WorldClass

18 апреля 2024, 03:09
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2VtzqucPBPb

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Как воронежский автобизнес выходит из кризисного пике

09.06.2020 13:11
Автор:

Воронеж. 09.06.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Коронакризис и месячный простой отразились практически на всех отраслях. Но одной из наиболее пострадавших стал автопром. Ассоциация европейского бизнеса, подводя итоги автопродаж в России в период самоизоляции, назвала его «черным апрелем». В среднем рынок упал на 72%, при этом цена на некоторые марки повысилась на 5-10%, стабильная стоимость других, скорее всего, явление временное – по оценкам экспертов до конца года рост может составить в среднем 10-12%. Как сильно пострадали автосалоны в Черноземье и какого развития событий стоит ожидать, решил узнать «Абирег».

Коронованная катастрофа

После стабильного роста продаж на авторынке в 2017 и 2018 годах еще в конце прошлого года наметилась негативная тенденция – по итоговым подсчетам аналитиков Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) российский рынок упал в этом сегменте на 2,3%, продажи продолжили расти только у Lada. Пришедший затем коронакризис и период самоизоляции ударил по всем сегментам отрасли – от производителей до автосалонов.

В апреле 2020 года, по данным агентства «Автостат», в России было продано менее 55 тыс. автомобилей, что означает сокращение рынка практически втрое, если считать в годовом выражении. Эксперты отмечают, что падение можно назвать самым масштабным за историю постсоветского автопрома.

На фоне такого снижения еще в конце апреля некоторые участники рынка высказывали прогнозы о скором уходе малоэффективных брендов с рынка. И уже в конце мая компания Nissan стала первым автопроизводителем, заявившем об уходе своего бренда из России. Речь шла о марке Datsun, представленной двумя моделями: on-Do и mi-Do. Петербургский завод концерна планирует сократить около четверти сотрудников. В компании утверждают, что решение было принято еще в начале марта, в связи со снижением спроса на автомобили Nissan на 5%.

Проблемы возникли и у популярного Volkswagen – Калужский завод простаивал большую часть апреля, причем на «каникулы» он ушел раньше других из-за нехватки европейских компонентов. В середине мая в прессу просочилась информация о сокращении порядка 250 сотрудников завода.

Серьезные проблемы возникли даже у АвтоВАЗа, несмотря на то, что отечественная компания получала в апреле и мае целенаправленную помощь от государства в виде субсидирования покупки автомобилей Lada. Автопроизводитель заявил о снижении продаж в мае на 46% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впрочем, если сравнивать показатель с апрелем, компания отмечает более высокий интерес покупателей к отечественным маркам, чем к иностранным моделям – после долгого перерыва в работе большинство автодилеров отмечают повышение спроса на 20-25%, в то время как у Lada этот показатель достиг почти 66%.

«В апреле продажи на Российском авторынке упали на 72,4%. Автомобильная промышленность столкнулась с крупнейшим месячным падением розничных продаж за всю историю статистических данных, собираемых АЕБ. «Черный апрель» нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе – даже по их устойчивости. Чтобы в новой реальности оставаться рядом с клиентами, нам всем необходимо пробовать новые креативные форматы коммуникации и продаж», – прокомментировал ситуацию председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель.

Кстати, хочется отметить, что автобизнес в России понес не самые значительные потери – Европа, которая традиционно превосходит по части продаж, в апреле столкнулась с еще более катастрофическим снижением. Во Франции было реализовано всего около 21 тыс. машин (-89%), а в Великобритании, Испании и Италии дилеры смогли продать по 4 тыс. автомобилей, показав падение более чем на 95%.

