Воронеж. 02.04.2019. ABIREG.RU – Аналитика – В последнее время по Черноземью прокатилась волна громких историй и уголовных дел, в которых были ущемлены интересы автолюбителей. Скандал с обманутыми клиентами воронежского «Гауса», белгородского «Автопремиум31» и курского «РусьАвто» – число людей, не дождавшихся машин или возврата денег за неудачную покупку, растет в геометрической прогрессии. Несмотря на огласку этих историй, водители по-прежнему наступают на грабли, умело расставленные находчивыми дельцами. Причем некоторые из них используют совсем другие схемы работы с клиентами и делают это настолько аккуратно, что привлечь их к ответственности едва ли представляется возможным.
Кредит – дело тонкое
Редакцию «Абирега» заинтересовала история Светланы и Александра (имена собеседников изменены – прим. ред.), которые в июне прошлого года решили купить новый автомобиль, сдав свою «десятку» в tradе in. Воодушевившись низкими ценами, обратились за услугами в салон «Агата Моторс». По собственным данным, автосалон «является официальным дилером 22 марок». Расположен он в непосредственной близости от Северного авторынка, в удобном месте в городской черте.
По словам клиентов, по телефону менеджер сообщил, что интересующий их автомобиль есть в наличии. Однако на следующий день по приезде в салон машины в наличии не оказалось. Светлане и Александру предложили взять в кредит Lada Vesta 2017 года выпуска. «Мы отправили заявку на кредит, но нам его не одобрили без разъяснения причин», – рассказывает Светлана. После этого менеджер предложил клиентам приобрести имеющийся в наличии Ford Focus, но пару категорически не устроила его «предыстория».
В результате всех переговоров Светлана и Александр приобрели Volkswagen Polo за 770 тыс. рублей (при стоимости от 670 тыс. рублей у официального дилера). Их старую машину оценили в 120 тыс. рублей, а также пообещали сделать скидку в размере 50 тыс. рублей за сделку tradе in. Остальную сумму в размере 600 тыс. рублей семья взяла в кредит, изначально настроившись на обещанную процентную ставку в 9,5-10%. Чуть позже менеджер автосалона заявил клиентам, что эту ставку в банке не одобрили и согласны дать им заём под 18% годовых. Также он призвал не беспокоиться покупателей из-за более высокой ставки и предложил в качестве выхода из ситуации через пару месяцев перекредитоваться в другом банке на более выгодных условиях.
Перед тем как согласиться на сделку, клиенты попросили все-таки взглянуть на свою будущую машину и паспорт транспортного средства (ПТС). Менеджеры заверили, что после подписания им сразу всё дадут «на руки».
В итоге кредит был оформлен. Покупки дешевле, чем у официального дилера, не получилось. Оказалось, что ПТС был «забит практически полностью и автомобиль перепродавался несколько раз». В паспорте числилась некая московская компания «Восход», которая ранее приобрела машину для своего таксопарка. Как удалось выяснить позже, через месяц после покупки компания сдала машину в tradе in «Агате Моторс».
Общение с представителями «Агаты Моторс» после осознания клиентами всего произошедшего не увенчалось успехом: их электронные письма и обращения оставались без ответа, менеджер, подписывавший договор по доверенности, уже якобы уволился, и найти его не представляется возможным. Обращение в полицию и прокуратуру также не принесло желаемого результата, так как договор составлен юридически грамотно. «Областная прокуратура направляла запрос в федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей. И нам пришел ответ, что в деятельности автосалона никаких нарушений нет. Порекомендовали обратиться в суд, если что-то не устраивает», – отметила Светлана.
На данный момент семья продолжает выплачивать кредит, чтобы не портить кредитную историю, передвигаются на приобретенном Volkswagen Polo. Светлана и Александр пытаются найти человека, от лица которого с ними был заключен договор. Клиенты подозревают, что этого человека и вовсе нет: «Может он и не расписывался, а подписи подделаны. Если докажем это, будет хотя бы маленькая зацепка», – надеется Светлана.
