17 декабря 2025, 21:47
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости
Экономические деловые новости

Бизнес-омбудсмен Владислав Епанчинцев: «Итоги 2025 года? Тоннель есть, света почти нет»

17.12.2025 20:48
Автор:
Бизнес-омбудсмен Владислав Епанчинцев: «Итоги 2025 года? Тоннель есть, света почти нет»
Фото автора
Владислав Епанчинцев – об аномальном количестве закрывшихся предприятий, снижение инвестиционной активности и сложностях в работе Свободной экономической зоны.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Белгородской области в авторской колонке для «Абирега» подвел итоги 2025 года для бизнеса региона.

Декабрь – время подведения итогов года. Что же происходило в белгородском бизнесе? Я поговорил со знакомыми предпринимателями: лично и в своем Telegram-канале. Что они отмечали чаще всего? Первое и самое главное – тотальный рост издержек. Где-то больше, где-то меньше, но рост затрат отмечают все. Министерство экономического развития бодро рапортует о росте средней заработной плате и росте ВРП. Их можно понять, работа такая, но на деле рост показателей не поспевает за инфляцией, а рост зарплат – это рост издержек предприятий. Да, кадровый вопрос в этом году не стоит так остро, как в прошлом. Но это не значит, что он исчез совсем. Потребность в квалифицированных кадрах осталась, и потребность квалифицированных кадров в росте зарплат тоже никуда не делась.

Кроме зарплат растут и другие издержки. Один из предпринимателей оценивает рост стоимости входящих услуг на 20%. По сути, эти деньги пойдут на очередное повышение зарплат в организациях, оказывающих услуги. При этом не все клиенты промышленных предприятий готовы перенести повышение цен на продукцию не то что на 15%, а даже на 10%. Поэтому на вопросы о планах на 2026 год из восьми моих собеседников четыре ответили «выживать», а два – «остаться на плаву».

В принципе, ничего из ряда вон выходящего в этом нет. Во всей стране ситуация с экономикой не ахти, и причины понятны. Но у нас есть еще и сугубо региональные особенности, и одна из них – отток людей. Многие предприниматели жалуются на отсутствие заказов. И ладно бы строители – у них эта нехватка уже года три (оплачиваемые заказы получают более компетентные строители из других регионов), и многие из них уже перевезли свой бизнес в другие регионы, например, в Москву. Но отток сказывается и в других сферах, например, в секторе мебели. Речь, повторюсь, о кадровой ситуации.

В регионе наблюдается снижение инвестиционной активности – это видно даже по цифрам, которые публикует МинЭк. Главные инвесторы региона – металлурги – тоже переживают не лучшие времена. Причина в данном случае лежит не внутри региона, а снаружи – мировые цены на металл находятся на низком уровне. Умножьте это на аномально низкий курс доллара и получите причину снижения (я уверен, что временного) инвестиционной активности крупного бизнеса. Впрочем, мелкому и среднему бизнесу тоже не то чтобы легко: новых больших проектов не видно. Единственный известный мне проект запуска нового завода буксует уже девять месяцев. Девять месяцев – срок серьезный, но завод пока не появился на свет. Местные чиновники так торопятся помочь инвестору, что сроки согласований постоянно затягиваются. Но рано или поздно у них, я уверен, получится. Не зря же у нас есть целое министерство экономического развития, а у министерства – целая корпорация, которая называется «Развитие»! Что-нибудь да разовьют.

Свободная экономическая зона тоже не демонстрирует взрывного роста. За год там появилось всего 23 резидента. Два участника покинули свободную экономическую зону. Резиденты СЭЗ (не все, впрочем) жалуются на сложные процедуры сдачи отчетности и постоянные изменения в правилах. Многих потенциальных участников – я это точно знаю – отпугивает необходимость поддерживать численность сотрудников на уровне первого квартала 2023 года. Требование для приграничных районов, прямо скажем, невыполнимое. Местный МинЭк кивает на федералов – это, мол, они придумали. Это универсальное правило для белгородского бизнеса – все то, что вам не нравится, идет от федерального центра, к местным чиновникам претензий быть не может. Поэтому в воскресенье, 14 декабря, губернатор Вячеслав Гладков взял инициативу в свои руки и провел встречу с резидентами СЭЗ. На встрече, которая длилась 2,5 часа, обсуждались все проблемные вопросы резидентов: и требования к количеству сотрудников, и неоправданно затянутые сроки вступления (это часто приводит к тому, что бизнес, ожидая решения о включении в зону в течение нескольких месяцев, инвестирует средства в развитие производства – ждать некогда, – а после получения решения о принятии в СЭЗ оказывается, что эти инвестиции не могут считаться инвестициями резидента). Оказалось, что если привлекать представителей федерального центра – а с нами был заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Святослав Сорокин (в формате ВКС), то вполне можно донести до них абсолютно все проблемы. Теперь надеемся на скорейшее решение.           

