WorldClass

19 марта 2024, 12:34
Экономические деловые новости регионов Черноземья

erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

Что произошло с белгородской ГК «Алексеевка Химмаш»: рейдерский захват или спасение умирающего завода?

24.01.2022 13:09
Автор:
Что произошло с белгородской ГК «Алексеевка Химмаш»: рейдерский захват или спасение умирающего завода?

Белгород. 24.01.2022. ABIREG.RU – Аналитика – Уже несколько лет в Белгородской области идет война за некогда крупное предприятие, специализирующееся на производстве оборудования и спецтехники для промышленных объектов нефтехимической, газовой, металлургической, машиностроительной и других отраслей – ГК «Алексеевка Химмаш». Новый инвестор ООО «Континенталь» утверждает, что фактически поднимает производство с колен, а бывшие акционеры по-прежнему уверены, что предприятие подверглось рейдерскому захвату, и намерены через суд добиться отмены сделки купли-продажи. Что произошло на крупном белгородском предприятии за последние месяцы и чего ждать в будущем? «Абирег» оценил ситуацию и обнаружил любопытные подробности конфликта.

Напомним, Арбитражный суд Белгородской области ввел процедуру конкурсного производства в отношении АО «Алексеевский завод химического машиностроения» в сентябре 2019 года. Инициатором стала налоговая служба. Основанием для обращения с заявлением о банкротстве послужило наличие задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней в размере свыше 6 млн рублей. Согласно отчету временного управляющего, общая сумма требований кредиторов, включенных в реестр требований на сентябрь 2019 года, составила 64 млн рублей.

Кроме того, по заявлению УФНС России по Белгородской области в феврале 2020 года банкротом было признано входящее в ГК ЗАО «Алексеевский вагоностроительный завод», а также по заявлениям Юникредит банка – воронежские компании ТД «Алексеевка Химмаш» и ООО «АЗХМ-Инжиниринг» (в январе и июне прошлого года соответственно).

Судебные споры, инициирование мировых соглашений и привлечение внимания региональной власти к вопросу спасения предприятия ни к чему не привели: имущественные комплексы обоих заводов проданы с торгов и нашли новых владельцев.

Ранее в интервью «Абирегу» старший инспектор Центра противодействия коррупции в органах государственной власти Дмитрий Табаков заявлял, что ситуация с белгородской «Алексеевкой Химмаш» – это хорошо спланированный отъем собственности с использованием процедуры банкротства.

В свою очередь, конкурсный управляющий «Алексеевки Химмаш» Павел Силицкий полагает, что происходящее – естественное следствие многомиллионных долгов, сформированных руководством группы компаний.

Что стало с двумя заводами?

Имущественный комплекс АВЗ был приобретен индивидуальным предпринимателем за сумму чуть более 81 млн рублей. Хотя, по словам Табакова, согласно отчету оценщика, сметная стоимость корпуса вагоностроительного завода составляет более 2 млрд рублей.

«Это произошло потому, что должным образом не была произведена опись, не было освещено находящееся внутри оборудование на сотни миллионов рублей. В завод в общей сложности вложено 3,5 млрд рублей. «Успешно» реализованы блок вспомогательных цехов и прочее имущество предприятия, которое разбирается. Административное здание в 5 тыс. м продано за 1 млн рублей и уже разобрано. Думаю, окупилась на одних алюминиевых окнах», – комментировал ситуацию инспектор.

В октябре 2021 года состоялись электронные торги уже в отношении имущественного комплекса самой «Алексеевки Химмаш», по результатам которых победителем признана некая ИП Михалюк Л. Д. (которая действовала в интересах ООО «Континенталь»), предложившая за всё имущество «Алексеевки Химмаш» 195 млн рублей.

При этом конкурсный управляющий АО «Алексеевка Химмаш» Павел Силицкий отмечает, что оценка всего имущества, реализованного в процедуре банкротства, была подтверждена независимым оценщиком и никем не оспорена.

«Абсолютно все объекты ГК «Алексеевка Химмаш», которые продавались на торгах, проходили оценку независимых оценщиков. Если какое-то лицо не согласно с этой оценкой, оно может его оспорить в суде. Этого сделано не было. Кроме того, закон о банкротстве предполагает ступенчатую продажу любого имущества. Торги как по имущественному комплексу «Алексеевки Химмаш», так и по зданию вагоностроительного завода проходили все три стадии. Так, цена имущественного комплекса вагоностроительного завода с более чем 500 млн постепенно в течение полугода упала до 81 млн рублей. Цена завода «Алексеевка Химмаш» – с 404 млн до 195 млн рублей. Нет более справедливой цены, чем цена, которая сформировалась по итогам публичных торгов. Это означает, что имущество никому не нужно по более высокой цене. И та ставка, за которую ее купили, – это реальная цена имущества», – считает Павел Силицкий.

