И увязать это с предоставлением им господдержки, сообщают «Известия».
Российские авиакомпании предложили перевести на отечественную систему бронирования — этот вопрос лоббирует «Ростех», который и разрабатывает продукт. Госкорпорация обратилась к президенту с просьбой поручить правительству стимулировать перевозчиков к такому решению (письмо есть у «Известий»). Крупнейшие авиакомпании существующие отечественные системы не устраивают по функционалу, и сегодня они работают с западными Sabre и Amadeus. Иностранные поставщики к ноябрю следующего года должны завершить перенос в РФ баз данных о внутренних перелетах. Чтобы мотивировать авиакомпании перейти на отечественное ПО, «Ростех» предлагает увязать это с предоставлением им господдержки. Эксперты считают, что для привлечения крупных клиентов российским разработчикам нужно создать систему, способную конкурировать на международном рынке.
Миграция данных
В июле 2019 года правительство РФ выпустило постановление, согласно которому к 31 октября 2021 года авиакомпании будут иметь право работать только с теми поставщиками систем бронирования, которые хранят и обрабатывают информацию о внутрироссийских перевозках — пассажирах, тарифах и сборах — на территории РФ. В кабмине аргументировали меру необходимостью обеспечить конфиденциальность данных и предотвратить акты незаконного вмешательства на транспорте.
Сегодня «Аэрофлот» работает с системой бронирования американской Sabre, S7 и «Уральские авиалинии» — с европейской Amadeus. Российскую Leonardo, разработанную компанией «Сирена-Трэвел», используют UTair и несколько небольших отечественных перевозчиков. Авиакомпания «Азимут» работает с Национальной системой бронирования (НСБ) «Ростеха», который вместе с Внуково владеет компанией ТАИС — создателем НСБ.
Ранее в «Аэрофлоте» заявляли, что Sabre за свои средства перенесет данные и процессинг в Россию. В Amadeus ничего не говорили о таких намерениях.
Система X
Глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов 29 июня направил президенту России Владимиру Путину письмо (есть у «Известий»), в котором предложил поручить правительству РФ «рассмотреть возможность перехода ведущих российских авиакомпаний («Аэрофлот», S7) на отечественные информационные системы в рамках проекта ООО «РТ-Транском».
Предприятие «РТ-Транском» создано «Ростехом» для эксплуатации на территории РФ единой системы взаиморасчетов. Перед компанией стоит задача создания в стране современного и защищенного дата-центра, «а также осуществление переноса данных ведущих российских авиакомпаний, прежде всего ПАО «Аэрофлот» и S7, с импортного на отечественное ПО», говорится в обращении. В рамках проекта структуры госкорпорации установили партнерские отношения с «Сиреной-Трэвел» и «Транспортной клиринговой палатой» (ТКП), указано в письме, но подробности не раскрываются.
Глава «Ростеха» подчеркивает, что требования пока еще не выполнили ведущие российские авиакомпании. «Аэрофлот» объявил о создании совместного предприятия с компанией Sabre, однако существуют обоснованные сомнения в возможности исполнения указанного постановления правительства в требуемый срок в подобном формате», — говорится в письме.
Сергей Чемезов предлагает увязать предоставление авиакомпаниям господдержки с переходом на использование отечественных программных продуктов.
«Авиакомпаниям, использующим <...> иностранные системы, ООО «РТ-Транском» могут быть предложены значительные скидки (50% от текущих платежей иностранным поставщикам за год), бесплатная установка программного обеспечения и отсрочка платежей на один год с момента начала его эксплуатации, — сказано в обращении. — Данные меры поддержки целесообразно синхронизировать с планами оказания помощи российским авиаперевозчикам».
На письме стоит виза Владимира Путина. Президент переадресовывает его председателю правительства Михаилу Мишустину с формулировкой: «Рассмотреть и поддержать».
В «Ростехе», «Сирене-Трэвел» и ТКП на момент публикации не ответили на запросы.
Источник «Известий» в одной из российских авиакомпаний рассказал, что в июле в Минтрансе проходило совещание, на котором обсуждалась инициатива «Ростеха».
— Нам говорят, что новый продукт еще не разработан. На базе «РТ-Транском» создан проектный офис, в котором сотрудники «Ростеха» работают совместно с сотрудниками «Сирены-Трэвел», — говорит он.
