21 ноября 2024, 20:16
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Липецкие власти подталкивают пайщиков к жесткому земельному переделу?

30.06.2023 13:13
Автор:
Липецкие власти подталкивают пайщиков к жесткому земельному переделу?

Липецк. 30.06.2023. ABIREG.RU – Аналитика – Липецкий замгубернатора Игорь Кремнев рассказал, что известно о земельных спорах и готова ли власть остановить конфликт. «Абирег» следит за земельным переделом в Добровском районе Липецкой области. Предметом спора являются долгое время бывшие в аренде у холдинга «АгроГард-Липецк» земельные паи жителей села Панино. Пайщики решили сменить арендатора, а «АгроГард-Липецк» оказался не согласен.

Земля – ресурс ограниченный, а потому всегда был и будет ценным активом. Подобные конфликты не единичны. Чтобы снизить их потенциал и понять, кто и как пользуется землями, сколько земель заброшено и какова общая картина, Минсельхоз с прошлого года начал составлять схему распределения земель и заносить данные в Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН).

«Абирег» узнал, кому принадлежат липецкие земли, кто и как их использует. Вместе с курирующим сельское хозяйство заместителем губернатора Липецкой области Игорем Кремневым мы также попытались проанализировать, в чем корни земельных конфликтов. И нужно ли региональным властям в вопросе распределения ограниченного и ценного ресурса делать выбор между пришлыми землепользователями в лице агрохолдингов и небольшими местными КФХ.

Всё вокруг колхозное, всё вокруг мое

В 2021 году утверждена Госпрограмма эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса до 2031 года. Ее цель – вовлечь в оборот неиспользуемые площади, предотвратить выбытие земель и сохранить орошаемые земли. А для этого нужно сначала узнать, сколько в России земель, кому они принадлежат и как используются. Актуальных сведений, как оказалось, нет. Все базы разрознены, а последняя масштабная инвентаризация земель сельхозназначения проводилась больше 20 лет назад, когда всё вокруг, и правда, было колхозное.

По Липецкой области инвентаризация уже идет полным ходом. На данный момент в ЕФИС ЗСН внесена информация о 1,3 млн пахотных земель, или 75,7% от общей площади.

И как оказалось, у большей части липецких полей есть те, кто могут сказать, мол, всё вокруг мое: 1,4 млн га земли находятся в частной собственности. Это почти 74% от общей площади земель сельхозназначения. Оставшиеся 503,4 тыс. га – в государственной и муниципальной собственности. А вот 2,1 тыс. га не используются по целевому назначению.

Все свободны

За последнее десятилетие по всем аграрным регионам наблюдается перевес в сторону крупных землепользователей. Липецкая область не исключение – 73,5% общей площади земель сельскохозяйственного назначения приходится на крупные и средние предприятия и только 26% – на КФХ и ИП. Притом что никто не умаляет заслуг КФХ в обеспечении продовольственной безопасности страны, решении проблем занятости сельского населения и устойчивого развития сельских территорий, именно они порой оказываются совершенно беззащитными перед притязаниями крупных предприятий.

Подобный конфликт идет в Добровском районе. Холдинг «АгроГард-Липецк» через арбитраж пытается взыскать более 100 млн рублей с ИП Золотарева и кооператива «Заречье» за использование спорных земель пайщиков. Ответчики – два крепких хозяйства, – резонно опасаются, что исполнение иска, в случае проигрыша в суде, их просто обанкротит. Параллельно «АгроГард-Липецк» оспаривает права пайщиков на выдел участков из общей долевой собственности, не желая признавать несогласие собственников на продление аренды. Пайщики просят защиты своих прав, записывая видеообращения к председателю СКР Александру Бастрыкину.

Игорь Кремнев рассказал, что о земельном разбирательстве в Добровском районе в правительстве Липецкой области известно, видели здесь и обращение жителей Тележенского и Панинского сельсоветов к председателю СКР Александру Бастрыкину. Однако в правительстве не склонны считать, что данный прецедент станет знаковым для региона.

«В арбитражных судах продолжаются разбирательства, и говорить о банкротстве каких-либо предприятий преждевременно», – считает Игорь Кремнев, при этом он добавляет, что судебные разбирательства не оказывают существенного влияния на экономику района, но вызывают определенное социальное напряжение и должны быть разрешены в соответствии с действующим законодательством.

Он отмечает, что граждане свободны в выборе методов защиты своих прав, значит, вправе обратиться в любые уполномоченные ведомства для их защиты. И цитирует ст. 14 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с ней владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Таким образом, сами граждане вправе распоряжаться земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности.

«Давайте как-нибудь сами!»

Распоряжаться вправе, если прав тот, на чьей стороне закон, а не тот, у кого больше прав. В прошлом году резонанс в прессе вызвала ситуация вокруг СПХ «Мокрое», которое, по заявлениям фермеров, незаконно обрабатывало их земли. Арбитражный суд встал на сторону фермеров, обязав СПХ возместить ущерб. Сейчас в арбитражном суде остаются на рассмотрении иски главы КФХ Виктора Плохих к «Мокрому» о взыскании убытков, полученного дохода, расходов на оплату государственной пошлины и встречный иск «Мокрого» об устранении препятствий в пользовании земельным участком.

Игорь Кремнев признает, что спорные ситуации между пайщиками и крупными землепользователями не единичны и будут возникать в процессе хозяйственной деятельности. По его мнению, они должны решаться непосредственно хозяйствующими субъектами без участия органов власти.