Более того, он утверждает, что представители «Алексеевки Химмаш» пытались сорвать торги по ее продаже.

«На собрании кредиторов 8 октября Табаков сказал: «Павел Борисович, вы сейчас продаете завод за 250-190 млн рублей, у меня есть инвесторы за 130 млн рублей, потому что мы считаем, что сейчас это дорого продается. Вот за 130 млн рублей есть инвесторы. Готовы ли вы перед кредиторами эту ситуацию как-то согласовать?» Я ему ответил: «Давайте так, если сейчас текущие торги не состоятся, то пишите предложение коммерческое, мы всё вынесем на собрание». Запись разговора у меня есть, сохранилась», – сообщил Павел Силицкий.

Вместе с тем конкурсный управляющий не исключает, что предложение было своего рода провокацией, потому как, по его сведениям, номер мобильного телефона господина Табакова совпадает с контактным телефоном Автобазы № 9 в Воронеже, принадлежащей дочери акционера «Алексеевки Химмаш» Александра Пархоменко.

Помимо этого, Павел Силицкий отметил, что аффилированные с бывшим собственником предприятия неоднократно пытались участвовать в торгах по выкупу отдельных активов ГК «Алексеевка Химмаш», причем предлагая цены еще более низкие, чем те, за которые имущество было продано в итоге. И только проиграв торги, начали поднимать информационный шум о продаже завода за бесценок.

Сохранить нельзя уничтожить

Как уже отмечалось, после того как с молотка ушел имущественный комплекс вагоностроительного завода, акционерам ГК пришлось распрощаться и с имуществом АО «Алексеевка Химмаш», покупателем которого стало ООО «Континенталь».

Несмотря на заверения нового собственника, что требования кредиторов будут удовлетворены, а расходы на процедуру банкротства погашены, акционеры ГК и господин Табаков сошлись во мнении: имущественный комплекс, вероятно, будет уничтожен, без возможности восстановления.

«Интересно и то, что 29 октября сняли запрет на заключение договора купли-продажи между ИП Михалюк Л. Д. и конкурсным управляющим АО «Алексеевка Химмаш». И это всё происходит в тот момент, когда на площадке появляются другие потенциальные инвесторы – это производственные компании из России, в том числе ООО «БелТрансГрупп», а также зарубежные инвесторы. Они заинтересованы в восстановлении жизнеспособности предприятий: предлагали полностью удовлетворить требования кредиторов путем подписания мирового соглашения. Но все эти попытки заблокировал комитет кредиторов», – говорил тогда господин Табаков.

Также специалист Центра противодействия коррупции в органах государственной власти утверждал, что банкротство «Алексеевки Химмаш» происходило по тому же сценарию, что и банкротство Алексеевского вагоностроительного завода, называя ситуацию рейдерским захватом.

В частности, он предполагал, что после продажи имущества ОАО «Алексеевка Химмаш» победитель торгов приступит к распродаже уникального оборудования предприятия.

Однако конкурсный управляющий утверждает, что ситуация на предприятии стабилизируется, и отрицает наличие в процедуре банкротства признаков рейдерского захвата.

«С самого начала процедуры банкротства кредиторами и региональными властями было принято решение, что основной комплекс «Алексеевки Химмаш» не будет дробиться на лоты, а будет продаваться как действующее предприятие. Эта задача была выполнена, несмотря на то, что перед процедурой банкротства имущество завода было выведено на подконтрольных бывшему собственнику лиц. Мы через суд вернули всё в конкурсную массу, сформировали единый лот, тем самым не допустили «растаскивания» завода на куски. Если бы было желание продать за бесценок, как говорят, распилить завод на металлолом, то давно бы это было сделано. Что касается рейдерского захвата, многие забывают, что процедура банкротства в отношении АО «Алексеевка Химмаш» инициирована и введена по заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Белгородской области в связи с наличием задолженности по налогам. На 1 декабря прошлого года совокупная задолженность АО «Алексеевка Химмаш» перед кредиторами превышала 201 млн рублей. При этом за счет выручки от реализации имущества конкурсным управляющим уже погашена задолженность перед работниками по выплате заработной платы в размере более 12 млн рублей. И утверждение господина Табакова, что за какие-то копейки на предприятии ввели процедуру банкротства – это объективно не так. Более того, я считаю, что вся эта медийная активность, которую развернули представители бывшего собственника, – это не более чем попытка воспрепятствовать законным торгам и расчетам с кредиторами, а также отвлечь внимание от неправомерных действий бывшего руководства в преддверии банкротства», – заявил Павел Силицкий.

Вернемся к вопросу заключения мирового соглашения. В декабре прошлого года представители «Алексеевки Химмаш» утверждали, что кредиторы ГК во второй раз отказали в заключении мирового соглашения, тем самым снова заблокировав попытку руководства компании вывести предприятие из процедуры банкротства и восстановить его работу. Тогда же уполномоченные представители Руснарбанка, Райффайзенбанка, Юникредит банка и ФНС сочли условия заключения соглашения неподходящими, в связи с чем единогласно заблокировали инициативу.

