Воронеж. 21.01.2019. ABIREG.RU – Аналитика – Губернатор Воронежской области Александр Гусев провел заседание регионального совета по развитию агропромышленного комплекса, где были подведены предварительные итоги работы воронежского АПК за 2018 год и обсудили приоритеты господдержки села на 2019-й. Отрасль динамично развивается и уже давно является визитной карточкой области: доля АПК в валовом региональном продукте за последние три года увеличилась с 9% до 14,3%. А в 2018 году при новом губернаторе (очевидно, что не без помощи губернатора старого) господдержка отрасли увеличилась на треть – до рекордных 12,3 млрд рублей. Александр Гусев, выходец из промышленности, на совете наглядно показал, что в тенденциях и проблемах (а они есть, как у любого растущего организма) за год работы сумел достаточно детально разобраться и во всех «колхозных» спорах решающее слово остается за ним. Корреспондент «Абирега» понаблюдал за дележом бюджета в «прямом эфире».
Совет по АПК, основной задачей которого является открытое и гласное распределение госсубсидий, действует уже третий год. В его работе принимают участие все члены областного правительства, главы ведущих районов, депутаты-аграрии, представители крупнейших агрохолдингов, руководители филиалов уполномоченных банков (таковых в регионе девять) и председатель ассоциации фермерских хозяйств АКОР.
Заседание совета началось с «домашней заготовки» губернатора. В самом начале своего выступления («думаю, это самое лучшее место, где можно объявить») он озвучил неожиданное кадровое решение: председателем регионального департамента АПК, чья должность была вакантна с сентября, назначен 33-летний Алексей Сапронов, ранее работавший в департаменте транспорта и автомобильных дорог Воронежской области заместителем по экономике и финансам. По реакции руководителей департамента и аграрного вице-премьера Виктора Логвинова было видно, что данная рокировка оказалась для них сюрпризом. Дело в том, что, по информации «Абирега», должность руководителя департамента предлагалась сначала гендиректору «Молвеста» Анатолию Лосеву, а затем одному из руководителей «Эконивы» Роману Володину, но никто из них не согласился из-за существенного снижения зарплаты. Долгое время считалось, что единственным претендентом является первый замруководителя Александр Бочаров.
После вступительного слова губернатора совет продолжился двумя докладами – вице-премьера Виктора Логвинова, отрапортовавшего о предварительных итогах финансово-экономической деятельности за 2018 год, и заместителя председателя департамента Светланы Петровой, рассказавшей об основных подходах к господдержке сельхозтоваропроизводителей в 2019 году.
По информации вице-премьера, в воронежском сельском хозяйстве трудятся 146 тыс. человек (13,3% работающих), а производством сельхозпродукции в личных хозяйствах занимаются 470 тыс. человек. Общий объем произведенной сельхозпродукции области превысил отметку в 200 млрд рублей, совокупная прибыль отрасли – 12 млрд рублей при рентабельности 11,2% с субсидиями или 6,2% без них. Особо господин Логвинов отметил рост долгосрочной кредиторской задолженности в региональном АПК – на 13,5 млрд рублей по итогам девяти месяцев (с 69,7 млрд до 83,2 млрд рублей), что, по его мнению, свидетельствует о высокой инвестиционной активности в аграрном бизнесе региона. При этом отсутствует просроченная кредиторская задолженность, а 92% хозяйств закончили год с прибылью. По уровню господдержки АПК Воронежская область – лидер в масштабах страны (госсубсидии из федерального бюджета – 8,5 млрд рублей, в РФ занимает 2-е место; субсидии из областного бюджета – 1,9 млрд рублей, 3-е место в РФ). Всего в ушедшем году применялось 28 различных видов субсидий, которые получили свыше 1,5 тыс. юрлиц-сельхозтоваропроизводителей, 369 сельхозорганизаций, 820 крестьянско-фермерских хозяйств, 372 личных подсобных хозяйства и 17 перерабатывающих предприятий.
Наибольшая доля субсидий пришлась на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам – 5,5 млрд рублей (53% всех субсидий, свыше 500 получателей), на втором месте «единая субсидия» – 2,3 млрд рублей (22%, 1,1 тыс. получателей) и на третьем месте капексы (возмещение части затрат на создание новых объектов в АПК) – 1,7 млрд рублей (три юрлица, шесть объектов – пять молочных комплексов и одна теплица). 316 млн рублей ушло на повышение эффективности в молочном скотоводстве (3%, 129 получателей) и 278 млн рублей – на несвязанную поддержку на гектар в растениеводстве (2,7%, 752 получателя). 560 фермерам и другим малым формам хозяйствования досталось от государства 326 млн рублей.
