Накануне Международного женского дня компания HeadHunter (крупнейшая российская онлайн-платформа по поиску работы и сотрудников hh.ru) провела пресс-конференцию «Рынок труда ЦФО & Гендерные аспекты». Эксперты рассказали о том, как создать гармоничную корпоративную культуру в компании с учетом гендерных особенностей персонала, а также поговорили о подходах к коммуникациям мужчин и женщин на работе. Кроме того, на онлайн-встрече обсудили образы «успешного мужчины» и «успешной женщины» в глазах соискателей.
Служба исследований hh.ru провела опрос соискателей, чтобы выяснить наиболее важные критерии образа успешной личности. Опрос проводился с 13 по 24 февраля 2021 года среди 6136 соискателей по всей России – в том числе среди воронежцев. Результаты опроса на пресс-конференции озвучила Мария Игнатова, руководитель Службы Исследований компании HeadHunter (Москва).
По мнению большинства респондентов из Воронежской области успешная женщина постоянно обучается, развивается и самосовершенствуется (так считают 60% опрошенных), обязательно уверена в себе (56%) и материально независима (52%).
Таб. 1. «Успешный мужчина, успешная женщина». Наиболее важные показатели, которые соответствуют образу успешной женщины
Что касается образа успешного мужчины, то на первом месте у большинства респондентов из Воронежской области стоит критерий материальной независимости (этот показатель выбрали 57% опрошенных), на второй строчке – уверенность в себе (48%), на третьей – постановка высоких жизненных целей и их достижение (47%). А вот обучение и развитие как критерий успешного мужчины соискатели поставили только на четвертое место, тогда как для образа состоявшейся женщины этот показатель играет более высокую роль по важности и занимает вторую строчку рейтинга.
Интересно, что образу успешной женщины для мужчин соответствуют те представительницы прекрасного пола, кто не только уверен в себе (так ответили 46% респондентов-мужчин), постоянно обучается, развивается и самосовершенствуется (41%), но и ухаживает за собой (такого мнения придерживаются 40% опрошенных), ставят высокие жизненные цели (32%) и имеют семью (31%). Женщинам же для себя важны уверенность в себе (так считают 55% опрошенных женщин), постоянное обучение, развитие и самосовершенствование (52%), материальная независимость (48%). Умение готовить сами женщины ставят на самую низкую строчку (2%), а мужчины больше ценят это в женщинах и выбирают чаще (11% голосов). На вопрос, считают ли респонденты себя успешными, почти половина соискателей выбрали ответ «Да» (46%).
Таб. 2. «Успешный мужчина, успешная женщина». Наиболее важные показатели, которые соответствуют образу успешной женщины по мнению мужчин и женщин
Связан ли гендерный аспект и успех в профессии, рассказала Кира Копытина, старший менеджер по внутренним коммуникациям торговой сети «Пятёрочка», макрорегион «Центр» (Воронеж):– В макрорегионе «Центр» работает порядка 6 тысяч мужчин и 28 тысяч женщин. Из них в логистике – преимущественно мужчины (прим. – работа связана с физическими нагрузками на распределительных центрах), в рознице продавцы-кассиры, администраторы, директора магазинов – преимущественно женщины. В офисах следующая статистика – 30% мужчин и 70% женщин. Среди топ-менеджмента макрорегиона 60% мужчин и 40% женщин. Успех в нашей компании зависит не от пола, а от личностных качеств сотрудников. Например, сейчас в компании есть руководители и мужчины, и женщины, которые проходили карьерный путь полностью внутри компании. Так, 80% руководителей магазинов прошли такой путь. Яркие примеры карьер – директор по внедрению розничных технологий Олеся Николенко и директор кластера Сергей Яценко. Для нас важно освещать разные истории успеха, системно проводить мероприятия, направленные на нематериальную мотивацию сотрудников и признание их заслуг. Корпоративные мероприятия играют тут немаловажную роль: и конкурсы профессионального мастерства, и спортивные события, и стратегическая сессия лидеров компании, и, конечно, гендерные праздники. Сейчас в компаниях к ним относятся по-разному. Наша компания отмечает и привносит в поздравления трендовые инструменты в виде видеопоздравлений и видеоклипов, больших радиоэфиров и мастер-классов в онлайн-формате.
Декан факультета коммуникативного менеджмента РГСУ, врач-психиатр, кандидат психологических наук, автор бестселлера «Не орите на меня!» Игорь Романов осветил в рамках пресс-конференции тему подходов мужчин и женщин к управлению командой и коммуникациям на работе:
– Конечно, гендерная специфика в поведении существует в трудовых коллективах. По классической схеме мужчины преодолевают трудности с помощью интеллекта и силы, женщины – с помощью ловкости и хитрости. Тогда, когда мужчины более сдержанны, женщины – более эмоциональны. При этом женщины более спокойны к критике, мужчины же реагируют на нее агрессивно. В переговорах мужчины прямолинейны, а женщин отличает более гибкое поведение. В работе с сотрудниками мужчины-руководители принимают решение рационально, а женщины основываются на чувствах. Мужчина способен дольше удержаться на должности, где к хорошей зарплате прилагается психологическое давление. Для женщин понимание и поддержка важнее денег. Стоит отметить, что женщины в большинстве своем более целеустремлены, больше читают и больше учатся.
Сегодня мы наблюдаем, как мужчины и женщины заимствуют друг у друга те или иные черты – происходит некое разрушение мужской идентичности, с одной стороны, и маскулинизация женской идентичности – с другой. В результате получаем изменение гендерных особенностей коллектива, в котором эффективность женщин нарастает и транслируется на все большее количество отраслей. Однако женщинам-руководителям стоит взять на заметку, что не стоит полностью копировать мужской тип управления. В классическом понимании стиль управления у мужчины-руководителя более рациональный, у женщины – более эмпатический. Это приводит к тому, что мужчин больше уважают, а женщин – любят. Эмпатия – это сильная сторона женщин.
О HeadHunter
HeadHunter (hh.ru) (NASDAQ: HHR; MOEX: HHRU) — крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются почти 1,4 млн компаний. Цель HeadHunter – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит свыше 49 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в 2020 г. составило 588 тысяч. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников. Акции компании входят в расчёт индексов NASDAQ Composite (IXIC) и NASDAQ Industrial (IXID).