WorldClass

29 марта 2024, 13:30
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья
erid: 2Vtzqv8XR15 Реклама 18+

Газета «Известия» // Незаметный прогресс: эксперты оценили конкурентоспособность России

14.10.2019 18:47

РФ сохранила 43-е место в рейтинге конкурентоспособности, но прибавила 2 балла, пишут «Известия».

По уровню конкурентоспособности Россия расположилась на 43-м месте в мире, между Словакией и Кипром. Количественные показатели у нашей страны подросли, но улучшить свое положение в таблице ей не удалось. Самой же успешной экономикой стал Сингапур, сместивший с первой позиции США. В целом же темпы развития в мире остаются медленными и даже лидерам очень далеко от идеала. Таковы результаты очередного ежегодного рейтинга конкурентоспособности, составленного Всемирным экономическим форумом.

Текущий обзор стал юбилейным – рейтинги конкурентоспособности составляются начиная с 1979 года. Со временем они стали включать в себя всё больше и больше стран – к настоящему моменту их число достигло 141, а их суммарный ВВП составляет более 99% от мирового. В разные периоды лидерами были разные государства, но в последние 10 лет список лидеров примерно один и тот же: США, наиболее развитые «азиатские тигры» (Гонконг, Сингапур, Тайвань и т.д.), а также некоторые страны Центральной и Северной Европы.

Методология индекса в очередной раз изменилась в прошлом году. Новый индекс – GСI 4.0 – включает в себя факторы, прямо влияющие на рост производительности труда, которая является ключевым показателем конкурентоспособности любой экономики. Речь идет об общей факторной производительности (total factor productivity, TFP), показателе, выведенном впервые нобелевским лауреатом Робертом Солоу. TFP представляет собой производительность, из которой выделены затраты труда и капитала, по сути – уровень развития технологий, ноу-хау и квалификации работников. Индекс, таким образом, использует около 100 факторов, которые должны благоприятствовать росту TFP.

Все индикаторы, используемые WEF в своем анализе, делятся на 12 базовых групп – «столпов». Речь идет об инфраструктуре, институтах, внедрении информационно-коммуникационных технологий, макроэкономической стабильности, здоровье населения, товарном и трудовом рынке, финансовой системе, размере внутреннего рынка в целом, динамизме бизнеса и способности к инновациям. Рейтинг страны рассчитывается в пределах от 0 до 100 баллов, где 100 означает достижение «фронтира» – области, где проблемы, связанные с уровнем развития, не могут помешать экономическому росту. Подсчет баллов основывается как на объективных показателях, так и на опросе 13 тыс. предпринимателей и управляющих компаниями в разных странах.

Большинство стран год от года набирают баллы и прибавляют в конкурентоспособности. Россия – в их числе: хотя по итогам года она не смогла улучшить свое место в таблице (43-е), ее индекс увеличился на 1,1 балла. Соседи России по таблице примерно те же самые, что и в прошлом году, – страны Восточной Европы (Латвия, Словакия, Венгрия, Болгария), успешные монархии Персидского залива и некоторые государства Восточной Азии, например Таиланд.

За последний год РФ, с точки зрения составителей рейтинга, удалось добиться существенных успехов в таких областях, как макроэкономическая среда (+2,5 пункта). Рецессия 2015 года была преодолена, инфляция опустилась до 3% в год, а финансовое положение государства стало исключительно устойчивым из-за сбалансированного бюджета, низкого госдолга и более $100 млрд, накопленных в Фонде национального благосостояния. Эксперты форума высоко оценивают способность страны к инновациям – по этому показателю Россия заняла более высокое место (32-е), чем в общем зачете. Это было обеспечено за счет высокого качества исследовательских институтов (9-е место) и хороших показателей расходов на научно-исследовательские разработки (34-е). Не последнюю роль играет и быстрое внедрение информационных технологий, а также широкое проникновение интернета – им сейчас охвачен 81% населения в РФ.

Но есть и плохие новости. По данным WEF, квалификация рабочей силы в стране падает, за минувший год она снизилась на 0,2 пункта. Рабочие умения выпускников средних школ и ПТУ стали оцениваться руководителями бизнеса в России ниже на 0,1 пункта. И хотя показатель количества лет, проведенных средним гражданином в системе образования, значительно выше среднего и составляет 15,5 года, качество этого образования всё менее соответствует потребностям современной экономики.