В свою очередь, господин Силицкий, говоря о мировом соглашении, утверждает, что оно было представлено кредиторам в октябре 2021 года, в период проведения последних торгов по имущественному комплексу. Хотя процедура банкротства была запущена в сентябре 2019 года. То есть мировое соглашение было представлено с опозданием на два года. Кроме того, со слов Силицкого, «зарубежным инвестором», как его называет господин Табаков, оказалась никому не известная компания из Судана, которая даже не представила по запросу кредиторов подтверждение своей регистрации и финансовой состоятельности.

Более того, конкурсный управляющий Павел Силицкий утверждает, что на самом деле группа компаний «Алексеевка Химмаш» является не таким уж перспективным и дорогим активом, каким его пытаются выставить представители бывшего собственника.

«По сути, действующим предприятием являлось только АО «Алексеевка Химмаш», в главном корпусе которого было налажено производство цистерн. Остальные активы завода, построенного в советские времена, находились в полном запустении. Безусловно, «Алексеевка Химмаш» – хорошее предприятие, у них была востребованная продукция. Что касается Алексеевского вагоностроительного завода, или, как его называют представители бывшего руководства, производственного гиганта, то он представляет собой объект незавершенного строительства, эксплуатация которого запрещена. Здание [представляет] собой голый цех, без производственного оборудования и подключения к коммуникациям. Поэтому то, что его покупают по цене металлолома, неудивительно. Цена отвечает тому состоянию, в котором находится имущество. Аналогичным образом, вопреки утверждениям, на территории АЗХМ отсутствует какой-либо «большой индустриальный парк площадью 20 га с тремя производственными площадками», – подчеркнул конкурсный управляющий.

Отдельно стоит отметить вопрос правомерности выставления на торги личного имущества владельцев завода, в том числе основного акционера ОАО «Алексеевка Химмаш» Александра Пархоменко. В настоящее время в отношении него инициирована и активно идет процедура банкротства физического лица.

«Претензии кредитной организации к Пархоменко сформировались по договорам поручительства, подписанным в отношении кредитных договоров ГК «Алексеевка Химмаш». И это притом что эти средства пошли на модернизацию производственных мощностей – порядка 500 млн рублей», – отмечал Дмитрий Табаков.

В свою очередь, Павел Силицкий заверил, что до тех пор, пока долг не погашен, банкротство законно.

«Это же не банкротство, которое возникло из ниоткуда. Господин Пархоменко выступал поручителем по кредитам «Алексеевки Химмаш». И кроме того, насколько я знаю, у него был личный кредит, он выступал лично заемщиком перед Руснарбанком. Поэтому до тех пор, пока долг не погашен, процедура банкротства, я полагаю, законна. И в ней должны предприниматься любые меры, которые законом предусмотрены. К примеру, если собственник некоего холдинга дает поручительство, холдинг уходит в банкротство, то банкротами признают всех участников группы: как основного заемщика, так и всех поручителей. Это обычная практика», – считает он.

Что же мы имеем в сухом остатке?

На сегодняшний день завершены торги по всему имущественному комплексу. Покупатель – ООО «Континенталь», – несмотря на подозрения в финансовой несостоятельности, оплатил комплекс в полном объеме. Сделка проходит регистрацию в Росреестре. Поскольку ООО «Континенталь» полностью рассчиталось с конкурсными управляющими, они начали погашать долги перед кредиторами.

«Насколько мне известно, компания готовится к возобновлению производства, проходит сертификацию рабочих мест и получает разрешительную документацию. Что касается судебных мероприятий, запрет на заключение договора конкурсного управляющего и инвестора отменен, так как ООО «БелТрансГрупп», которое выступало с инициативой погашения требований кредиторов, больше не выражало заинтересованности в восстановлении предприятия. Создалось впечатление, что «БелТрансГрупп» просто пыталось заблокировать сделку по продаже завода «Континенталю» и, может, даже на этом заработать», – подытожил Павел Силицкий.

Действительно ли инвестор занимается восстановлением предприятия? По словам представителей ООО «Континенталь», да.

«Сейчас мы оформляем предприятие в собственность, восстанавливаем в должности людей, получаем сертификаты и лицензии, восстанавливаем производственную базу. Так как сейчас идет суд по обжалованию торгов, то давать конкретику мы не можем. Сколько потребуется времени для запуска предприятия, также сказать пока невозможно. Мы смотрим рынок, строим планы по модернизации. Главное, чтобы ограничения в виде суда были сняты», – прокомментировали в ООО «Континенталь».

На чьей стороне правда и что будет с предприятием – покажет время. «Абирег» продолжит следить за развитием событий.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0