Воронеж. 15.04.2020. ABIREG.RU – Аналитика – На фоне распространения COVID-19 динамика продаж в крупнейших розничных сетях России ускорилась более чем в 1,5 раза. И именно товары длительного хранения «для карантина» вновь оказались среди лидеров. Гречка, рис и сахар возглавили список наиболее покупаемых продуктов. О том, как изменился спрос, почему растут цены на социально значимые товары и чего ожидают сами производители круп, «Абирегу» рассказала руководитель ГК «Сударушка» Елена Ушакова.
– Елена Анатольевна, отмечаете ли вы рост спроса на вашу продукцию в Черноземье? Какие позиции сейчас вызывают наибольший интерес?
– Да, он есть, но незначительный. Особо можно выделить увеличение спроса на гречневую крупу, весь ряд рисовой крупы и сахар. Сейчас люди немного успокоились и перестали запасаться продуктами.
– В связи с повышенным спросом стоит ли ожидать роста цены на эти продукты?
– Колебания цен происходят каждый год. Осенью, сразу после сбора урожая, у поставщиков устанавливается невысокая цена. Правда, далеко не все готовы продавать на таких условиях и предпочитают «придержать» сырье и реализовать его зимой или весной уже с наценкой. Даже если мы закупаем достаточно сырья в осенний период, к весне его стоимость возрастает в связи с издержками на хранение и прочими затратами. Но в марте этого года рост цены спровоцировал, прежде всего, именно активный спрос на крупяные изделия: покупатели бросились скупать всё из-за страха перед эпидемией, а поставщики сырья начали завышать цены, увидев этот спрос. Это всё наложилось на то, что в этом году в целом урожай гречихи и так был гораздо скромнее, чем в прошлом. В марте стоимость сырья для нас увеличивалась по несколько раз в день! То есть активный спрос и довольно скромное предложение позволяет поставщикам сырья повышать цены на гречиху, а мы просто вынуждены увеличивать стоимость конечного продукта.
– Россельхознадзор установил 20 марта запрет на экспорт крупяных изделий, который отменил спустя пять дней. Почему это решение было так внезапно отозвано?
– Действительно, Россельхознадзор ввел временный запрет на экспорт крупяных изделий, лекарств и товаров первой необходимости, а уже через пять дней отменил свой же запрет, никак это не прокомментировав. Во многом такое решение наверняка было связано с возмущением товаропроизводителей, которые могли потерять экспортные договоры. Кроме того, ограничения могли ударить по репутации всей страны и привести к потере доли российских компаний на зарубежных рынках. Все понимали, что такое решение может серьезно сказаться в конечном счете на экономике страны, особенно ее аграрных регионов, поэтому очень правильно, что Россельхознадзор одумался и снял запрет.
Что касается того, зачем это было вообще нужно, я полагаю, что Россельхознадзор «перестраховался»: после проведения мониторинга службы смогли убедиться в том, что имеющихся запасов круп достаточно и для внутреннего потребления, и для экспортной программы. Со своей стороны хочу успокоить всех граждан нашей страны: продовольственных запасов, в том числе и сырья для переработки, у нас достаточно! К примеру, на нашем заводе переработка сырья, производство и отгрузка готовой продукции в продовольственные сети осуществляются круглосуточно. Не стоит закупать продукты впрок, формируя рост цен, мы должны понимать, что дефицита продукции не будет.
– Будут ли происходить какие-то изменения в вашей работе?
– Наше производство как хорошие дорогие часы. Вы же не вносите в них изменения, если они стабильно работают, не меняете настройки? Поэтому, какими бы ни были изменения, мы в любой ситуации будем стараться поддержать команду, специалистов своего дела, благодаря которым мы работаем бесперебойно. Последние три года крупяной рынок, мягко говоря, «лихорадило», возник дисбаланс между закупочной ценой на сырье и ценой реализации готовой продукции. Да, было довольно трудно, но, несмотря на это, предприятие не только продолжило работу, но и сохранило всех сотрудников. Мы повысили зарплаты и даже провели премирование работников производства. Что касается дополнительных мер, касающихся сдерживания распространения коронавируса, в сегодняшней ситуации требования к сотрудникам компании довольно жесткие, впрочем, как и принимаемые нами меры. Как предприятие, выпускающее продукты, необходимые для жизнеобеспечения граждан, мы обязаны продолжать свою работу, но при этом были минимизированы контакты между работниками, их самочувствие тщательно отслеживается.
– Расскажите немного о вашей компании, какая основная продукция выпускается на ваших предприятиях, в чем ее преимущество перед аналогичными предложениями.
– Группа компаний «Сударушка» – это союз организаций, сотрудничающих в единой отрасли с целью объединения ресурсов для решения сложных, более масштабных задач, в том числе и противостояния конкуренции. В ее состав входит ООО «Сударушка», которое занимается закупкой сырья, его переработкой на собственном предприятии, реализацией готовой продукции, а также реализацией импортируемых компанией продуктов, таких как длиннозерный и пропаренный рис. ООО «ТрейдАгро» отвечает за энергообеспечение ГК, закупку и дальнейшую реализацию продукции. ООО «Агроперспектива» – наше лицо, именно под этой маркой выпускается вся линейка продукции ГК как собственного производства (гречка, горох, перловка), так и закупаемой (краснодарский рис, сахар, геркулес и т. д.). Всего более 20 наименований фасованной продукции. В своем арсенале ООО «Агроперспектива» имеет высокотехнологичное фасовочное оборудование и грамотно подобранный персонал. На всех этапах производства внедрена и действует программа HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points, анализ рисков) – мировая система контроля качества пищевой продукции. На сегодняшний день суммарная выработка ГК составляет до 100 тыс. тонн готовой продукции в год.
Наше главное преимущество – доступность при сохранении качества. Продукция от «Агроперспективы» выпускается в двух ценовых категориях: это эконом и медиум. Причем ценовая разница между этими сегментами невелика. Расфасована продукция в прозрачные пакеты, в первую очередь это сделано для того, чтобы покупатель смог оценить качество товара еще до его приобретения. Качество наших круп в большинстве случаев находится на одном уровне с более дорогой продукцией, которая упакована в дорогостоящую красочную упаковку.
– Каковы планы по развитию компании на ближайшее время?
– В ближайших планах по развитию предприятия – строительство котельной, работающей на твердом топливе.
Ввод данного объекта позволит сократить затраты на газ, а в дальнейшем и вовсе отказаться от использования природных ресурсов и перейти на экономически более выгодное топливо. Также запланировано строительство нового производственного цеха фасовки, комплексов для хранения сырья, складских помещений, ну и конечно, модернизация ранее установленного технологического оборудования.
Реализация проекта позволит предприятию минимизировать себестоимость продукции, а следовательно, удержать цены на социально значимые товары. Кроме того, планируется расширение ассортимента выпускаемой продукции.
– Дайте совет потребителям.
– Несоблюдение условий хранения круп очень часто приводит к ухудшению их качества. Многие хозяйки не знают, что крупы нельзя хранить вблизи от источников тепла, этот продукт живой и при хранении он «дышит». При высокой влажности крупа поглощает влагу, а затем при повышении температуры окружающей среды легко ее отдает, что может быстро привести к образованию плесени. Поэтому потребителей, стремящихся сделать побольше продуктовых запасов, хотим предупредить – несмотря на то, что крупы являются товарами длительного хранения, относиться к ним нужно бережно, соблюдая указанный на упаковке режим хранения.