Кризис по-воронежски

В Воронеже еще в марте продажи автомобилей демонстрировали рост, по оценкам некоторых экспертов – на 10-12%. Впрочем, еще в преддверии введения режима самоизоляции высказывались предположения, что рост обусловлен попытками клиентов зафиксировать цены, которые вот-вот должны были пойти вверх. Некоторые из этих клиентов впоследствии предпочли вернуть себе средства из-за неуверенности в завтрашнем дне. Однако не все настроились на негативный сценарий – ГК «АврораАвто» (официальный дилер Mercedes-Benz, Porsche, Nissan) заявляла в конце апреля о том, что клиенты, заранее заключившие сделки, всё же не спешат отказываться от авто и завершают процесс покупки в онлайн-режиме. При этом опрошенные участники рынка указывают, что снижение спроса в период «черного апреля» достиг 20-40%.

Во время самоизоляции и закрытия автосалонов дилеры искали возможность компенсировать свои потери. К примеру, ГК «Мотор Ленд» (официальный дилер KIA, Volvo, Nissan, Subaru, Mitsubishi) активно занималась сервисным обслуживанием автомобилей. Соучредитель компании Евгений Катюшкин отмечал, что именно эта мера позволила сохранить до 30% выручки компании.

Практически все крупные салоны Воронежа также ввели онлайн-продажи. Впрочем, эффективность этой услуги оказалась спорной. Некоторые участники рынка в апреле оценивали объем онлайн-продаж как очень низкий и отмечали, что в основном сервисом пользуются из простого любопытства и в итоге подобные клиенты ничего не покупают. Причиной низкого интереса могла стать не только неуверенность в завтрашнем дне, но и невозможность тест-драйва, который традиционно считается одним из самых лучших инструментов продаж у автосалонов.

Впрочем, некоторые сегменты авторынка отозвались на переход салонов в Интернет. Представитель еще одного автосалона, пожелавший остаться неизвестным (один из официальных дилеров Lada в Воронеже), отметил, что компания уделила особое внимание онлайн-продажам и первую сделку удалось заключить еще в начале апреля.

«Что касается спроса – в первом квартале мы наблюдали спад на 20%, однако уже сейчас происходит постепенное увеличение потока клиентов. И мы надеемся, что к концу года спрос восстановится», – поделился он. При этом средняя стоимость автомобилей Lada, по словам эксперта, уже повысилась на 5%, в том числе и в связи с ростом цен на иностранные комплектующие.

Специалист аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов считает, что в скором времени может произойти небольшое смещение потребительского интереса в массовом сегменте в сторону отечественных моделей, а вот премиум-сегмент, скорее всего, переживет тяжелые времена с меньшими потерями. «Обычно в кризисные периоды премиум-сегмент чувствует себя лучше массового, потому что покупатели дорогих машин менее чувствительны к экономическим потрясением. А вот в массовом сегменте финансовая состоятельность покупателей – это один из главных факторов. Поэтому в кризис в этом сегменте спрос смещается в сторону более дешевых моделей. Таким образом, продукция Lada может оказаться более востребованной. Ранее, в другие периоды падения рынка, мы уже наблюдали такую тенденцию, когда доля отечественных автомобилей росла, а иномарок – падала».

Надо заметить, что воронежские автосалоны оказались достаточно гибкими и предприимчивыми в новых реалиях. Кроме всеобщего внедрения онлайн-продаж, после перезапуска компании запустили ряд новых предложений и акций в надежде подстегнуть потребительский спрос.

К примеру, ГК «Аврора Авто» (официальный дилер Mercedes-Benz, Porsche, Nissan в Воронеже) ввела услугу дезинфекции всего салона автомобиля и систем кондиционирования с помощью концентрированного озона. Кроме того, компания ввела специальные предложения для снижения процентной ставки по автокредиту.

Кроме ограниченности покупательской активности важное влияние на рынок оказывает рост цен, который, скорее всего, будет продолжаться. Соучредитель ГК «Мотор Ленд» Евгений Катюшкин считает, что при негативном прогнозе часть неэффективных автосалонов может быть закрыта.

