Воронеж. 19.06.2020. ABIREG.RU – Аналитика – Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19 и многомесячным режимом самоизоляции, вновь поднял дискуссию, должно ли государство оказывать адресную продовольственную помощь малоимущим гражданам? «Абирег» выяснил, кому и какую пользу может принести государственная программа продпомощи и как она скажется на экономике.
Руководители отраслевых союзов агропродовольственного рынка весной написали обращение к высшим органам власти, в котором предложили разморозить проект Минпромторга по снабжению граждан с низким уровнем доходов продуктами первой необходимости. Список категорий малообеспеченных граждан предлагается расширить, включив тех, кто попал в трудную ситуацию из-за коронавируса.
В обращении говорится, что «если к нуждающимся будут отнесены 10 млн человек и размер поддержки составит в среднем 10 тыс. рублей в месяц, то с мая до конца текущего года на это потребуется 800 млрд рублей. Мера не только поддержит граждан, чьи доходы по независящим от них причинам стали недостаточными для обеспечения неотложных нужд, но и увеличит платежеспособный спрос на продукцию российских предприятий».
С тем, что кроме очевидной социальной пользы продовольственная помощь станет инструментом поддержки потребительского спроса и пищевой промышленности, согласны и аналитики. «Трудно прогнозировать, насколько и за какой период у нас может вырасти производство, если будет внедрена система продовольственной помощи малоимущим. В том числе и потому что даже при максимальной расторопности внедрение такой непростой программы займет время, и, вероятнее всего, осуществляться она будет отдельными этапами. Одно можно сказать: для государства 800 млрд рублей – это относительно небольшие деньги. И они вернутся сторицей за счет налогов, поступающих от производителей и ретейлеров, чья продукция окажется более востребованной», – говорит аналитик «ФИНАМ» Алексей Коренев.
Проект программы по оказанию продовольственной помощи малоимущим Минпромторг начал разрабатывать еще в 2014 году. По замыслу министерства, нуждающиеся в помощи граждане могли бы получать на специальные карты баллы или бонусы – эквивалент денежных средств, на которые можно купить продукты отечественного производства. Список продуктов включал, в частности, хлебобулочные изделия, сахар, соль и мясо. Купить алкоголь и табачную продукцию по таким карточкам нельзя.
Запуск программы переносился несколько раз, в том числе из-за того, что Минфин не согласовал затраты на нее. Согласно озвученному Минпромторгом бюджету программы, ее реализация потребовала бы 335 млрд рублей, которые бы смогли получить 19,1 млн человек. Минфин ссылался на трудности в оценке финансово-экономических последствий от реализации программы. В начале июня 2020 года замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов в интервью «Российской газете» заявил, что к настоящему моменту решение о запуске программы не принято.
Число россиян, доходы которых ниже прожиточного минимума, по данным на третий квартал 2019 года составляло 17,6 млн человек (12% от всего населения РФ). Эти цифры, правда, позднее оспорил Росстат, но в январе 2020 года «социальный» вице-премьер Татьяна Голикова говорила о сопоставимой цифре – более 18 млн человек, 70-80% из которых – семьи с детьми. В том же месяце в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил, что низкие доходы населения – угроза демографическому будущему страны.
Участники потребительского рынка также видят в программе продпомощи способ придать импульс экономическому развитию всей страны, а не только возможность проявить себя в качестве социально ответственного бизнеса, поддерживающего население. Ведь государство, помогая малоимущим в получении достаточного количества необходимых продуктов питания, тем самым будет стимулировать спрос. А это, в свою очередь, будет способствовать расширению производств и, следовательно, созданию новых рабочих мест и росту налоговых поступлений в бюджет.
«Мы сдерживаем цены на продукцию уже несколько месяцев, понимая, что даже их небольшое увеличение может стать для кого-то неподъемным, – говорит заместитель генерального директора липецкого АО «ЛИМАК» Михаил Малхазов. – Как производители хлеба – продукта с повышенной социальной значимостью, – мы можем только поддержать инициативу государства по повышению покупательной способности населения».
Генеральный директор группы «Черкизово» (активы в Черноземье) Сергей Михайлов считает, что в нынешних социально-экономических условиях, осложненных ситуацией с распространением коронавируса, необходимость вернуться к рассмотрению вопроса о введении такой поддержки назрела особенно остро.
«Надо понимать, что продовольственные карты или иные механизмы адресной продовольственной помощи не признак упадка страны. В России это в силу исторических аналогий воспринимается именно так. Но, например, в США, крупнейшей экономике мира, подобная государственная социальная программа SNAP действует уже не одно десятилетие – ежегодно на нее тратится около 70 млрд долларов», – отмечает Сергей Михайлов.
Программа SNAP действительно существует более 90 лет и предназначена для оказания помощи при покупке продуктов питания. Пособия переводятся на дебетовую карту, а их размер зависит от доходов и расходов семьи. В список продуктов, согласно информации на сайте Министерства сельского хозяйства США, входят фрукты и овощи, хлебобулочные изделия и злаки (включая сладости), молочные продукты, мясо, птица и морепродукты.
В Минсельхозе на запрос «Абирега» о том, как на аграриях и отрасли могла бы отразиться программа, на момент публикации не ответили. В телефонном разговоре было сказано о том, что это не их профиль.
Депутат Государственной думы от Воронежской области и владелец «Молвеста» Аркадий Пономарев выразил мнение, что «разорвать замкнутый круг», когда снижение спроса из-за кризиса усугубляет еще больше экономическую ситуацию, может программа с мультипликационным эффектом.
«Ничего более эффективного, чем программа продовольственных карт по аналогии с зарубежной Food stamps, пока не изобретено. Эта программа позволит решить целый комплекс задач, в том числе снизит зависимость от импорта продовольствия, на что обратил внимание президент. Учитывая нерадужные прогнозы правительства по развитию социально-экономической обстановки, программу продовольственных карт нужно вводить без промедления. По системности, широте охвата и сумме эффектов заменить ее не могут ни разовые выплаты, ни помощь благотворителей. И уж конечно, ни «затаривание» складов продуктами впрок и искусственное сдерживание цен в рознице. Всё это дополнительные форматы поддержки. Они должны сопровождать программу продовольственных карт, но никак не заменять ее. Не случайно передовые экономики мира десятилетиями ее культивируют», – отметил парламентарий.
Как знать, если бы такая программа начала действовать в России, например, в 2019 году, может, жителям было бы легче переживать сегодняшнюю обстановку? Но история не терпит сослагательного наклонения. Посмотрим, сможет ли это в будущем изменить экономическую ситуацию.