Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в пленарном заседании, которое состоялось 10 июля в Москве. Как сообщил «Абирегу» парламентарий, центральной темой насыщенной повестки стало внесение пакета изменений в налоговую систему и Бюджетный кодекс страны, а также связанные с этим поправки в федеральный бюджет на 2024 год.
Характеризуя трансформацию Налогового кодекса РФ, Сергей Лукин указал на то, что она будет носить комплексный и системный характер.
Согласно прозвучавшему в ходе обсуждения заявлению министра финансов России Антона Силуанова, корректировка параметров налоговой системы строится на базе принципа справедливости и эффективности перераспределения поступлений между различными слоями населения и секторами экономики.
В связи с этим важной новацией Сергей Лукин назвал введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ), с многоступенчатым увеличением. Начиная с годового дохода 2,4 млн рублей, НДФЛ вырастет с 13 до 15%. Максимальные налоговые отчисления в размере 22% установлены для суммы выше 50 млн рублей в год. При этом повышенные ставки применяются только к средствам, превышающим пороговые значения. Увеличение не будет распространяться на определенные категории доходов – в частности, на выплаты, получаемые участниками СВО, а также на «северные» и приравненные к ним надбавки и коэффициенты.
Кроме того, в России появится новая налоговая льгота для семей с двумя и более детьми. Главное условие ее предоставления – уровень дохода на каждого члена семьи не должен превышать установленных законом значений, вне зависимости от того, работает один из родителей или оба. Поскольку им будет возвращаться 7% из уплаченного НДФЛ в 13%, то фактическая ставка НДФЛ для таких семей снизится до 6%.
Одновременно законом предусматривается увеличение с 2025 года ставки налога на прибыль организаций с 20% до 25%, с отчислением в федеральный бюджет в размере 8%.
«С целью создания новых инструментов налогового стимулирования инвестиций вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет, который позволит уменьшать сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на капитальные расходы в рамках инвестиционных проектов, требования к которым будут установлены Правительством РФ», – подчеркнул Сергей Лукин.
При этом ставку НДС в 20% решено оставить на текущем уровне, поскольку ее повышение могло бы разогнать инфляцию, пояснял ранее министр финансов РФ Антон Силуанов.
Также среди значительного числа локальных поправок в налоговое законодательство – увеличение налоговых отчислений в отношении добычи отдельных видов твердых полезных ископаемых, введение туристического налога вместо курортного сбора и совершенствование упрощенной системы налогообложения для борьбы со схемами дробления бизнеса.
Глава министерства финансов РФ проинформировал, что все предложения, которые вошли в текст законопроекта, были тщательно проработаны с парламентом, экспертами и бизнес-сообществом.
В своем комментарии Сергей Лукин акцентировал внимание на том, что с изменениями в Налоговый кодекс напрямую связаны поправки в Бюджетный кодекс РФ, также поддержанные Советом Федерации на пленарном заседании.
«Рассматриваемые сегодня законы направлены на то, чтобы определить необходимые ресурсы, распределить их по уровням бюджетной системы», – подчеркнул Антон Силуанов.
В частности, в связи с вводимой прогрессивной налоговой шкалой предусматривается направление всех дополнительных платежей по ставке свыше 13% в доход федерального бюджета.
Также изменениями в Бюджетный кодекс РФ вводится возможность пересмотра долговых обязательств регионов и муниципалитетов.
Сергей Лукин пояснил, что закон устанавливает возможность списания регионам 2/3 задолженностей по бюджетным кредитам при условии, что высвобождаемые средства будут направлены на инвестиции и инфраструктурные проекты. Такой механизм позволит субъектам федерации снизить долговую нагрузку и улучшить инвестиционную привлекательность.
Начиная с 2025 года, муниципальные образования наряду с регионами смогут использовать экономию средств от межбюджетных трансфертов для реализации национальных проектов.
Принятыми поправками также предусматривается списание в 2024 году безнадежной к взысканию задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и унитарных предприятий по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля и надзора, по состоянию на 1 июля 2022 года.
В Бюджетный кодекс введен механизм контроля и ограничения расходов дотационных регионов и муниципальных образований на исполнение обязательств по концессионным соглашениям и соглашениям о государственно-частном партнерстве – на уровне не более 10% доходов соответствующего бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Эта норма направлена на ограничение расходов, связанных с такими соглашениями, и первоочередного исполнения обязательств социально значимого характера. При этом предусмотрено ведение Министерством финансов РФ реестра обязательств по соответствующим соглашениям, что обеспечит публичность и прозрачность всех обязательств регионов.
Кроме того, сенаторы одобрили закон, уточняющий отдельные параметры федерального бюджета 2024 года. Как заявил Антон Силуанов, необходимость такой корректировки связана с увеличением темпов роста экономики, уточнением прогноза развития и изменением ряда других показателей.
Поправки предусматривают, что дополнительные бюджетные ассигнования будут выделены на реализацию послания Президента Федеральному Собранию. В числе приоритетных направлений – средства на реализацию программы льготной семейной ипотеки в субъектах РФ с низким уровнем жилищного строительства, увеличение ежемесячного вознаграждения за классное руководство педагогам в малых населенных пунктах, повышение зарплат научно-педагогическим работникам, преподающим фундаментальные дисциплины, и другие.
Также федеральным законом предусматривается увеличение зарезервированных средств на оказание финансовой поддержки субъектов РФ. Наряду с этим увеличивается объем субсидий региональным бюджетам на возмещение затрат по созданию и модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных и промышленных парков. По словам министра экономики РФ, на указанные цели планируется направить часть прироста ненефтегазовых доходов.
«Реализация положений Послания Президента России Федеральному Собранию уже начата. И основная задача одобренных Советом Федерации в ходе заседания решений – обеспечить прочную законодательную базу для воплощения этих планов», – резюмировал Сергей Лукин.