Экономист Евсей Гурвич специально для «Известий» – о бюджетной политике на 2021 год.
Закон о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов уже подписан президентом и вступит в силу чуть больше чем через три недели. Его параметры остаются предметом острых дискуссий, нередко критикуются. Как можно оценить их?
Бюджетную политику пока по-прежнему приходится обсуждать через призму продолжающейся пандемии. В этом году она заставила правительства всех стран мира искать совершенно новые подходы в этой сфере, причем в условиях почти полной неопределенности и без возможности опереться на прошлый опыт.
Наш кабмин нередко упрекают в том, что в самый острый период пандемии он не проявил «щедрости», выделив из бюджета очень ограниченные средства на поддержку граждан и экономики. Это верно лишь отчасти – при сравнении со странами Северной Америки и Западной Европы. Если говорить о государствах, сопоставимых с Россией, таких как страны БРИКС, Турция, Мексика, Саудовская Аравия, то наша страна окажется примерно в середине списка по масштабам антикризисных бюджетных расходов. При этом по результатам прохождения коронавирусного кризиса Россия выглядит очень неплохо по международным меркам: спад производства и рост безработицы оказались меньше, чем в большинстве стран. Это говорит о том, что поддержка экономики оказалась достаточно успешной.
На следующую трехлетку правительство также наметило проведение относительно «экономной» бюджетной политики: расходы казны в пропорции к ВВП будут последовательно снижаться (хотя и останутся выше, чем в 2019 году), в 2022 году будет восстановлено действие бюджетного правила. Такую линию невозможно оценивать в терминах «хорошо-плохо» или «правильно-неправильно». Можно констатировать, что выбрана осмотрительная политика, минимизирующая риски серьезного кризиса в случае очередного витка пандемии, нового падения цен на нефть или болезненных дополнительных санкций.
Первейшей задачей остается борьба с распространением коронавируса и преодоление последствий глобальной пандемии для экономики. Расходы бюджетной системы на здравоохранение в 2021 году превысят прошлогодние проектировки на 229 млрд рублей – это отражает перераспределение расходов, определяемое повышением приоритетности задач здравоохранения.
Другим явным приоритетом станет социальная политика. В целом расходы по этой статье в 2021-м будут на 513 млрд рублей больше по сравнению с прошлогодними проектировками на этот период. Здесь можно отметить предусмотренное повышение пенсионного обеспечения на 6,3%, которое более чем в полтора раза превышает прогноз инфляции на 2021 год. Особенное внимание по-прежнему будет уделяться семьям с детьми, где к ранее принятым мерам поддержки добавятся новые инициативы. Правда, сохраняется группа, которой, на мой взгляд, по-прежнему не обеспечена достаточная поддержка: самозанятое население – те, кто потерял свои несистематические заработки, на которые опирались в период до кризиса.
Принимаемые меры обеспечат восстановление в следующем году уровня реальных располагаемых доходов населения: они повысятся на 3% после снижения на 3% в 2020 году. В последующие годы этот показатель перейдет к росту на 2,4-2,5% в год.
Следующая ключевая задача – возвращение экономики на траекторию роста. К прежним каналам ее поддержки добавляется новая важная инициатива: для стимулирования инвестактивности запускается усовершенствованный механизм инвестиционного налогового вычета. В целом расходы по статье «Национальная экономика» в 2021 году будут на 374 млрд рублей выше, чем планировалось на этот период в прошлом году. Вместе с тем до завершения кризиса было бы желательно поддерживать более высокий уровень государственных инвестиций, даже ценой роста величины долга (который по-прежнему далек от опасных размеров).
В целом новый бюджет представляет собой план перехода от чрезвычайных обстоятельств пандемии к «нормальным» условиям. Его можно рассматривать как компромисс между набором противоречивых требований (как это всегда бывает в переходный период). Как и любой компромисс, его вряд ли можно считать идеальным во всех отношениях, но принятые бюджетные проектировки, пожалуй, близки к лучшему из того, чего можно достичь, не жертвуя макроэкономической безопасностью.
Автор – руководитель Центра бюджетного анализа и прогнозирования Научно-исследовательского финансового института Минфина России.
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.
Евсей Гурвич
Газета «Известия», 09:15, 11.12.2020