Белгород. 21.09.2018. ABIREG.RU – Аналитика – Тема пассажирских перевозок ожидаемо стала одной из самых обсуждаемых на первой сессии Белгородского городского совета шестого созыва, на которой депутаты избрали председателя горсовета и мэра города. Прошелся по ней и старый-новый градоначальник Константин Полежаев – причем с шашкой наголо. «Абирег» решил вспомнить историю развития электротранспорта в Белгороде и его агонию последних пяти лет.
Еще будучи в статусе кандидата на должность главы администрации господин Полежаев заявлял, что его личное мнение состоит в том, что электротранспорт в Белгороде необходимо ликвидировать. Причиной тому затраты в 4 млрд рублей, которые необходимо понести на восстановление контактной сети и тяговых подстанций. Это сопоставимо с собственным бюджетом Белгорода.
Троллейбусная система Белгорода была запущена в эксплуатацию 3 декабря 1967 года. Троллейбус с номером 01 купили на средства от металлолома, собранного белгородскими школьниками. Через год после запуска в Белгороде с пяти утра до часа ночи ездили 50 троллейбусов. Расцвет электротранспорта в Белгороде пришелся на 1980-е. В городе тогда действовал 21 троллейбусный маршрут, на который выходили больше 150 машин.
До 2005 года в Белгороде действовали автобусная и троллейбусная автоколонны. После их объединения и начала «эры маршруток» стал наблюдаться постепенный упадок электротранспорта. В 2012 году троллейбусы перевозили 9 млн пассажиров в год.
В 2013-м при мэре Боженове для МУП «Городской пассажирский транспорт» (муниципальный автобусный и троллейбусный перевозчик) закупили 20 новых троллейбусов белорусского производителя «Витовт», которые понравились горожанам своим современным дизайном. Тогда особо подчеркивали введение экологически чистого транспорта – помимо троллейбусов, на линии вышли еще 105 новых муниципальных автобусов на газомоторном топливе.
В марте 2015 года МУП «ГПТ» и ООО «Сименс» подписали соглашение о сотрудничестве по итогам переговоров, проведенных по инициативе департамента экономического развития Белгородской области. Стороны обсудили возможность производства на предприятиях области компонентов и оборудования Siemens, а также модернизации троллейбусного оборудования и контактной сети Белгорода.
В январе 2016 года в Белгороде тестировали троллейбус на автономном ходу «Мегаполис», произведенный предприятием «Тролза» (Саратовская область), однако решение о покупке подобных машин не приняли. Несмотря на то, что для таких машин не нужна контактная сеть, в МУП «ГПТ» говорили о необходимости установки зарядных станций, что также обойдется недешево.
В попытках хотя бы немного заработать на умирающем электротранспорте МУП «ГПТ» начал предлагать услуги размещения рекламы на опорах контактной сети, аренды троллейбусов для свадеб, юбилеев, корпоративов: по 2,8 тыс. рублей в час за «Витовт», 2,15 тыс. рублей – за «Тролзу».
31 декабря 2016 года впервые за 49 лет ни один троллейбус в Белгороде не вышел на маршрут. В мэрии Белгорода заявили, что по многим направлениям жители предпочитают использовать дублирующие маршруты автобусов – так быстрее. За год в Белгороде было перевезено уже лишь 3 млн пассажиров (падение в три раза по сравнению с 2012 годом). Вследствие этого выручка от работы троллейбусов в общей структуре МУП «ГПТ» не превышала одной трети. Коэффициент загрузки троллейбусов (отношение количества выходов в рейс к количеству пассажиров) составлял 0,186 при норме 0,8-0,86. День работы троллейбуса обходился бюджету города в 8,7 тыс. рублей, а зарабатывала одна машина менее 5 тыс. рублей. При примерно одинаковой стоимости транспортного средства (около 8 млн рублей) у троллейбуса гораздо выше стоимость обслуживания, заявляли в мэрии. При этом о вопросе экологии на этом этапе уже говорить перестали.
В январе 2017 года соседи куряне объявили о том, что интересуются покупкой белгородского троллейбусного парка из 67 машин. Администрация Белгорода пояснила, что лишь занимается изучением спроса на троллейбусы. Хотя уже спустя месяц на торги были выставлены несколько единиц транспорта и якобы непрофильные недвижимые активы.
