Одной из причин стало снижение платежеспособности населения, пишут «Известия».
Долг потребителей за тепловую энергию в России составляет почти 238 млрд рублей. Темпы роста долгов увеличиваются – с января по февраль 2021 года просрочка выросла на 12%, или почти на 29 млрд. Главными нарушителями оказались управляющие компании, малый бизнес и население. В отрасли считают, что на ухудшение показателей повлияла рекордно холодная зима и снижение платежеспособности населения из-за коронакризиса. Массовые невыплаты могут поставить под угрозу надежность теплоснабжения в стране.
Долговая яма
С 1 января по 1 февраля 2021 года долг потребителей (УК, граждан и бизнеса) за теплоснабжение перед энергоснабжающими организациями (РСО) увеличился на 28,7 млрд рублей – до 237,9 млрд рублей, то есть примерно на 12%. Об этом «Известиям» рассказали в ассоциации «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики».
Задолженность растет каждую зиму: в холодные месяцы повышаются расходы на отопление, сказали в совете. Обычно платежки приходят за прошлый месяц, поэтому как раз в начале января россияне получают крупные счета. Однако в сравнении с аналогичными периодами прошлых лет в этот раз долг увеличивается ускоренными темпами. Например, с 1 января по 1 февраля 2019-го объем неплатежей вырос на 19,2 млрд рублей (8,6%), а в тот же период 2020-го – на 17,9 млрд (9,2%), рассказали в совете.
Среди потребителей стали чаще нарушать условия оплаты жилищные организации (УК) – уровень оплаты тепловой энергии снизился на 12,9%, организации, перепродающие теплоэнергию (–8,3%), малый бизнес (–8,3%) и граждане, оплачивающие тепловую энергию напрямую РСО (–5,5%).
Действительно, платежная дисциплина ряда УК в регионах, а также посредников-продавцов находится на низком уровне, согласны в крупной ресурсоснабжающей компании «Т-Плюс». Эти группы потребителей задолжали компании за тепло порядка 25 млрд рублей. За промышленными предприятиями же числятся долги только на 1,2 млрд рублей (в 2019 году они составляли порядка 1 млрд рублей).
Снижение уровня оплаты УК может быть связано как с невыплатами самих граждан, так и с умышленным уходом от оплаты услуг жилищными организациями, отметил замглавы ассоциации «ЖКХ и городская среда» Дмитрий Гордеев.
Некоторые УК воспользовались ситуацией и предоставленным государством льготным режимом на период сложной эпидемиологической ситуации, отметили в пресс-службе Московской объединенной энергетической компании (МОЭК).
– По состоянию на 1 января 2021 года, долг только 100 УК – злостных неплательщиков – за поставленные ресурсы перед МОЭК превысил 6,3 млрд рублей, – сообщили там.
Тепло не по карману
Увеличение темпов роста задолженности связано, с одной стороны, с влиянием коронавирусной пандемии на экономику, с другой – с временным запретом штрафов за неуплату ЖКХ, действовавшим до конца прошлого года, считают в компании ПАО «Энел Россия».
– Введение моратория на начисление пеней было воспринято отдельными потребителями как право не платить и привело к тому, что недобросовестные плательщики прекратили платить по счетам или сократили платежи до минимума, – сказали в Совете производителей энергии.
Из-за пандемии замедлились темпы развития экономики, в 2020-м ВВП по сравнению с 2019-м снизился на 3,1%, напомнил «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков. Это привело к ухудшению финансового состояния ряда компаний, а также к снижению реальных доходов населения и, как следствие, росту долгов за тепло, считает он.
Также увеличение задолженности связано с увеличением потребления тепловой энергии в результате аномальных морозов этой зимой, считают в Сибирской генерирующей компании (СГК).
– Суммарная дебиторская задолженность СГК на 1 февраля составила 22 млрд рублей, что на 18% больше, чем годом ранее. СГК продолжает общение с должниками на досудебной стадии и предлагает потребителям варианты погашения долга, например, недавно в нашем мобильном приложении появилась функция «рассрочка» и теперь наши потребители на прямых договорах могут оформить рассрочку, не приходя в офис, – рассказали в компании.
Последствия и меры
В отличие от электроэнергетики в отрасли производства и передачи тепловой энергии рентабельность значительно ниже, сказал Сергей Есяков. Поэтому высок уровень убыточных компаний и практически отсутствует какой-либо запас прочности, добавил парламентарий.
– Любые сдвиги платежной дисциплины могут привести к снижению надежности и безопасности теплоснабжения, особенно в контексте проведения дорогостоящих ремонтно-восстановительных работ, – заявил парламентарий.
Также массовые невыплаты лишают РСО возможности финансировать модернизацию теплового комплекса, значительно усложняют своевременную выплату зарплаты и сохранение рабочих мест, добавил депутат комитета ГД под энергетике Петр Пимашков.
– Низкая платежная дисциплина ставит под угрозу надежное теплоснабжение Москвы. Средства необходимы на поддержание сложной системы централизованного теплоснабжения, – подчеркнули в МОЭК.
Накопление долгов перед поставщиками теплоэнергии приводит к сложностям работы бизнеса и снижает качество услуг, согласна руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Ирина Булгакова.
– Бизнес построен так: организация покупает авансом топливо, нанимает людей и строит или арендует тепловой пункт. Если мы вовремя не платим, то кредитная сумма увеличивается и появляется дополнительная задолженность. В мире просто отключают услугу за неуплату. У нас слишком холодно, поэтому задолженности и растут, – заявила она.
Выходом из сложившейся ситуации может быть в том числе введение контроля за своевременностью и полнотой оплаты тепловой энергии организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, а также введение адресных мер поддержки отдельным категориям граждан по оплате ЖКУ с условием перечисления субсидий на счета РСО, считает Сергей Есяков.
Также проблему можно было бы решить при помощи рассрочек для населения на оплату, считает директор ассоциации НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. По ее словам, мог бы помочь ввод двухставочных тарифов по оплате коммуналки, которые состояли бы из абонентской платы на содержание инфраструктуры (например, котельных) и фактической платы за использованные ресурсы.
Проблему несвоевременной и неполной оплаты жилищными организациями тепловики могут решить путем перехода на прямые договоры с собственниками помещений в домах, считает Дмитрий Гордеев. Такое решение компании могут принять единолично при подтвержденной судом задолженности в двухмесячном размере, уточнил он.
В Минэнерго отказались от комментариев. В Минстрое на момент публикации не ответили на запрос «Известий».
Валерий Воронов, Мария Перевощикова
Газета «Известия», 00:01, 19.03.2021