Воронеж. 17.01.2023. ABIREG.RU – Аналитика – В условиях пандемии, кризиса и санкций небольшие региональные предприятия переживают не самое лучшее время. Однако ситуацию усугубляют и внутренние конфликты. ООО «Курское молоко» – знаковое для региона предприятие, на котором работают несколько сотен человек. Компания с 17-летней историей попала в сложную экономическую ситуацию из-за разногласий собственников, один из которых не желает выполнять взятые на себя обязательства. «Абирег» разбирался, почему партнеры не нашли общего языка и какими будут последствия конфликта.
В середине 2000-х, когда все преимущественно работали по схеме «купи-продай», в Курске и появился один из крупных и надежных производителей молочной продукции – «Курское молоко». Основателями компании стали два предпринимателя Сергей Дворников и Роман Колесниченко. Предприятие развивалось с переменным успехом, партнеры брали кредиты, налаживали производство, пару лет работали в минус. Однако спустя время предприятие встало на рельсы, и новые линии уже приезжал открывать сам губернатор Александр Михайлов. Курские СМИ даже называли завод местным феноменом. Сегодня продукция компании продается в крупных торговых сетях под такими брендами, как «Куряночка», «Белая слобода», «Лето близко», «Время му» и др.
Однако не всё так благополучно в «молочном королевстве». «Курское молоко» переживает не самое лучшее время и из-за действий нынешних управленцев может даже попасть под угрозу банкротства.
Для тех, кто погружен в курскую политику, имя Романа Колесниченко должно быть знакомо. В 2016 году он избрался в Курскую областную думу по одномандатному избирательному округу № 3. Однако в начале 2019 года его депутатские полномочия были прекращены, так как новоиспеченный губернатор Роман Старовойт назначил его председателем комитета промышленности, транспорта и связи. Неплохая политическая карьера для бизнесмена, которой, впрочем, не суждено было продолжиться. Всего через месяц комитет был упразднен.
Несмотря на то, что господин Колесниченко решил заняться политикой, контроль над бизнесом он не утратил и фактически являлся совладельцем предприятия с контрольной долей. В 2018 году именно к нему обратились журналисты за комментарием, когда швейцарский дизайнер обвинил компанию в плагиате дизайна упаковки. Впрочем, совмещение политики и бизнеса – дело обычное и не криминальное, даже если говоришь, что «оставляешь бизнес ради общественной работы».
Роман Колесниченко и Сергей Дворников успешно вели бизнес, строили планы. После ухода из «политики» господин Колесниченко сосредоточился на бизнесе, встречался с представителями банков, занимался крупными сделками. После небольшого спада в 2018 году выручка предприятия начала расти и в 2021-м достигла 1,4 млрд рублей. Чистая прибыль небольшая, но была.
В 2020 году с пандемией коронавируса российский бизнес столкнулся с новыми вызовами. Потрясения не обошли стороной и «Курское молоко». Партнеры искали новых инвесторов для предприятия и даже задумывались о его полной продаже. Поворотным моментом стала болезнь Сергея Дворникова, которому принадлежало 48% компании. Перенеся коронавирус, мужчина не мог по состоянию здоровья полноценно участвовать в управлении компании, так как владение крупной долей накладывало определенные обязательства.
Роман Колесниченко на этом фоне предложил господину Дворникову выкупить его долю. Стороны сошлись на 100 млн рублей. В июле 2021 года сделку провели. Покупателем доли выступила подконтрольная господину Колесниченко фирма ООО «Ромико». Согласно договору, 100 млн рублей должны были выплатить в течение 20 месяцев, внося каждый месяц по 5 млн рублей. При этом Роман Колесниченко, как физлицо, выступил поручителем по сделке. Стороны договорились, что, пока вся сумма не будет выплачена, доля будет находиться в залоге у господина Дворникова, с которым нужно будет согласовывать крупные сделки и иные решения компании, такие как, например, назначение гендиректора.