Пытаясь еще как-то исправить положение, в марте 2017 года мэрия запустила два экспериментальных троллейбусных маршрута с безналичной оплатой проезда. При этом стоимость была ниже, чем при оплате наличными – 10 вместо 15 рублей. Однако целью запуска безналичной системы была не столько забота о кошельках горожан, сколько контроль за выручкой МУП «ГПТ». Всё же наладить работу так и не получилось.
В апреле 2017 года департамент строительства и транспорта региона опубликовал новую схему движения автобусов и троллейбусов по Белгороду и Белгородскому району. Ее разработали совместно с мэрией областного центра и специалистами БГТУ им. В. Г. Шухова на основе исследования, проведенного белорусским научно-проектным предприятием «БелНИИПградостроительства» в 2013 году. Тогда даже предлагали продлить один из действующих троллейбусных маршрутов до пос. Северный. На фоне этих будущих преобразований долги перед поставщиками ресурсов у муниципальной транспортной компании всё росли.
По состоянию на январь 2018 года в Белгороде имелось 68 троллейбусов, действовало не более пяти стабильно работающих маршрутов (чуть больше, чем в 1960-е и в два раза меньше, чем в 1980-е). Ежедневный объем перевозки пассажиров – около 70 тыс. человек. Контактная сеть одна из самых длинных в России: 115 км в городе и 13 км – за его пределами.
В мае 2017 года в отношении МУП «ГПТ» был подан иск о банкротстве. Его инициировало ОАО «Белгородская сбытовая компания» из-за 7 млн рублей задолженности по договору энергоснабжения. К иску присоединилась ФНС: задолженность «Городского пассажирского транспорта» перед налоговой составила 88,7 млн рублей. Одновременно с иском налоговая служба подала ходатайство о принятии обеспечительных мер и требовала запретить Управлению Федеральной службы кадастра и картографии региона совершать сделки в отношении недвижимости МУП. Судя по тому, что в картотеке арбитражных дел от июля-ноября 2017 года есть иски от других муниципальных предприятий к МУП «ГПТ» о взыскании задолженности по беспроцентным кредитам, тогда дыры в бюджете перевозчика срочно затыкались за счет дружественных городских организаций.
В апреле 2018 года в отношении МУП «ГПТ» на срок до 20 июня была введена процедура наблюдения. В июне 2018 года СУ СК по Белгородской области по результатам прокурорской проверки возбудило уголовное дело по факту невыплаты заработной платы на местном МУП «Городской пассажирский транспорт». Сумма задолженности составляла 32 млн рублей. Дело возбуждено по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ («Полная невыплата заработной платы свыше двух месяцев»). В настоящее время, как следует из базы «Спарк-Интерфакс», в исполнительном производстве службы судебных приставов находятся более 500 дел о задолженности по зарплате. Общая сумма превышает 12,5 млн рублей.
Если говорить о финансовой стороне работы компании в последнее время, то в 2017 году выручка компании снизилась на 23% по сравнению с 2016 годом и составила 156 млн рублей, убыток хотя и уменьшился на 9%, но всё же превысил 100 млн рублей. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», с МУП «ГПТ» подлежат взысканию 108,5 млн рублей по исполнительным производствам, из них 17 млн рублей – по задолженностям за поставку энергоресурсов и т. д.
Основными «убийцами» троллейбусов города называют частных автоперевозчиков, например компанию «Белкомтранс», обслуживающую 20 городских и 54 пригородных автобусных маршрутов. Однако ходят слухи о том, что якобы «попытки» спасти муниципальный транспорт – не более чем игра на публику. По некоторым данным, рынок перевозок Белгорода курируют несколько юрлиц, принадлежащих партнерам Сергею Сидорову, Михаилу Несветайло и Владимиру Тебекину. И их задача состоит как раз в том, чтобы весь бизнес в этом сегменте был частным. Понятно теперь, почему экономические показатели «конкурирующего» ООО «Белкомтранс» в «плюсе»: выручка – 62 млн рублей, чистая прибыль – 41 млн рублей с ростом в 18-22% в год.
Есть предположение, что постоянные вливания в муниципальный транспорт обходятся городу слишком дорого. Потому, по всей видимости, именно работой с частными перевозчиками администрация Белгорода и займется. В программе Константина Полежаева все те же тезисы, что и три года назад: перевод всего транспорта на топливо стандарта Евро-4, диспетчеризация и соблюдение расписания движения, введение безналичной оплаты проезда. И всё же городским властям придется задуматься об экологии. Подводя итог первой сессии горсовета Белгорода шестого созыва, губернатор Белгородской области Евгений Савченко анонсировал региональную программу перехода на газомоторное топливо.