Тамбов. 19.12.2018. ABIREG.RU – Тамбовские предприятия в 2018 году отгрузили за рубеж товары на 176 млн долларов, что позволило региону показать рост объемов экспорта в 73% и занять 1-е место в ЦФО по темпам роста. Однако, как рассказал «Абирегу» первый заместитель главы администрации области Александр Ганов, в общероссийском рейтинге экспортеров регион занимает только 66-е место.
В Тамбове прошло первое заседание координационного совета по международной, межрегиональной и экспортной деятельности. Совет создан при главе администрации области, и его основная цель – наращивание объемов межрегиональной и международной кооперации.
Сегодня Тамбовская область торгует с 77 странами. В основном это ближнее зарубежье: Европа, Ближний Восток и Северная Африка. В структуре экспорта первое место занимает продукция сельского хозяйства, на втором месте – химия (крупнейший экспортер – ПАО «Пигмент») и промышленное оборудование (АО «Завком»).
Резкий рост экспорта в 2018 году, по мнению Александра Ганова, отчасти был достигнут за счет создания инфраструктуры поддержки экспортной деятельности. В 2017-м за новым органом исполнительной власти были закреплены соответствующие полномочия, появился Центр поддержки экспорта, основная цель которого – оказание помощи компаниям малого и среднего бизнеса по включению в федеральные экспортные программы.
На заседании совета обсуждали проблемы, которые мешают развитию экспортной деятельности. В первую очередь это система протекционизма со стороны зарубежных стран, защищающих свои рынки сбыта. Так для аграриев серьезным препятствием стал запрет на экспорт в Китай мяса птицы и свинины. Этот вопрос решается на федеральном уровне. Если запрет удастся преодолеть, производство соответствующей продукции может вырасти в два раза.
Тамбовские экспортеры уверены, что для эффективных продаж необходимы развитие и продвижение за рубежом территориальных брендов – наименования местности произрастания продуктов. Например, «тамбовская картошка» или «мичуринские яблоки» – это уже сложившиеся, узнаваемые словосочетания, но для массового экспорта этого недостаточно. Необходима целевая программа по разработке регионального бренда и соответствующего торгового знака.
Среди других вопросов участники совета обсуждали развитие транспортной инфраструктуры (в том числе железнодорожной), подготовку специализированных кадров, стимулирование компаний, занимающихся экспортной деятельностью. К концу 2019 года таких компаний должно стать как минимум на 60 больше. А в среднесрочной перспективе с продукцией на экспорт должно выйти каждое десятое тамбовской предприятие.