Важнейшим нововведением 2018 года стало изменение правил льготного кредитования. Теперь уполномоченные банки самостоятельно кредитуют сельхозтоваропроизводителей по ставке не выше 5%, а государство возмещает им выпадающие доходы в размере ключевой ставки. В регионе за год был заключен 901 кредитный договор на общую сумму 65 млрд рублей, в том числе 711 краткосрочных (до года) на 39 млрд рублей и 190 инвестиционных на 26 млрд рублей.
В разрезе отраслей госсубсидии распределились так: 40%, или 4,1 млрд рублей, ушло на молочное скотоводство, 16%, или 1,7 млрд рублей, на мясное скотоводство (КРС). На остальные отрасли животноводства ушло еще 2,3 млрд рублей, или 23%. Таким образом, 79% дотаций в прямом смысле «съело» животноводство. Из оставшихся денег 17% ушло на поддержку растениеводства и еще 4% на развитие малых форм хозяйствования и техническую и технологическую модернизацию.
Планами на будущее субсидий для воронежского АПК поделилась зампред департамента Светлана Петрова. На 2019 год запланировано выделение субсидий в размере 7,53 млрд рублей, в том числе 5,07 млрд рублей из федерального и почти 2,5 млрд рублей из областного бюджета. В результате консолидации, проведенной Минсельхозом, останется пять направлений субсидирования. 341,5 млн рублей будет направлено на несвязанную поддержку в растениеводстве, в том числе впервые 10 млн – на органическое земледелие. 356 млн рублей пойдет на повышение продуктивности в молочном скотоводстве – так называемая субсидия на литр молока. Именно по этому виду субсидий давно идут самые жаркие споры среди молочников. Дело в том, что из-за опережающих темпов производства молока (с 470 тыс. тонн в 2014 году до 680 тыс. тонн в 2018 году, или 145%) в регионе (при неизменности общих лимитов субсидирования, утверждаемых Минсельхозом) фактический размер субсидии в пересчете на литр снизился за три года почти втрое – с 1,5 рубля до 63 копеек. В тех регионах, где надои меньше, денег на литр получают больше. То, что наказывают рублем именно лидеров, воронежских молочников явно не устраивает, но решения такого рода принимаются в Москве.
На возмещение процентной ставки по старым инвестиционным кредитам (до 1 января 2017 года, когда действовали иные правила субсидирования кредитов) из федерального бюджета будет направлено 2,3 млрд рублей, уровень областного софинансирования в этой части должен составить 980 млн рублей (в облбюджете пока запланировано 76% этой суммы).
Но наибольший интерес представляет так называемая «единая субсидия» (2,4 млрд рублей, в том числе 2 млрд рублей из федерального и 404 млн рублей из областного бюджета), вобравшая в себя 20 различных направлений господдержки, право распределять которую предоставлено областным властям. И хотя до заседания совета дважды собирался его президиум, где и проходила предварительная дележка денег, в действие после завершения доклада госпожи Петровой немедленно вступили лоббисты.
Первым по статусу был председатель аграрного комитета госдумы (и бенефициар крупнейшего ЗАО «Острогожсксадпитомник») Николай Гапоненко. Он напомнил, что, несмотря на 30%-й рост урожая новых садов (с 240 тыс. тонн в 2017 году до 360 тыс. тонн в 2018 году), потребность во фруктах и ягодах в регионе лишь на 65% обеспечивается за счет местных производителей. Многие мелкие производители закладывают сады только в расчете на субсидии, не ожидая особой экономической отдачи. По мнению Гапоненко, необходимо в первую очередь поддерживать тех, кто занимается более эффективными садами так называемого интенсивного типа, дающего наибольшую экономическую отдачу. Причем субсидии на гектар интенсивных садов должны втрое превышать субсидии для садов обычных. Других садоводов в зале не было, спорить было некому.
Еще одна тема, не вызвавшая принципиальных споров, но вылившаяся в длинную дискуссию, была поднята депутатом и владельцем «Агротех-гаранта» Александром Евсеевым – это возмещение части затрат на приобретение молодняка коров. Общий размер субсидий по этой статье увеличен почти вдвое – с 58 млн до 121 млн рублей, но сумма возмещения на одну голову – 30 тыс. рублей, – по мнению всех выступавших, слишком мала. Дело в том, что большое число коров заражено лейкозом (неопасным для человека заболеванием, отрицательно сказывающимся как на удоях, так и на приплоде). Это не какая-то региональная особенность. Коровий «рак крови» распространен во всем мире. Постепенная замена больного стада на здоровое – одна из важнейших задач у молочников. В результате споров предварительно договорились, не увеличивая общий размер статьи бюджета, увеличить в 1,5 раза сумму возмещения на одну голову. Таким образом, данный вид дотации получит лишь часть производителей, но те, кто ее получит, смогут полностью избавить свое стадо от заразы.
