Белгород. 17.11.2017. ABIREG.RU – Аналитика – Громкую отставку Александра Гнедых, мэра второго по значимости города Белгородской области Старого Оскола, можно назвать одним из ключевых политических событий осени в регионе. В бизнес-элите оно вызвало даже больше оживления, чем переизбрание губернатора. Господин Гнедых стал третьим подряд мэром, досрочно сложившим свои полномочия. «Абирег» постарался разобраться, что стало причиной таких громких перестановок.
Внезапный «импичмент»
Первые предпосылки для нынешней отставки господина Гнедых возникли еще в июне этого года, когда на сессии горсовета Старого Оскола депутаты «неудовлетворительно» оценили работу главы округа по итогам 2016 года. По словам Александра Гнедых, для него такое решение было полной неожиданностью, потому что до этого никаких претензий к его работе никто не высказывал.
Тогда по итогам заседания депутаты направили главе округа 56 вопросов с требованием разъяснить ряд действий администрации. Формально именно эти вопросы стали поводом для отставки. Среди предъявленных претензий, в частности, значились просрочки по налоговым и социальным платежам от муниципальных предприятий, что приводило к штрафам и пеням. Главу упрекнули в возникновении задолженности по арендным платежам, которые в последнее время выросли, а также в несоблюдении условий аренды переданных участков. Кроме того, депутаты посчитали, что Александр Гнедых не исполнял свои обязанности по содержанию дорожной сети.
Попутно в региональной правительственной прессе стали появляться публикации, которые выявляли недоработки местного главы и его администрации. Поднималась тема обманутых дольщиков, стихийных рынков, а также «несправедливых» распределений участков под многоквартирную застройку.
В октябре, уже после выборов городского совета депутатов третьего созыва, инициативная группа народных избранников направила письмо с предложением удалить главу округа в отставку. Изначально это предложение поддержали 13 депутатов, в повторном обращении подписи поставили 18 народных избранников. На сессии 15 ноября господина Гнедых официально отправили в отставку. Таким образом, на всю кампанию по отставке старооскольского градоначальника понадобилось менее полугода.
Отставной мэр Гнедых приоткрыл карты
Если изначально, после предъявления претензий депутатов, Александр Гнедых старался по пунктам отвечать на конкретные вопросы (по задолженности района, по социальным обязательствам и состоянию дорог), то на сессии, где рассматривалась его отставка, он изложил самую суть конфликта.
Господин Гнедых признался, что позвали в район его хорошие знакомые, бизнесмены Сергей Гусев, Игорь Барщук и Геннадий Щербина (все трое являются депутатами областной думы). Заручившись политической поддержкой губернатора Евгения Савченко и обещаниями помощи со стороны бизнесменов, он сменил работу в администрации Ленинградской области на Старый Оскол, пройдя все этапы прямых всенародных выборов главы округа.
Перед господином Гнедых стояла задача решить множество накопившихся проблем, связанных в основном с нехваткой денег. Он отметил, что была договоренность, согласно которой собственники крупных оскольских предприятий помогут в решении проблем и будут жертвовать на помощь городу около 2% от фонда заработной платы предприятия. Но Гнедых обещанной помощи не дождался.
По его словам, он вынужден был разработать другой механизм привлечения денег от бизнеса и согласовал его с губернатором Евгением Савченко.
«Учитывая прежнее нахождение на высоких государственных должностях, я знаком с предпринимателями разного уровня: с богатыми, очень богатыми и сверхбогатыми людьми. Я выстроил с ними хорошие служебные и личные взаимоотношения. Когда я готовил программу для губернатора, мне пришлось съездить в Москву, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Сочи, Петрозаводск. Пообщался с бизнесменами, и они готовы были часть своего бизнеса поставить на налоговый учет в Старом Осколе и налог на прибыль платить на территории Белгородской области», – заявил Гнедых.
При этом с главой региона они якобы условились, что Старый Оскол сможет претендовать на половину налогов, которые будут платить «переехавшие» в налоговую юрисдикцию Белгородской области компании.
«Когда за первый квартал соответствующего года мы подсчитали, сколько эти новые предприятия заплатили налогов, я взял подтверждающие документы в налоговой инспекции, где компания была зарегистрирована раньше, и в Старооскольском округе. С этой справкой поехал просить договоренных 50%. Я не могу подробно говорить, что там произошло, но дело закончилось тем, что в отношении начальника налоговой инспекции города Старый Оскол назначили служебную проверку за то, что она дала информацию по налогам, которые не входят в компетенцию муниципалитета», – заявил господин Гнедых.
