

Воронеж. 20.04.2023. ABIREG.RU – Аналитика – На заседании президентского совета по развитию местного самоуправления объявили о создании «школы мэров» по аналогии со «школой губернаторов», выходцами которой стали многие главы регионов Черноземья, среди них Роман Старовойт, Вячеслав Гладков, Максим Егоров и др. В рамках нового проекта планируют обучать управленцев, которые потенциально могут возглавить крупные муниципалитеты, об этом сообщали «Ведомости». В связи с этим «Абирег» узнал у экспертов, для чего нужна эта «школа», сможет ли она стать такой же эффективной, как и «школа губернаторов», а также будет ли проект способствовать развитию системного подхода у градоначальников на местах.

Политолог Владимир Слатинов, отвечая на вопрос «Абирега», проводит значимую параллель со «школой губернаторов», которая стала одним из немногих удачных проектов в сфере государственного управления. По мнению эксперта, проект оказался органичным для вертикального управления страной, которое сложилось в стране за последние годы. «Теперь появилось желание масштабировать этот проект на другие сферы управления, и первой, естественно, стала сфера управления городами, так и появилась «школа мэров», – конкретизировал эксперт.

Он отмечает, что благодаря новой школе возникнет некий резерв из людей, которые будут отобраны и профессионально подготовлены для управления городами. «Они будут устоявшимися управленцами, а не случайными людьми. Выстрелит ли эта идея? Сказать сложно. Успех модели губернаторского проекта не означает, что масштабирование этой идеи со «школой мэров» будет таким же успешным», – отмечает Владимир Слатинов.

Помимо этого, политолог отмечает два существенных минуса нового проекта. Первый – новых градоначальников будут готовить на уровне федерального центра, следовательно, появятся ограничения для губернаторов на местах с точки зрения свободы кадровой политики.

«Губернатору нужен свой мэр. Идея активной кадровой политики через формирование общероссийского резерва ограничит свободу губернаторов, они потеряют важный ресурс – расстановку кадров. Думаю, возникнет немало напряжений, а может, и конфликтов», – конкретизировал эксперт.

Второй и немаловажной проблемой эксперт отметил приезд в регионы «мэров-варягов». «Население видит, как сначала на региональном уровне, а потом на муниципальном происходит довольно заметный процесс прихода людей со стороны. Абсолютно уверен, что людей это будет раздражать. Если это приобретет массовой характер, мы увидим нарастание претензий со стороны населения, так как муниципальная власть, более приближенная к людям, должна быть местной», – добавляет господин Слатинов.

Политолог также отметил, что мэры облцентров Черноземья показали себя опытными кадрами. «Вадим Кстенин (мэр Воронежа) – человек, обладающий серьезными компетенциями в сфере муниципального управления. Игорь Куцак (Курск), у которого есть профильное образование и опыт работы чиновником федерального и регионального уровней, прошел через много должностей в сфере публичного управления. Валентин Демидов (Белгород), мэр-варяг, однако человек с очень солидным опытом муниципального управления. Максим Косенков (Тамбов) прекрасно знает город и системное управление. Что касается Евгении Уваркиной (Липецк), здесь есть вопросы. Человек занимался бизнесом, ее направили в город в рамках губернаторской установки. Глава региона хотел, чтобы люди с типом мышления бизнесмена работали в сфере государственного и муниципального управления», – отмечает Владимир Слатинов.

Подводя итоги, Владимир Слатинов отмечает, что система обучения «школы» отчасти может решить вопрос отсутствия системного подхода у начинающих кадров. «Людей готовят профессионально, прививают компетенции, расширяют их интеллектуальный горизонт, однако обратной стороной станет наличие подготовленного резерва людей, чужих для тех городов, в которые они будут отправляться. Проблема в этом плане серьезная», – добавляет эксперт.

В свою очередь, генеральный директор «Геном.Медиа» Дмитрий Федечкин отмечает, что людей, считающих себя управленцами, у нас достаточно, а профессиональных управленцев не хватает. Он убежден, что новая «школа» – инструмент, в котором задается некий современный российский управленческий стандарт. «Запустив такой инструментарий, государство рассчитывает в течение непродолжительного срока получить потенциально хороших управленцев, с новыми стандартизированными знаниями, которые не просто прослушали курс, а еще и экзамены сдали», – отмечает эксперт.

Говоря о численности «учеников», которые после обучения смогут попасть в кресло мэра, господин Федечкин убежден, что этот процент постепенно будет приближаться к 100. «Еще раз подчеркну, будет, как в современной школе: не сдал ЕГЭ – не попал в вуз, также будет и с мэрами», – конкретизировал Дмитрий Федечкин.

Он считает, что «школа мэров» будет способствовать омоложению в тех федеральных округах, где средний возраст управленцев более 55 лет. «В этом плане показатели Черноземья достаточно хорошие, я бы даже сказал, слишком», – добавляет эксперт.

Подводя итоги, эксперт отмечает, что «школа мэров» обязана помочь в развитии системного мышления у потенциальных мэров наших городов. «Важно помнить, что школа мэров – всего лишь инструмент, которым нужно комплексно воспользоваться. Примеров масса, можно быть отличным технократом, но провалить внутреннюю политику и утонуть в межэлитных разборках...» – отметил господин Федечкин.

Эксперт по региональным коммуникациям Илья Ананьев убежден, что открытие «школы мэров» появились не из-за нехватки управленцев. По его словам, это следование за тенденцией эффективного управления. «Там будут практики и для новых мэров, и для действующих сейчас. Школа дает хороший «фьюжен» теории лучших вузов страны, муниципальных кейсов, подходов к кризисам и нужной Кремлю централизации. В этом есть плюсы», – конкретизирует эксперт.

Говоря о критериях эффективности подобных «школ», господин Ананьев дает аккуратную оценку всех составляющих компонентов в успешных губернаторских и мэрских практиках, среди них: наличие бюджета, коммуникации с центром, умение взаимодействовать с элитами и жителями, принимать решение на основе рациональности, а не на интуиции и прошлых опытах.

«Возьмите опыт губернаторов эпохи новых назначений через «школу» и даже по срокам пребывания на посту, и вы поймете, что за одной партой в Кремле сидят и середнячки, и отличники и, увы, «второгодники», – добавляет эксперт.

На вопрос «Абирега» о необходимости обучения военных кадров в «школе мэров», эксперт отмечает, что это тренд в коммуникациях государства и населения, он выгоден обеим сторонам в моменте. Новые «военные политики» получают возможность реализации социального статуса, решения проблем товарищей по оружию. «Это временная история. СВО закончится – и появится новый вектор. Государство мягко отправит «людей СВО» в другие компетенции, а на их места придут фавориты обновленной эпохи», – отмечает господин Ананьев.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0