«Следственный» эксперимент
Корреспондент «Абирега» под видом покупателя интересовался покупкой автомобиля в «Агате Моторс». Менеджер предложил приобрести машину по стоимости на 100 тыс. рублей дешевле, чем на рынке. На вопрос, почему на автомобиль установлена такая низкая цена, представитель компании ответил, что эта сумма действует только при условии кредитного договора с одним из 20 банков, с которыми сотрудничает дилер, и тут же предложил оформить соответствующую заявку. Сославшись на необходимость «подумать над предложением», мы прервали разговор. За этим в течение двух недель последовали звонки и приглашения в салон.
На вопрос, с кем в случае покупки автомобиля мы будем заключать договор, сотрудник отправляет на телефон сообщение с указанием компании, название которой не зафиксировано в системе «Коммерсантъ Картотека».
Во время звонка под видом покупателя мы попросили объяснить менеджера, почему вокруг их автосалона сформировалось столь негативное информационное поле. На это представитель салона парировал, что «отзывы – это конкурентная борьба», якобы с помощью них другие автосалоны пытаются испортить коллегам репутацию, и призвал не беспокоиться на этот счет.
Дополнительно смутить покупателя может то, что Интернет приводит его в «Агату Моторс» как к официальному дилеру множества популярных марок. Собеседник «Абирега» на рынке отметил, что в Сети есть сайты, почти как две капли воды похожие на сайты официальных дилеров. Отличия от оригинальных – разве что в контактных данных и более низкой стоимости автомобилей. Например, поиск в Google по запросу «Nissan Воронеж» выдает несколько сайтов официальных дилеров, таких как «АврораАвто» или «Мотор Ленд», а также сайт voronezh-nissan.ru без упоминания компании-дилера. Примечательно, что адрес по последней ссылке в точности совпадает с адресом салона «Агата Моторс». Совпадение? Не думаем.
«Дилерство у нас имеется», – комментируют в салоне, а отсутствие «Агаты Моторс» в списке официальных дилеров на сайте марки объясняют «испытательным сроком», который проходит автосалон и который может занимать от полугода до двух лет. Соответственно, занесение «Агаты Моторс» в список официальных дилеров, по версии менеджера, – это вопрос времени.
Однако, по словам директора по продажам ООО «АврораАвто» Светланы Поповой, такого понятия, как испытательный срок, в системе автодилерства в принципе не существует: «Выбор дилеров происходит по системе, аналогичной поиску подрядчиков по госконтрактам, – поясняет госпожа Попова. – Сначала автопроизводители анонсируют, в каких регионах они намерены найти официального представителя и каким требованиям он должен соответствовать. Затем автосалоны подают соответствующие заявки, причем процедура отбора обязательно должна происходить на конкурентной основе. С момента подачи заявки до принятия соответствующего решения проходит не более трех месяцев, но никак не полгода или более. Во всех остальных случаях претендующие на дилерство салоны могут заполнить форму обратной связи, но это не дает никаких оснований рассчитывать на получение официального статуса и никаким испытательным сроком не является».
Руководитель издания и канала CarzClub.ru Алексей Шамарин поделился незамысловатым методом, как отличить настоящего продавца от «серого»: «На сайте любого производителя есть список дилеров. Выбираете свой город, смотрите компании по городам. Всё очень просто», – заявил эксперт. «Абирег» решил проверить таким образом сайты всех 22 автокомпаний, официальным дилером которых назвал себя салон «Агата Моторс», и не нашел ни одного упоминания об этом автосалоне.
При попытке запроса комментария журналистом в «Агате Моторс» обещают «постараться связать», призывают ожидать с добавкой: «Вам перезвонят» и спешно (очень спешно) кладут трубку.
Кто стоит за такими автосалонами в Воронеже, собеседники агентства не знают. Один из экспертов предположил, что это «федеральная история» и, скорее всего, головная структура находится в столице, а в Воронеже просто сняли помещение в аренду и спокойно себе работают.
Действительно, продавцом автомобиля конкретно в договоре с Александром выступает московская компания «Автотрейд», занимающаяся торговлей легковыми автомобилями. По данным Kartoteka.ru, генеральным директором и единственным владельцем является Ровшан Караев, который ранее также руководил местным ООО «Софтранс». Выручка «Автотрейда» в 2017 году составила 314,17 млн рублей, чистая прибыль – 3,8 млн рублей.