«Можно предположить, что произойдет сокращение количества игроков на рынке на треть, но в основном это коснется монобрендовых или небольших компаний, у которых не оказалось «подушки безопасности» на время самоизоляции и кризиса, – предполагает господин Катюшкин. – При самом пессимистичном раскладе иномарки могут подорожать на 15-20%. Восстановление потребительского спроса на автомобили на привычном уровне начнется не раньше осеннего периода. В связи с этим в текущем году возможно падение продаж на 20-30%. Серьезные финансовые потери производителей и импортеров на фоне снижения спроса будут стимулировать еще больший рост цен, и остановить его сможет только поддержка Минпромторга. Возможно, небольшую поддержку автосалонам могут оказать и автопроизводители, но сейчас их возможности тоже весьма ограничены. Члены Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) уже обратились к автопроизводителям с просьбой пойти навстречу и поддержать салоны. Я считаю, что производители просто не смогут себе позволить принять весь перечень запрашиваемых мер, однако даже небольшие уступки могут серьезно поддержать дилеров», – рассказал господин Катюшкин.

Сказ о том, как власти автобизнесу помогали

С момента введения самоизоляции и закрытия автосалонов, несмотря на существенное снижение выручки, дилеры оказались почти полностью отрезанными от поддержки как со стороны правительства РФ, так и со стороны субъектов. Причина проста – данные компании не были включены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и по формальному признаку не могли претендовать на субсидии. Получить дотации смогли только те структуры, у которых официальный Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) обозначен более широкой областью применения – «Розничная торговля непродовольственными товарами».

Однако на прошлой неделе благодаря инициативе ассоциации «Российские автомобильные дилеры» власти обратили внимание на проблемы салонов: председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов направил премьер-министру РФ Михаилу Мишустину письмо с предложением включить автодилеров в перечень отраслей, наиболее пострадавших в условиях пандемии. Теперь появилась надежда, что компании с ОКВЭД «Торговля автотранспортными средствами» и «Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности» тоже смогут претендовать на субсидии и льготы.

В ГК «Мотор Ленд» рассказали, что некоторые структуры, входящие в ГК, всё же смогли оформить дотации за счет более обширного ОКВЭД «Розничная торговля непродовольственными товарами», однако охарактеризовали инициативу как необходимую в сложившихся условиях и отметили, что любая поддержка государства сейчас поможет быстрее и эффективнее преодолеть кризис.

Еще один запущенный способ для поддержки автосалонов в тяжелый период – расширение программы льготного кредитования, позволяющей снизить стоимость покупки на 10%. Речь идет о программах льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которая была запущена еще в 2018 году, однако в начале июня программу расширили, включив в список потенциальных требователей медиков и семей с одним ребенком. Ранее в условиях участия речь шла только о семьях с двумя и более детьми. В обновленных условиях также увеличивается максимальная стоимость приобретаемого по программе автомобиля с 1 млн до 1,5 млн рублей.

Кроме того, Минпромторг анонсировал запуск программы для поддержки автопрома в июне. Ожидается, что «Доступная аренда» позволит реализовать только в текущем году 12 тыс. легковых и 2 тыс. легких коммерческих автомобилей. Общий объем финансирования разработанной Минпромторгом программы составит 2,5 млрд рублей. По словам замминистра Александра Морозова, «Доступная аренда» будет работать на базе лизинговых компаний или банков.

Специалист аналитического агентства «Автостат» Азат Темирханов считает, что подобные государственные программы могут оказать серьезное позитивное влияние на рынок. «Если говорить о программах господдержки «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», то они позитивно принимаются рынком. К тому же их условия улучшены, а максимальная цена покупаемых по программам автомобилей увеличена до 1,5 млн рублей. Так что в этот раз она должна принести рынку еще больше пользы. Правда, сейчас нужно делать оговорку: если ситуация с коронавирусом во всех регионах страны разрешится быстро и благополучно. Режим самоизоляции ограничивает покупательскую активность. Что касается восстановления рынка, то в этом году на его рост рассчитывать не приходится. Возможно, это произойдет в следующем году, но многое будет зависеть от того, как будет восстанавливаться экономика».

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0