В итоге основной причиной своей отставки сам Александр Гнедых называет то, что он «активизировал действия по перераспределению межбюджетных отношений и применению дополнительного норматива для Старого Оскола, для того чтобы увеличить поступления от собственных источников». Господин Гнедых посчитал, что в правительстве области не понравилась активность, с которой он взялся за это направление. По его словам, в мае этого года ему предложили досрочно сложить полномочия без объяснения причин. «Через два дня я дал ответ, что легко принимаю предложение губернатора, но мне помешало это сделать возбужденное в тот момент уголовное дело в отношении моего сотрудника (директора МУП «Гостиница «Русь»). Я сразу сказал, что как только это дело, которое завели незаконно и необоснованно, будет прекращено, в этот же день я и уволюсь», – сообщил господин Гнедых, добавив, что в настоящее время это дело прекращено.
Политолог Владимир Слатинов уверен, что главная причина отставки господина Гнедых в том, что он не оправдал ожидания ключевых бизнес-игроков, которые его и привели на должность мэра. Они же стали инициаторами его отставки. «Гнедых не вписался в белгородскую модель регионального управления. Она основана на том, что решение проблем территории реализуется в формате активного взаимодействия власти с ключевыми бизнес-игроками. Согласно модели, власть поддерживает дружественные бизнес-структуры. И те бизнесмены, которые инициировали отставку Гнедых, это еще и депутаты белгородской областной думы, которые имеют не только местное и региональное значение. И они нужны Савченко как партнеры для развития территории. Гнедых не вписался в эту модель. Такое случается. Я бы резюмировал так: не вписался в белгородский контент», – подытожил господин Слатинов.
Кроме того, политолог считает, что Евгений Савченко должен был как-то отреагировать на «тот болезненный укол, который случился в сентябре». Речь идет об итогах губернаторских выборов, на которых в Старом Осколе он проиграл коммунисту Станиславу Панову. «Ему нужна была какая-то политическая реакция на этот счет, чтобы показать, что такие «выпады» имеют последствия», – пояснил политолог.
Правовые нюансы отставки Гнедых
Напомним, что глава администрации Гнедых избирался всенародным голосованием. Согласно уставу города, отстранить его могли также по решению жителей округа на референдуме. Местные депутаты по инициативе бизнес-элит пошли другим путем. Они решили удалить мэра в отставку по положениям 131-ФЗ о принципах органов местного самоуправления. Но, как отметил на сессии горсовета депутат Анатолий Кондауров, и в применении этого закона допущена масса нарушений.
Одно из основных заключается в том, что удаление в отставку возможно после двух рассмотренных обращений депутатов, а по факту оно было только одно. По словам господина Кондаурова, первое совет депутатов не рассмотрел, так как господин Гнедых был в отпуске. Повторное можно вносить через два месяца – в декабре. К тому же он обратил внимание, что послужившая поводом для отставки аналитическая записка, которую дали на рассмотрение депутатам, была без автора, то есть никто не может проверить компетентность оценок.
Политолог Слатинов также считает формулировку причин отставки «вымученной»: «Ненадлежащее исполнение господином Гнедых своих обязанностей в течение трех и более месяцев». Это не совсем точно. В разных регионах были прецеденты, когда мэры не появлялись на работе месяцами, например орловский градоначальник господин Касьянов, когда против него возбудили дело в 2008 году, исчез на несколько месяцев».
По мнению политолога, в данном случае закон трактовали по-своему: «Даже если ты ходишь на работу, но чего-то не делаешь (причем это депутаты вместе с губернатором определили, чего не делал мэр), то, значит, не исполняешь обязанности по решению вопросов местного значения и отдельные госполномочия».
После решения об отставке господин Гнедых заявил, что готов бороться за справедливость и намерен отстаивать свою позицию в суде.
Для кого освободили место мэра Старого Оскола?
Стоит отметить, что теперь в Старом Осколе, как и в других муниципалитетах области, глава администрации не избирается народом, а назначается советом депутатов после конкурса. Собеседники «Абирега» не смогли точно ответить на вопрос, кто сейчас претендует на опустевшее кресло мэра.
По некоторым данным, в правительстве области обсуждают кандидатуру Александра Сергиенко, возглавляющего сейчас Белгородский район. В числе претендентов назывались также более весомые политические фигуры – бывший вице-губернатор Валерий Сергачев и его ставленница Ольга Павлова, которая сейчас руководит департаментом внутренней и кадровой политики области. Выдвинуть могут и одного из представителей крупных компаний. Так, ходят слухи о кандидатуре Ирины Дружининой – директора по социальным вопросам АО «ОЭМК» (входит в структуру холдинга «Металлоинвест»). Однако подтвердить ни одну из этих версий «Абирегу» пока не удалось.
Представители регионального отделения партии КПРФ в общении с «Абирегом» также заявили о намерении предложить своего кандидата. На фоне того, что на последних губернаторских выборах их кандидат Станислав Панов в районе получил более 40% голосов избирателей, они уверены, что их позиции в Старом Осколе довольно крепкие.