Примечательно, что скандал с участием ООО «Автотрейд» разразился в прошлом году в Новосибирской области. Симптомы похожие: дилер именует себя как Galaxy Motors, логотип до смешения похож на бренд мирового концерна «Дженерал Моторс», «пачки» недовольных клиентов, высокие проценты по кредитам, продавцом в документах выступает московское юрлицо. В договорах, по данным местных СМИ, фигурировал – кто бы вы думали? – ООО «Автотрейд» во главе с Ровшаном Караевым или ООО «Автофинас» некоей Дарьи Шаховой. Сегодня по запросу Galaxy Motors Google выдает коротко и ясно – «закрыто навсегда».
В поиске судебных разбирательств с участием «Автотрейда» мы обнаружили компанию в картотеке арбитражных дел в четырех процессах в качестве истца. Три из них рассматриваются в пермском арбитраже – компания пытается оспорить административные штрафы, выписанные областным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Иски приняты к производству, суд не так давно приступил к их рассмотрению. Отметим, что в одном из исков указано, что «Автотрейд» намеревается оспорить постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ («Нарушение иных прав потребителей»), в которой говорится о незаконном включении в договор условий, ущемляющих права покупателей.
Бесплатный сыр
Алексей Шамарин рассказал «Абирегу» о классической схеме работы подобных компаний. По его словам, подобные «дилеры» не имеют никакого отношения к заводу-производителю – они приобретают автомобили у официальных представителей под видом обыкновенных покупателей и впоследствии продают их своим клиентам якобы по заниженной цене, к примеру на 100-200 тыс. рублей дешевле рыночной. «В любом случае автомобиль клиент получит, но по какой цене, это другой вопрос. Если у официального дилера автомобиль стоит 500 тыс. рублей, «серый» дилер предлагает купить его за 400 тыс. рублей. В итоге клиент приезжает в офис и заключает договор на 700 тыс. рублей. Все схемы, которые они используют, мошенническими не назовешь, потому что все их договоры законны. Покупатели, как правило, подписывают документы не глядя», – отметил господин Шамарин.
Помимо колеблющейся стоимости, в качестве большого недостатка Алексей Шамарин указал на то, что клиенты «серых», как их принято называть, дилеров зачастую не могут воспользоваться гарантией на автомобиль. Происходит это за счет того, что после перекупки у официального представителя машина просто может «простоять» в салоне весь гарантийный срок.
Представитель одного из автодилеров, работающих за пределами Воронежской области, заявил «Абирегу», что их клиенты часто обращаются с вопросом, почему в компании N в их регионе якобы такие же автомобили стоят на порядок дешевле. По факту выясняется, что эти компании банально не показывают покупателям товар, утверждают, что он стоит на складе, а перед тем как «прицениться» к будущему авто, клиенту необходимо заплатить предоплату или взять кредит. «Серые» дилеры заявляют вам цену в размере 600 тыс. рублей. А после внесения предоплаты ваш договор «чудесным образом» трансформируется и вы видите там цифру 800 тыс. рублей. Также они предлагают кредиты с какими-то немыслимыми процентными ставками. «У официального дилера не может «вылезти» кредит под 23% годовых, автокредитов с такой процентной ставкой просто не бывает», – уверен собеседник Агентства.
Еще один источник, чуть не обжегшийся на услугах подобного дилера, рассказал «Абирегу», что сотрудники салона оформляют сделку по покупке автомобиля, после чего говорят, что его якобы нет в наличии, и предлагают более дорогую модель. А в случае если клиент потребует вернуть внесенную предоплату, в договоре «обнаруживается» предусмотренная неустойка. Деньги из воздуха.
У «серых» дилеров очень много схем, но никогда нельзя забывать, что бесплатный сыр только в мышеловке. А тот, кто ведется на наживку, рискует уехать из автосалона на машине с полным «прицепом» дорогостоящих кредитов и проблем.