О том, какие риски несет поголовная установка датчиков выброса вредных веществ для предприятий, рассказывают «Известия».
Бизнесу придется заплатить за экологичность 300 млрд рублей – деньги должны пойти на установку датчиков автоматического контроля выбросов вредных веществ в атмосферу на предприятиях. Такие расчеты Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) представил министру экологии Александру Козлову (есть у «Известий»). Эксперты считают издержки неподъемными и не исключают ухода с рынка ряда предприятий. А это, по их оценкам, может обернуться повышением цен на соответствующую продукцию. Решение об установке экодатчиков на дымовые трубы предприятий первого класса опасности (металлургия, химпредприятия) правительство приняло в 2019-м. Процесс идет медленно: бизнес говорит о необходимости господдержки предприятий отрасли.
Затраты и риски
Установка датчиков автоматического контроля выбросов вредных веществ в атмосферу на предприятиях может стоить бизнесу 300 млрд рублей в течение четырех лет. Речь идет об оснащении системами не менее 10 тыс. источников (на 3 тыс. предприятий первой категории по уровню негативного воздействия минимум по три-четыре источника – дымовые трубы, вентиляционные шахты, и тд.). Об этом говорится в письме главы РСПП Александра Шохина министру экологии Александру Козлову от 19 мая.
Еще в 2019 году правительство приняло постановление № 262, утвердившее правила создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ. Предприятия должны оснастить объекты такими системами в течение четырех лет после получения комплексных экологических разрешений (КЭР), сказал «Известиям» источник в отрасли. Работа над получением разрешений активно ведется, поэтому повсеместно началась разработка систем автоматического контроля и выявился масштаб проблемы.
Первые КЭР выдали в конце 2019 года, системы контроля у таких предприятий должны появиться к 2024-му, отметил собеседник «Известий». 300 наиболее крупных предприятий первой категории должны получить разрешения в срок до 31 декабря 2022 года, все остальные объекты той же степени опасности – до 31 декабря 2024-го, добавил он.
К объектам первой категории относятся предприятия, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду и чья хозяйственная деятельность связана с нефтепереработкой, добычей полезных ископаемых, химическим производством и т.д., рассказали «Известиям» в ППК «Российский экологический оператор» (РЭО).
– Но под удар прежде всего попадут небольшие, независимые от крупных корпораций, нефтедобывающие и газодобывающие предприятия, а также небольшие НПЗ, металлургические заводы, предприятия металлообработки, – считает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.
По ее словам, если мини-НПЗ будут вынуждены либо закрыться, либо продать свой бизнес крупным корпорациям из-за непосильных затрат, это может привести к повышению цен на соответствующую продукцию в отдельных регионах, в том числе цен на бензин. Государству будет всё труднее сдерживать рост его стоимости с помощью демпфера или иных механизмов, считает эксперт.
В письме РСПП также говорится, что при разработке систем автоматического контроля компании столкнулись с необходимостью оснащать оборудованием мелкие источники выбросов, что не имеет никакого природоохранного значения, создает громоздкую систему (на первых 300 предприятиях придется отслеживать 100 тыс. показателей на источниках) и увеличивает стоимость системы вдвое, говорится в документе.
Вопрос целесообразности
Чтобы избежать больших издержек, бизнес предлагает пересмотреть обязательную установку автоматических систем контроля источников, вклад которых в годовой выброс составляет менее 10%.
– Упомянутое постановление правительства РФ № 262 от 13.03.2019 создало серьезное противоречие. До принятия этих правил действовал приказ Минприроды, согласно которому в систему автоматического контроля не включаются малые источники, выброс от которых не значителен, они тоже контролируются, но расчетными методами. В новых правилах этот критерий отсутствует, – заявил «Известиям» первый зампред общественного совета при Минприроды Александр Закондырин.
Получается, что нужно ставить дорогостоящую аппаратуру на любой, самый малый, источник выбросов. На крупных предприятиях их число может доходить до нескольких тысяч, поэтому предложение РСПП заслуживает поддержки, добавил эколог.
В Минприроды «Известиям» сказали, что датчиками автоматического контроля должны быть оборудованы абсолютно все предприятия, деятельность которых сопряжена с вредными выбросами, независимо от размера производства.
В Минэкономразвития «Известиям» сказали, что предложение не поступало в ведомство. Но в случае поступления инициатива будет рассмотрена.
В Минпромторге отметили, что вопрос не новый, он стоял на повестке достаточно давно и предприятия, безусловно, знали о необходимости оснащения источников выбросов измерительными датчиками.
Вместе с тем важно понимать, какие вещества улавливать, какие измерять, так как вероятна ситуация, в которой выбросы могут быть незначительны, а фактическая стоимость датчика снимающего показания будет непомерно велика, добавили в министерстве.
– Такой ситуации нельзя допустить, и должна быть разумная система регламентированных процедур. Нужно понимать где и какие датчики ставить, как и какие источники загрязнения оснащать. Возможно также применение математических методов, которые позволят оптимизировать издержки компаний на оснащение необходимыми датчиками, – заключили в Минпромторге.
Председатель комитета ТПП по природопользованию и экологии Сергей Алексеев сказал «Известиям», что палата ранее направляла вице-премьеру Виктории Абрамченко резолюцию с похожими предложениями. В ней указано, что создание автоматической системы мониторинга окружающей среды может стать слишком затратным для компаний. Также Сергей Алексеев отметил необходимость господдержки предприятий отрасли, ориентированных на выпуск систем контроля, так как необходимых производственных мощностей в России сегодня недостаточно.
«Известия» направили запрос в аппарат вице-премьера Виктории Абрамченко.
По словам председателя Российского экологического общества Рашида Исмаилова, предприятия должны тратить значительные средства на экологию, это нормальная практика.
– За рубежом эти суммы гораздо выше. Позиция РСПП в вопросах экологии традиционно отвергающая. Экологическая модернизация промышленности сегодня пробуксовывает, – отметил он.
Стремление бизнеса сократить свои расходы понятно, ведь это укрепляет его экономическое положение, позволяет направить высвободившиеся средства на другие цели, считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. В данном случае, необходим компромисс между бизнесом и властью, достичь которого вполне реально, отмечает эксперт.
– Если датчики будут установлены только за счет бизнеса, это отрицательно скажется на его финансовом состоянии, ухудшит конкурентоспособность как на внутреннем рынке, так и в мире в целом. Поэтому необходимо, чтобы эти расходы были поделены между компаниями и государством, – заключил эксперт.
Причем совершенно необязательно, чтобы это было прямое выделение бюджетных средств, хотя полностью этого исключать не стоит, говорит Дмитрий Баранов. Это может быть оформлено в виде предоставления различных льгот бизнесу, уменьшения экологических платежей, оформления государственных гарантий, решения различных организационных вопросов за счет государства, добавил эксперт.
Валерий Воронов
Газета «Известия», 00:01, 21.06.2021