Далеко не все конфликты разрешаются в рамках гражданско-правовых отношений, иногда доходит до трагедии. Так, в июне 2022 года тамбовский фермер Владимир Левкин поставил точку в земельном споре, застрелив своего оппонента – главу агрохолдинга «АСБ» Юрия Хохлова – и после совершив самоубийство.

До крайности фермера довели несколько лет судебных процессов. Сначала он не смог взыскать 1 млн рублей ущерба по договору субаренды, полагая, что агрохолдинг специально перепахал 30 га земли, где был посеян его подсолнечник. Затем проиграл встречный иск «АСБ» на 900 тыс. рублей неосновательного обогащения за подсолнечник на другом участке. Левкин пробовал признать недействительным решение общего собрания пайщиков спорного участка об аренде на 25 лет со структурами «АСБ». Суд пока не закончен, но для истца это уже не имеет значения.

В Краснодарском крае пайщики из станицы Новоплатнировская в 2016 году, отчаявшись отстоять свои земельные наделы у холдинга «АгроКомплекс», намеревались устроить пробег на тракторах до Москвы. Так они хотели привлечь внимание президента и федеральных чиновников к своей проблеме.

Чтобы избежать трагедий и обострения конфликтов, органы власти, очевидно, не должны оставаться молчаливыми наблюдателями. В какой-то мере им стоило бы выступать медиаторами в острой фазе конфликта. Например, в том же Краснодарском крае создали независимую рабочую группу по рассмотрению обращений фермеров Кубани и помогли простым людям защитить свои земли от акулы агробизнеса.

Игорь Кремнев отмечает, что для исключения спорных ситуаций собственникам земельных долей целесообразно выделить участки и зарегистрировать свои права в установленном законом порядке. Пайщики из Панино именно этого и добиваются, но суды не хотят их слышать.

Аналогичная ситуация произошла в 2016 году в том же Краснодарском крае. Пайщикам из Успенского района агрохолдинг «Марьинское» мешал выделить земли из общей долевой собственности и организовать свое КФХ. И это несмотря на то, что пайщики собирались дождаться окончания аренды и только потом распоряжаться своими землями. На их защиту встали ОНФ и Краснодарский краевой суд.

За деньги или по совести

Зачастую крупные землепользователи менее бережно относятся к земле. Хотя проводить сравнительный анализ эффективности землепользования КФХ и агрохолдингов сложно. Объективно, ответственный подход к землепользованию, равно как и безответственный, демонстрируют и фермеры, и крупные предприятия. Вторые чаще попадают в публичное пространство. Так, ООО «Овощи Черноземья» сбросили в реку Усмань сточные воды, чем уничтожили плодородный слой почвы. По решению арбитража агрофирма заплатили почти 37 млн рублей в качестве компенсации вреда. «АгроГард» бесконтрольно залил земли пестицидами, за что получил административное взыскание в 2021 году.

Агрохолдингам вообще интересно будущее территорий, на которых они работают? С одной стороны, головной офис в столице (или как с компанией «АгроГард» – вообще в офшорах), сюда они пришли зарабатывать, т. е. использовать ресурсы по максимуму, а что будет дальше – вопрос риторический. С другой – им интересно и завтра зарабатывать столько же, сколько сегодня, а лучше даже больше. Другое дело фермер: он свой, тут вырос, тут живет, землю детям передаст, потому бережет ее не из страха, а по совести, помогает не из выгоды, а от души.

Игорь Кремнев считает, что такая точка зрения не сходится с реальной ситуацией и сама постановка вопроса, что лучше, некорректна, поскольку и агрохолдинги активно участвуют в развитии сельских территорий.

Где-то наверняка есть такие примеры, но конкретно Добровскому району не повезло. Ранее редакция отправляла запрос главе администрации Добровского муниципального района Анатолию Попову, где интересовалась вкладом агрохолдингов в развитие территории. Мы спросили, какую долю налоговых платежей в структуре районного бюджета составляют их отчисления, какие социальные проекты за последние два года профинансировали агрохолдинги и есть ли программы, реализованные в рамках государственно-частного партнерства. Также попросили главу района оценить вклад крупного бизнеса в социальное развитие района. Увы, ожидания сильно разошлись с реальностью.

Притом что в районе работают пять агрохолдингов, на которые приходится 50% всех посевных площадей, их вклад в социальное развитие района низкий. Программ в рамках государственно-частного партнерства нет, социальных проектов, в которых бы полевые гиганты участвовали рублем, тоже. Если же говорить про «АгроГард-Липецк», то он не входит даже в число крупных налогоплательщиков района.

Зато местная администрация отметила вклад ИП Золотарева – он реализовал проект по строительству социального жилья для работников сельского хозяйства по договорам найма в селе Махоново.

В России создано многоукладное сельское хозяйство, как раз для того чтобы была возможность использовать лучшие и наиболее эффективные подходы всех форм хозяйствования. Государство готово поддерживать всех, предлагая различные программы. Однако далеко не всегда дело только лишь в финансах. Гораздо важнее почувствовать плечо именно в конфликтной ситуации, и хорошо если это плечо – реальные действия.

При всей похожести земельных конфликтов двух совершенно одинаковых не бывает. Поэтому подходить к каждой такой проблеме надо индивидуально. Печальные истории из других регионов и ответ Добровской администрации наглядно демонстрируют, какую роль играют агрохолдинги в развитии сельских территорий, поэтому мнение маленьких людей игнорировать просто недопустимо, а порой и опасно. Даже для них самих.

Фото Oleksandr Ryzhkov с сайта Freepik

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0