Воронеж. 15.07.2020. ABIREG.RU – Мнения – Ранее мы обсудили тему создания в стране новой отрасли экономики, индустрии развлечений, такой как спорт. Но никакая отрасль не начнет исправно функционировать без высококлассных кадров. Своим видением процесса их подготовки с читателями «Абирега» делится ректор ВГИФКа Александр Сысоев.
Инвестиции в будущее
– Рост и достижения в спорте придут, когда мы начнем готовить не спортсменов-«физкультурников», а профессиональные кадры со своими стандартами во всех сферах: двигательной активности и образовательных стандартах, трудовом законодательстве и зафиксированных с детства финансовых обязательствах. Не побоюсь сказать, что первые места придут, когда спортсмен станет субъектом экономической деятельности. Далее поясню этот тезис.
Сегодня подготовка по специальности финансируется государственными и муниципальными органами, а получение экономической выгоды достается человеку (чемпиону). Государство должно заботиться о возврате вложенных средств – это простой механизм, который работает во многих странах. Все атрибуты такой профессии, как спортсмен, почему-то до сих пор не наполнены содержанием: не отрегулировано трудовое законодательство, отсутствуют правила функционирования рынков (чемпионатов). Безусловно, международные рынки открыты для наших спортсменов, а внутренний – фактически закрыт, потому как чаще всего не прописаны правила и ограничения действий клубов и всероссийских федераций как экономических субъектов.
Я не призываю пересматривать подготовку спортсменов, сделав ее платной, а предлагаю создать новый механизм функционирования учреждений спорта, опираясь на экономику. Не секрет, что человек занимается спортом в нашей стране преимущественно за счет государственных и муниципальных средств. А когда достигает успеха, не возмещает затраты на свое образование, которое и помогло ему достичь результатов. Потому как не имеет таких обязательств. Считаю это несправедливым и неверным. Вышеописанный механизм даст возможность оценивать эффективность работы по подготовке спортивного резерва и конкурентоспособных тренерских кадров.
Спортсменов высокого класса станет больше, если профессиональные атлеты и команды включатся в создаваемую отрасль экономики – индустрию спортивных развлечений. Давайте возьмем два примера: Хабиб Нурмагомедов, чья фамилия не сходит с заголовков, и Федор Емельяненко – в их контрактах прописаны внушительные суммы. Они поддерживают свои альма-матер добровольно, а это, на мой взгляд, должно быть прописано для всех. Тогда с помощью частных примеров будет постепенно формироваться стимул для развития всей отрасли.
Любой игре нужны правила
Ключевая проблема состоит в том, что у нас нет правового поля для развития такой отрасли. Если наши спортсмены уезжают в США или Европу – туда, где рынок индустрии спортивных развлечений регулируется, – они быстро переучиваются играть по правилам.
Стартовать нужно с создания четких правил на наших внутренних рынках, где начнется регулирование компенсаций обучения спортсмена в счет его гонораров в будущем. Стоит только четко обозначить границы правового поля, и сразу же появится индикатор эффективности работы учреждений спорта, которые будут приводить всю систему в порядок.
У государства, на мой взгляд, должна быть своя позиция: не всегда и не всё финансировать, а если уж вкладывать ресурсы, то получать отдачу, направляя эти средства в эффективную организацию работы учреждений спорта. Но всё это нужно фиксировать до старта обучения в качестве условия подготовки.
Система может быть выстроена путем компенсации образовательного кредита или же обязательствами спортсмена как налогового резидента страны в будущем. А может быть, это будет бесплатное выступление за сборную родной страны. Здесь возможны разные варианты. Например, родители хотят, чтобы их сын стал чемпионом мира или начал зарабатывать средства как профессиональный спортсмен. Они заключают контракт со школой, в котором прописывается, какие образовательные услуги оказываются за счет учреждения, а какие – за счет родителей. И в случае получения статуса профессионального игрока спортсмен отчисляет определенный процент гонорара в счет возмещения затрат спортивной школы.
