WorldClass

14 сентября 2024, 09:52
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Юрий Парахин: «Жители Орловской области заплатили 3,5 млрд рублей за «воздух» вместо мусора и получили новую свалку»

20.05.2024 12:39
Автор:
Юрий Парахин: «Жители Орловской области заплатили 3,5 млрд рублей за «воздух» вместо мусора и получили новую свалку»
Фото автора
За пять лет мусорная реформа в Орловской области не только не привела к желаемым результатам, но и, напротив, поставила регион на грань экологической катастрофы. Почему так произошло и каков выход из ситуации, рассказал генеральный директор завода АО «ЭкоСити» Юрий Парахин.

Орел. 20.05.2024. ABIREG.RU – Интервью – Почему мусорная реформа в Орловской области за пять лет так и не привела к желаемым результатам, а регион, имея передовые технологии, лишь теряет позиции в экологическом рейтинге, рассказал генеральный директор мусороперерабатывающего завода АО «ЭкоСити» Юрий Парахин.

– В начале 2024 года Орел погрузился в мусорный хаос. Да и сейчас тема мусора никуда не ушла. На ваш взгляд, в чем корни происходящего?

– В конце 2023 года власти приняли новую территориальную схему и по ней коренным образом перераспределили мусорные потоки и ввели в эксплуатацию комплекс ООО «ЭкоПолис». Возможности же нашего предприятия в переработке отходов в новой схеме почему-то не были учтены. Если раньше мы принимали 120 тыс. тонн ТКО в год, то на текущий год по новой схеме нам выделили всего 8 тыс. тонн, а на самом деле мы не получаем и этого. Завод фактически простаивает.

– Почему такая смена настроений? Ведь «ЭкоСити» успешно справлялось с задачей, давало столь впечатляющие результаты, что даже губернатор Андрей Клычков приезжал к вам с делегацией.

– Да, было. Но в какой-то момент мы стали неудобными. Произошло это в конце 2019 года, когда мы в интересах жителей Орловской области решили оспорить в суде объемы ТКО, за которые людям насчитывали лишние деньги. Дело в том, что с началом мусорной реформы в 2019 году в самой первой территориальной схеме обращения с ТКО ее составители вдруг ни с того ни с сего поставили общий объем в 347 тыс. тонн. Для сравнения: в 2018 году объем был на уровне 220 тыс. тонн отходов. По факту и в 2019 году выбрасывать в полтора раза больше, естественно, не стали и объем сохранился на уровне 207 тыс. тонн. Тариф для населения тогда вырос в три раза: с 26 до 76 рублей. Теперь понятно, зачем потребовалось такое искусственное увеличение?

– Вы выиграли суд. И...

– Областной суд дал департаменту ЖКХ Орловской области команду, чтобы они пересмотрели цифру. Правда, сделали они это только 27 декабря 2023 года. Итого за пять лет орловчане переплатили за 700 тыс. тонн отходов, которых не существует, а это 3,5 млрд рублей. Я говорю об этом открыто и считаю, что это повод для того, чтобы прокуратора и Следственный комитет назначили проверку, но этого до сих пор почему-то не произошло.

– А вам зачем это было нужно? Сейчас складывается впечатление, что вас «не позвали» в схему.

– Наоборот! Я не раз говорил, что в 2021 году ответственный за мусорную реформу в Орловской области Антон Сергеевич Старосельский настойчиво предлагал мне участие в «подъеме» денег. Я, конечно, отказался. Это уголовное дело как минимум за хищение в особо крупном. Я хочу заниматься технологиями, бизнесом, инновациями. Поймите, я в мусорной сфере больше 30 лет, знаю, как повысить переработку ТКО, как сделать нашу область чище. Я здесь почти всю жизнь, мои дети и внуки здесь живут, и я искренне разделяю мнение президента, что мы не можем оставить будущим поколениям вот эти горы мусора. А главное – я умею это перерабатывать. У меня есть технологии, чтобы переработать даже самые сложные виды отходов, и я хочу их внедрять. Когда я отказал Старосельскому, началось давление. На меня, мою семью и предприятие обрушился шквал обвинений. Предприятию урезали объемы мусора, из 250 работников осталось 70, остальных пришлось сократить. И никто не посмотрел, что за пять лет «ЭкоСити» заплатило 290 млн рублей налогов. Мы и дальше платили бы, но нам перекрывают воздух.

– Главным образом тем, что теперь почти все потоки «перетянул» на себя «ЭкоПолис». Со стороны выглядит странно 1 января отправить 75% отходов на завод, который до этого не работал ни дня и практически не успел набрать коллектив.

– Скажу больше. За год до запуска завода я ездил на аналогичное предприятие, где такой же набор оборудования. Так вот, их эффективность по сортировке составляла не более 1,5%. Поэтому изначально было сомнительно, что при обозначенных мощностях в 160 тыс. тонн «ЭкоПолис» не захлебнется. Что мы сейчас и наблюдаем. На «ЭкоСити» мы отбирали 66% отходов, которые шли во вторичную переработку, т. е. из 100 тонн, которые приходили на завод, 66 тонн превращали во вторичные материальные ресурсы. Но, видимо, орловским чиновникам важнее личные интересы. В итоге область имеет совершенно иную картину, а губернатор просит потерпеть и дать время. Я считаю, что времени нет. Уже к лету горы мусора начнут тлеть, и Орел снова задохнется, как это было до 2020 года, пока горела старая городская свалка.

– По идее, работа переработчиков – это зона ответственности регоператора, но представители «Зеленой рощи» заявляют, что контролируют только объем привезенных отходов, а дальше, получается, всё исключительно на совести руководителя предприятия. Вам тоже так безгранично доверяли?

– Наоборот, нас практически каждый день контролировали на всех этапах: сколько машин приняли, сколько хвостовой части вывезли, какого качества. В законе прописано, что основным условием сотрудничества регионального оператора с предприятиями по сортировке и захоронению является контроль. Поэтому, когда представители «Зеленой рощи» говорят, что они не контролируют «ЭкоПолис», – это лукавство. Тем более на комитете по ЖКХ «Зеленая роща» открыто признала, что за январь и февраль не заплатила своему контрагенту. Почему не платят? Потому что услуга не оказана? Следовательно, всё они видят и знают. И именно поэтому акты выполненных работ от «ЭкоПолиса» до сих пор не подписаны.

– Похоже, мусорная реформа зашла в тупик. Есть ли из него выход или Орловщина неизбежно превратится в свалку?

– Есть, конечно. Тем, кто отвечает за мусорную реформу, пора начать думать о своей малой родине. Нужно, чтобы чиновники приняли во внимание и включили в терсхему все технические и производственные возможности, которые имеются в регионе, в том числе мощности и потенциал «ЭкоСити». Я не против «ЭкоПолиса», я против того, чтобы одно предприятие искусственно «вытягивали» в ущерб остальным, а главное, в ущерб жителям региона. Я считаю, у всех участников мусорной реформы одна цель: сделать нашу область чище и лучше. У «ЭкоСити» есть установка высокотемпературного пиролиза, которая уже доказала, что можно значительно сократить количество хвостов, перерабатывая их в теплоэнергию. Есть проект рекультивации старого полигона, есть опыт производства почвогрунтовых смесей методом полевого компостирования. За пять лет мы переработали почти 300 тыс. тонн почвогрунтовых смесей и использовали их для строительства саркофага на старой свалке, за счет чего она и перестала гореть. Я готов внедрять эти технологии, развивать и инвестировать свои средства, только пусть «ЭкоСити» дадут нормально работать.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1