Еще одна проблема белгородского бизнеса – точнее, пострадавшего бизнеса  – это компенсации за утраченное в результате террористических атак ВСУ имущество. Деньги из федерального центра поступают медленно, и на всех их не хватает. Здорово, что пришли деньги для компенсации утраты и ущерба по недвижимому имуществу, но компенсация утраты автотранспорта и ТМЦ – дело уже, видимо, следующего года. Да и по компенсации утраченного имущества есть вопросы. Например, зачем требовать с предпринимателя оценку стоимости уничтоженного объекта в одном пункте постановления, а в другом пункте говорить о том, что компенсация все равно будет не выше кадастровой стоимости? Такая оценка может стоить и 100, и 130 тысяч рублей, а компенсируют лишь какую-то часть от реальной стоимости. Впрочем, нам уже разъяснили, что это требования федерального центра. Могли бы и сами догадаться.

Однако у предпринимателей Белгородской области есть проблемы, к которым местные чиновники отношения не имеют. Многие готовятся к тяжелой зиме, закупают генераторы и ждут возможных отключений электричества. Как возможные отключения повлияют на работу предприятий и на клиентский поток, никто предсказать не может. И это незнание не добавляет оптимизма.

По своему основному бизнесу – сопровождение делового программного обеспечения – я вижу с начала года аномальное количество закрывшихся предприятий или предприятий в предбанкротном состоянии. По нашей оценке, число таких субъектов МСП примерно в два раза выше аналогичных цифр 2024 года и в три раза – 2023 года. Статистика УНФС также показывает сокращение количества ООО и рост количества ИП – возможно, предприниматели пытаются выбрать более комфортный налоговый режим. Количество работников в секторе МСП также заметно сократилось за год: со 141 914 человек до 135 982, минус почти шесть тысяч человек.

Изменения налогового законодательства – это еще одна головная боль предпринимателей в масштабах страны. Есть ощущение, что многие предприниматели так и не осознали для себя необходимость ведения полноценного бухгалтерского учета с января 2026 года. Подозреваю, что основная напряженность от снижения порога применения НДС придется на первый квартал 2026 года.

И вишенка на торте – по-прежнему высокая стоимость кредитов. На этом фоне очень важна деятельность Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. Предприниматели действительно могут получить кредит, процентные платежи за который не утянут компанию вниз. Лично знаю собственника предприятия, которое уже несколько лет растёт и развивается преимущественно за счёт льготных кредитов, получаемых в Фонде. Поэтому призываю предпринимателей активнее пользоваться помощью Фонда.

В общем, в новый год мы входим не в самой лучшей экономической форме. Но! Предприниматель – это все-таки особый склад характера. Далеко не все поддаются унынию. Вот выдержки из планов предпринимателей Белгородской области на 2026 год: «Закрепиться в Воронеже», «Сохранить объемы в штуках, в деньгах добавить 10%», «Купить еще оборудование» и даже «Захватить доли рынка у тех, кто потонет и на этом заработать побольше». Вот с таким боевым настроем предприниматели собираются развивать экономику региона в следующем году.

Поэтому закончить текст хочу мыслью Говарда Бехара из книги «Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks». Он говорит о том, что кризис для организации может стать самым благоприятным временем, а вот успех зачастую таит опасность: «Источник многих трудностей – не кризисы, а удачи. Когда лидеру начинает казаться, что он непобедим, это часто приводит к недопустимому смягчению требований и отходу от основных ценностей».

Поэтому желаю всем в 2026 году стать сильнее и успешнее!

Комментарии 0