Партнеры договорились, ударили по рукам и разошлись: один – управлять предприятием, другой – ждать обещанных 100 млн рублей. Однако пока у этой истории нет счастливого конца.
На данный момент 52% «Курского молока» принадлежит ООО «Капитал-инвест», совладельцами которого выступают Елена и Александр (Романович) Колесниченко. Руководит компанией сам Роман Колесниченко. Оставшиеся 48% молочного предприятия находятся у ООО «Ромико», которое полностью контролируется господином Колесниченко.
С момента сделки прошло больше 1,5 лет, но Сергей Дворников не получил даже и половины средств. Покупатель просрочил платеж уже в первый месяц, а общая сумма его выплат достигла лишь 1,5 млн из причитающихся господину Дворникову 100 млн рублей. С сентября 2021 года Роман Колесниченко перестал платить и при этом не стал отказываться от сделки.
Стороны вели переговоры, но никак не могли прийти к общему знаменателю. По словам господина Дворникова, его бывший партнер высказывал всё новые и новые условия для исполнения своих обязательств: рост прибыли компании, привлечение инвесторов, кредитов.
Время шло. Проценты капали. И к сентябрю 2022 года их размер достиг 4,2 млн рублей. По информации «Абирега», Сергей Дворников переуступил права требований этой суммы коллектору Сергею Баркову, который уже обратился в арбитражный суд с требованием взыскать с «Ромико» эту сумму.
Представитель Сергея Дворникова юрист Семён Кирьяк рассказал «Абирегу», что господин Колесниченко в сентябре 2022 года переоформил товарные знаки компании на подконтрольное ему лицо без согласия залогодержателя. Речь идет о словесном товарном знаке «Лето близко» и трех комбинированных товарных знаках. Они отмечают, что если «Курское молоко» утратит права на использование товарных знаков, то это приведет к срыву крупных контрактов. При этом представитель бизнесмена допускает, что Роман Колесниченко может быть заинтересован в выводе активов предприятия на подконтрольные фирмы.
Роман Колесниченко в разговоре с корреспондентом «Абирега» рассказал, что каких-либо разногласий с теперь уже бывшим партнером не видит. По его словам, сейчас стороны договариваются о новом графике платежей, юристы с обеих сторон ищут компромисс. Бизнесмен отметил, что не смог платить по первоначальному графику по экономическим причинам. Он уверяет, что их взаимодействие с партнером никак не повлияет на работу компании, так как «Курское молоко» не является стороной сделки. Также Роман Колесниченко заявил, что товарный знак «Время му» как принадлежал компании, так ей и принадлежит.
Кроме того, мужчина рассказал, что пока не до конца понимает природу иска господина Баркова. «Там даже не Дворников, какой-то Барков. Иск пока не принят к производству. Честно говоря, плохо понимаю, как проценты можно переуступить», – говорит господин Колесниченко.
Сергей Барков рассказал «Абирегу», что знаком с Романом Колесниченко с 2002 года. С момента получения уведомления о состоявшейся уступке Роман Колесниченко неоднократно связывался с ним и просил не участвовать во взыскании задолженности (переписка имеется в распоряжении «Абирега»), поскольку ООО «Ромико» не ведет деятельность и исполнение решения о взыскании задолженности будет невозможным. В переписке Роман Колесниченко, как указывает Сергей Барков, говорил о готовности обанкротить ООО «Ромико» в целях неисполнения своих обязательств.
По данным «Абирега», Сергей Дворников готов рассматривать новый вариант графика только после оплаты процентов. Представитель Сергея Дворникова юрист Семён Кирьяк рассказал «Абирегу», что по состоянию на 16 января 2023 года новые суммы в счет оплаты, как и порядок погашения образовавшейся задолженности, от Романа Колесниченко не поступали, а переговоры не проводились. Смогут ли стороны договориться о новых условиях сделки – вопрос открытый. Кроме того, открытым также остается вопрос о том, как в условиях этого конфликта продолжит свою работу само предприятие.
Фотографии с сайта компании, vipvkurske.com и новостибизнеса.рф