Отдельная дискуссия развернулась о коневодстве. Удвоить с 20 млн до 40 млн рублей размер поддержки отрасли попросил глава Бобровского района Анатолий Балбеков, на чьей территории расположены два существующих с середины XVIII века конезавода – Чесменский и Хреновской (оба когда-то принадлежали сподвижнику Екатерины II графу Орлову). «Это наша история, а экономики нам никакой нет». Губернатор усомнился, что воронежское коневодство можно считать отдельной отраслью сельского хозяйства: «Отрасль должна генерировать хотя бы 400 млн рублей выручки, а так речь идет о поддержке отдельных предприятий». Вопрос о коневодстве остался открытым, а разговор перешел в плоскость социальной проблематики. «Социальная составляющая – это самое важное для чего мы поддерживаем агробизнес. Должна быть не только экономика, но и комплексное развитие территорий, – резюмировал губернатор. – У нас есть предприятие, получающее около 1 млрд рублей субсидий, при этом налогов оно платит всего 200 млн рублей. Это скорее единичный случай, но он нам говорит о том, что мы не должны распылять бюджетные деньги, а направлять их туда, где будет генерироваться наибольшая отдача». Еще одной социальной проблемой, по мнению Гусева, является не самый высокий уровень оплаты труда в агропредприятиях (по этому показателю мы уступаем и белгородцам, и липчанам). Александр Викторович призвал собравшихся подумать, как увязать получение субсидий с ростом заработной платы.
После слово взял гендиректор «Молвеста» Анатолий Лосев. Глава компании, работающей в 30 регионах, подчеркнул, что ни в одной другой области нет такого внимательного отношения к агроинвестору, как в Воронежской области, а также отметил снижение дотации на литр молока. Объем производимого молока в регионе растет, а объем федеральной поддержки остается на прежнем уровне («наказывают тех, кто хорошо работает – справедливости нет»). Также господин Лосев напомнил, что «крепкие фермы, занимающиеся животноводством, – это один из ключевых резервов развития села». Гендиректор «Молвеста» поддержал идею областного депутата Александра Евсеева о дополнительном выделении средств на замену/увеличение стада, а также обещал допподдержку своим поставщикам-партнерам.
Кроме того, господин Лосев попросил губернатора рассмотреть возможность перекинуть часть денег по новой областной подпрограмме углубленной переработки продукции растениеводства (всего запланировано 800 млн рублей из облбюджета) на проекты по переработке молока: «Направление новое – у растениеводов банально может не хватить времени на подготовку проектов». Однако губернатор с этим не согласился. Сразу стало понятно, что это личная «фишка» Александра Викторовича, который за счет расщепления кукурузы и пшеницы на аминокислоты и биотопливо хочет выйти из незримой тени покровителя коров Гордеева. Впрочем, тренд на углубленную переработку зерновых, имеющую экспортные перспективы, очевидно, поддерживается из центра (пока, правда, не финансово).
Тема переработки плавно перетекла в тему энергообеспеченности на селе. Губернатор посетовал, что во многих районах (например, в Каширском) выгодное географическое положение нивелируется для инвестора недостатком энергетических мощностей. И снова глава региона вспомнил опередивший всех по энергозапасам Бобровский район. Александр Викторович рассказал, что в конце года между правительством области и энергетической компанией «МРСК Центра» было заключено соглашение сроком на 10 лет, которое предусматривает «щадящий рост тарифов». При этом энергетики взяли на себя обязательство всю инвестиционную составляющую договора выполнить в первые пять лет, а не «размазывать» на весь срок. В этом году будет разработана и обнародована карта-схема по строительству новых энергомощностей.
Еще одна тема, касающаяся не только сельского хозяйства, но и его тоже, была поднята вице-губернатором Виталием Шабалатовым. Право кадастровой оценки земли теперь спущено с федерального центра в регионы. Споры о кадастровой стоимости земли, с которой уплачивается идущий в областной бюджет налог, часто переходят в судебную плоскость. Вице-губернатор предостерег от «схематозного» решения данного вопроса в судах. Там, где кадастровая цена завышена по сравнению с рыночной, областные власти готовы рассматривать ее уменьшение, но «не в разы». «Не слишком рассчитывайте на суды – мы придем и переоценим землю снова по ее реальной стоимости», – грозно пообещал вице-губернатор.
Заключительная часть «деревенских» споров касалась сахара. На субсидирование свеклосахарной отрасли денег в 2019 году не предусмотрено от слова «совсем» (в 2018 году было 150 млн рублей). В ответ на робкое возмущение сахарников вице-премьер Виктор Логвинов напомнил о серьезном росте цены на сахар в этом году. Таким образом, последнее слово осталось все-таки за ним.