Эта конструкция ведет за собой изменения в трудовом законодательстве, а также новую функцию родителей, которые становятся гарантами будущих поступлений в бюджет спортивных школ. А если спортсмен не получает профессионального статуса, значит, из этой «плеяды икринок», к сожалению, ничего не вышло и компенсация отсутствует, а вопрос переадресовывается тренерам. Но если хотя бы у одного всё получается, он как минимум возмещает свои затраты на обучение и частично финансирует подрастающее поколение. Подобные механизмы уже работают. К примеру, в Литве на высоком уровне развит баскетбол. В стране из 3 млн человек порядка 150 баскетболистов играют в различных международных лигах, около 350 – уже завершили карьеру на высочайшем уровне. Здесь применяется «длинная» по времени стратегия, которая выросла из советской любви к непрофессиональному спорту и превратилась в своего рода «религию». Однако Литва – обычная европейская страна, она немного больше, чем Воронежская область, а такой успех! Они организовали эффективную систему отбора высокорослых спортсменов, применив современную методику подготовки. Представьте, спортсмены только из Воронежской области, а не из России, на протяжении пяти чемпионатов мира находятся в первой пятерке стран! Смешно? А ведь с Литвой это факт. Если в Воронежской области применить эту систему, регион будет иметь миллионные контракты. То есть несколькими «выстрелившими» спортсменами можно содержать целые школы, но для этого нужна планомерная работа с заделом на долгие годы.
О тренерах
Сегодня у нас почти нет легендарных тренеров, таких как Тихонов и Юрзинов в хоккее или Лобановский с Бесковым в футболе во времена СССР. Они были признаны в мире даже без знания языка. Сейчас на международной арене не фигурирует, пожалуй, ни одной фамилии, кроме Слуцкого.
Процесс подготовки тренерского состава хаотичен. Кто-то самостоятельно из «ремесленника» вдруг становится тренером, не получив при этом порой должного образования. Между тем опыт европейских тренеров показывает, что выпускники институтов физической культуры и академии спорта должны знать физиологию, психологию и другие предметы, без которых стать успешным спортивным педагогом невозможно. Без знаний спортивного международного сленга тоже не стать эффективным наставником.
Нас ждет серьезное реформирование этой отрасли, но оно должно быть сбалансированным и вписываться в создаваемую рыночную структуру. К тому же есть опыт стран, где система незаметна с точки зрения первоначальных расходов. Если мы применим ее у себя и выработаем беззатратные механизмы юридических правил и процедур, можем получить конкретный доход в бюджет – средства от отрасли, которая пока по умолчанию считается затратной.
А вот будет ли спортсмен или тренер работать на свою национальную сборную или нет – это вопрос условий изначального контракта на обучение. Будет ли при этом игрок выступать на внутреннем или внешнем чемпионате – вот это не должно волновать государство. Задача государства другая – создать внутренний рынок как платформу в не менее чем 18 городах с понятными «средствами производства», я имею в виду стадионы и современную околоспортивную инфраструктуру. Следующее: государству необходимо организовать чемпионат страны по территориальному принципу (с командами от регионов, по советской системе) с целью формирования когорты кандидатов во все резервные сборные РФ.
Свой среди чужих, чужой среди своих
Еще один важный вопрос в подготовке кадров для профессионального спорта: должны ли клубы в игровых видах спорта создавать собственную школу? Необязательно, здесь должен быть баланс. Существуют показательные примеры.
«Барселона» занималась воспитанием своих игроков, а «Реал Мадрид» всегда приглашал высокооплачиваемых спортсменов, покрывая расходы аншлагами на стадионе. Ничего зазорного в этом нет. И одна, и другая стратегии рождают понимание того, что должен быть баланс «своих» и «чужих». В одно время и в одной команде всех звездами вырастить невозможно, они должны собираться в ансамбль. Да, затем «Барселона» изменила стратегию и стала покупать игроков, а «Реал Мадрид» со своими ветеранами, закончившими выступления, стал готовить резерв. Но более 30 лет этого не было, а команды становились чемпионами.
Опять же подчеркну, что правил, позволяющих говорить о спорте как о направлении бизнеса, пока не существует на уровне государства. Они не то что не проверяются, они даже не формулируются. Мы находимся в начале пути. Однако Стратегия-2030 Министерства спорта, которая сейчас в проекте, предусматривает такое развитие. Думаю, что первые шаги мы должны осуществлять и на территории области и города. Ведь тогда через расчетное время повсеместно заработают механизмы экономики в развитии спорта.
Еще одна тема – и философская, и насущная: почему физическая культура и спорт – это не одно и то же? Но о ней – в следующем материале.