Поэтапный переход
В Минтрансе сказали «Известиям», что совместно с ведущими российскими авиакомпаниями продолжают работу по защите национального суверенитета над информационными потоками в сфере гражданской авиации.
— Функционал отечественных компонентов автоматизированных систем оформления воздушных перевозок за последнее время существенно улучшился. Однако он еще не в полной мере отвечает потребностям ведущих российских авиакомпаний, включая обеспечение возможности работы в глобальных альянсах, — отметили в Минтрансе.
В ведомстве добавили, что переход авиакомпаний на российские системы оформления воздушных перевозок запланирован поэтапно, чтобы исключить риски нарушения бизнес-процессов, что особенно важно в условиях существенного снижения объемов перевозок.
«Известия» запросили крупнейшие отечественные авиакомпании.
В S7 ответили, что готовы перейти на российскую систему бронирования, но только при наличии необходимого для компании функционала и его эффективности.
— S7 — участник международного альянса Oneworld, что накладывает на авиакомпанию и ее систему PSS определенные требования. Данным требованиям система PSS «Сирены» не соответствует. Также S7 использует модель управления доходностью маршрутной сети по полному маршруту, которую не поддерживает PSS «Сирены» в ее текущем виде, — сказали «Известиям» в авиакомпании.
В S7 открыты для диалога с «Ростехом», готовы рассмотреть продукт и коммерческие условия, но пока не получали предложения и не знакомы с технико-тактическими характеристиками и коммерческой моделью системы.
В авиакомпании говорят, что, исходя из оценки объемов продаж 2019 года, переход на российскую систему бронирования приведет к потере перевозчиками суммы, которая измеряется в миллиардах рублей. Amadeus предложил несколько вариантов реализации требований постановления, стороны выбрали два основных и подписали меморандум о сотрудничестве.
— S7 занимает активную позицию в проработке способов решения поставленной правительством задачи и оказывает необходимую консультационную помощь партнеру. Мы находимся в постоянном контакте, — добавили в авиакомпании.
Источник «Известий» в одной из компаний — поставщиков иностранных программных решений утверждает, что создание дата-центров в России с хранилищем данных и их обработкой стоит около $150–200 млн.
В Amadeus не комментируют ситуацию. В Sabre сказали, что следят за изменениями на региональных рынках. Действующие проекты с клиентами компания не комментирует.
Проблемы окупаемости
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что окупить вложения в новую российскую систему бронирования только на внутреннем, относительно небольшом рынке перевозок будет сложно.
— Задача — создать продукт, который будет конкурентоспособным в мире и который можно будет продать не только российским, но и зарубежным авиакомпаниям. Создание такой системы также будет стимулировать перенос данных в РФ иностранными поставщиками, которые не заинтересованы в появлении глобального конкурента, — добавил эксперт.
Получение клиентов в лице крупнейших российских авиакомпаний сделает реалистичным возврат средств, которые будут вложены в разработку российской системы бронирования, полагает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
— Нельзя также исключать, что и после переноса Sabre данных в Россию «Ростех» продолжит попытки подключить к своей системе «Аэрофлот», — отметил он.
По мнению эксперта, с позиции авиакомпаний, использующих системы бронирования как средство для получения выручки, перенос данных в Россию не имеет смысла. Он несет в себе риски по сравнению с действующими системами и стоит существенных вложений.
— Но нельзя забывать об ухудшении внешнеполитических отношений России с США и странами ЕС. С учетом того что признаков их улучшения не наблюдается, задача физического переноса на территорию РФ остается актуальной, — добавил он.
Олег Пантелеев добавил, что преимущество международных поставщиков — в эффекте масштаба: они получают доходы от продажи своих систем крупнейшим мировым авиакомпаниям и имеют возможность инвестировать колоссальные средства в развитие продукта. Российские разработчики, по его мнению, в состоянии создать альтернативный продукт, вопрос в том, сколько времени потребуется на то, чтобы он соответствовал требованиям авиакомпаний, а также на сопряжение с международными распределительными системами и тестирование работоспособности.
Герман Костринский
Газета «Известия», 30 июля 2020, 00:01
Газета «Известия» // ПО — летаем: авиакомпании хотят перевести на отечественную систему бронирования
30.07.2020, 15:54
Комментарии 0
Самое читаемое