Второе слабое место страны – это финансовый сектор, по уровню развития которого РФ находится на 95-м месте в мире. Недостаточное количество фирм имеют доступ к финансовым ресурсам, более того, ситуация ухудшается. Доступность кредита для малого и среднего бизнеса, к примеру, уменьшилась на 0,9 пункта за год. По данному показателю Россия сейчас расположилась в конце списка – на 118-м месте. Что касается банковского сектора, то у него есть серьезные проблемы с «плохими долгами». Просроченная задолженность превышает 10% от кредитного портфеля российских банков. Наконец, рынок акций в стране по-прежнему недоразвит относительно широкой экономики – по этому соотношению наша страна находится на 51-м месте.

В целом в рейтинге Россия идет на более высоком месте, чем любая из бывших постсоветских держав, исключая страны Прибалтики. Так, Казахстан оказался на 55-м месте, Азербайджан – на 58-м, Армения – на 69-м, а Украина – на 85-м. Первые три подросли в рейтинге, причем Азербайджан взлетел сразу на семь позиций, а вот Украина потеряла два места. Что касается стран Средней Азии, то они по-прежнему относятся к безнадежно отстающим: Таджикистан, к примеру, расположился на 104-м месте – ниже Кении, Руанды и Гватемалы.

Лидером общего списка в этом году стал Сингапур – США смогли удержать первое место лишь в течение одного года. Азиатский город-государство улучшил свои и без того высокие показатели по 10 из 12 групп критериев. Скажем, по критерию «здоровье» Сингапур набрал 100 баллов из 100. Блестящие показатели у него и в графах «макроэкономическая стабильность» и «развитие финансовой системы». Интересно при этом, что по таким критериям, как «устойчивое развитие» и «свобода прессы», сингапурцы набрали очень небольшое количество баллов, оказавшись за пределами топ-50 стран.

Всего в первой десятке общего списка расположились три государства восточной Азии (Сингапур, Гонконг и Япония), еще шесть представляют Европу, в основном Северную и Центральную (Нидерланды, Швейцария, Германия, Швеция, Великобритания и Дания) и еще одна – Северную Америку (США). Самой конкурентоспособной страной Ближнего Востока называется Израиль (20-е место), а Восточной Европы – Эстония и Чехия, поделившие между собой 31-е место.

В обзоре отмечается, что большинство стран по-прежнему очень далеки от достижения «фронтира». Средний GCI составляет всего 60,7 пункта, а в 9 из 12 «столпов» разница с максимумом превышает 30 пунктов. Даже лидеры рейтинга отстают от максимума более чем на 15 пунктов.

Хотя из-за смены методологии улучшение или ухудшение ситуации отследить сложно, авторы обзора отмечают, что в последние годы ситуация является скорее неблагоприятной для развития, о чем можно судить по некоторым результатам. Так, рост TFP начал замедляться еще до мирового финансового кризиса, а после 2008 года торможение стало еще более ощутимым, что в значительной степени опровергает теорию технооптимистов о том, что мы живем в эпоху беспрецедентного технологического роста. Об этом, кстати, писал профессор из США Роберт Гордон в своей нашумевшей работе «Подъем и упадок американского экономического роста» (2014). По его мнению, замедление экономического роста произошло из-за того, что в ведущих экономиках уже были сорваны самые низко висящие «плоды» с «дерева прогресса» и основные технологические революции остались позади.

У WEF есть другое объяснение феномену, из-за которого рост TFP в развитых экономиках в 2011-2016 годах составлял только 0,3%, а в развивающихся – 1,3%. Эксперты организации считают, что дело в хроническом недоинвестировании и провале структурных реформ, предпринятых после кризиса. А заливание проблем деньгами в виде доступной ликвидности (свыше $10 трлн только от центробанков) привело к обратному эффекту, поскольку эти средства пошли не в реальный сектор, а на финансовые рынки.

Дмитрий Мигунов
Газета «Известия», 00:02, 14.10.2019

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0